Любая достаточно продвинутая технология неотличима от магии. Третий закон Кларка.
Вот и свершилось. Спустя более чем двадцать лет в свет выходит прямой сиквел Ганбастера, режиссёрского дебюта теперь уже классика аниме-индустрии Хидеаки Анно. Режиссёром на этот раз выступает Цурумаки Кадзуя. Смог ли он не посрамить оригинал? И да, и нет.
За прошедшие двенадцать тысяч лет мир изменился. Красный Млечный Путь закрывает солнечную систему от остального космоса, держа человечество взаперти многие века. Внешние враги продолжают периодически нападать на людей, и единственная защита от них – Топлесс, особенные подростки, способные управлять бастер-машинами. Ноно, наивная розововолосая девушка, мечтает стать пилотом. Для этого она сбегает из своего дома на Марсе, и в ходе своих путешествий встречает Ларк Мелк Марк, одну из Топлесс. Волею судьбы Ноно вступает в ряды элитных пубертатников. Теперь она хочет доказать всем, чего она на самом деле стоит.
И тут начинаются проблемы. Кадзуя, явно не зная о бритве Оккама, развивает идеи оригинала не вглубь, а вширь. В оригинале были упомянуты бастер-машины? Сделаем их разумными роботами, способными проявлять собственную волю. В оригинале пилоты проходили изнурительные тренировки для улучшения собственных навыков? Теперь пилотами могут стать только некоторые подростки, и им не обязательно для этого тренироваться. В отличие от оригинала, имевшего лишь несколько допущений и претендовавшего на реализм, Дайбастер, руководствуясь третьим законом Кларка, плюёт на реализм с большой колокольни. Тут и минус двадцать миллионов градусов, и откровенная телепортация, и ещё куча всего в том же духе... Большинство проблем, с которыми сталкиваются герои в первой половине сериала, – типично подростковые. Они не идут ни в какое сравнение с теми трудностями, с которыми столкнулась Норико из Ганбастера, какими бы простыми в нарративном плане те не казались. Особенно смешно и по-детски смотрится третий эпизод, который, по сути, является филлером (и это при всего лишь шести эпизодах! ). Характеры персонажей тоже в угоду моде нулевых стали проще (да, ещё проще, чем в оригинале). Ноно – типичная жизнерадостная девчушка, в определённые моменты толкающая умные речи. Ларк – типичный трудный подросток, считающая, что смотрит на мир не так, как другие (в частности взрослые). Пресловутых Топлесс в истории около десятка. О них вам не расскажут почти ничего, лишь эпизодично покажут их и их бастер-машины. Конечно же, о парочке мы узнает немного больше, но в целом общей картины это не меняет: автор проходится ровным тонким слоем по всем, показывая лишь маленький срез мира четырнадцатого тысячелетия.
Что же, всё настолько плохо? Почему тогда я ставлю семь, а не меньше? Как Хидеаки Анно вдохнул душу в Ганбастер, так и Цурумаки Кадзуя вдохнул её в Дайбастер. Да, она несколько карикатурна и грубовата, но душа, с которой рисовали тайтл, сочится из каждого кадра. В Ганбастере Анно мечтал о дальних звёздах, и эта мечта за двадцать лет исчезла вместе с холодной войной и гонкой вооружений. Теперь же, Цурумаки мечтает о гигантских роботах, бороздящих небеса. Об эпичных баталиях в безвоздушном пространстве. С персонажами тоже не полная разруха. Кассио и Николас (что примечательно, самые взрослые герои второго плана) прописаны отлично, несмотря на малое время в кадре. И тут кажущаяся ненужной тема с Топлесс играет яркими красками. Режиссёрские и операторские приёмы сделаны превосходно, некоторые моменты выполнены с юморком, который трудно не заметить. Цурумаки умеет передать и масштабные, и камерные сцены так, чтобы они запомнились. И, наконец, самое главное – связь с оригиналом. Отсылки – то, ради чего стоит смотреть Дайбастер, если вам понравился оригинал. Здесь прекрасно всё: от музыки до нарратива. А какой финал...
Мог бы тайтл получиться лучше? Да, конечно мог. Gainax пошли по пути наименьших рисков, чтобы привлечь не только фанатов Ганбастера, но и новую аудиторию, незнакомую с оригиналом. Тут в дело и пошли все штампы, которые попались под руку. Но, невзирая на все огрехи, Дайбастер не ударяет в грязь лицом.
|