Школьница Хироми позировала вместе со всеми своими одноклассниками для общей фотографии, как вдруг откуда ни возьмись — пёс, смешной и лохматый, такой симпотяга. И, приземлившись девочке на колени, остался как на фотке, так и в жизни Хироми. Ну как, надо ли вам ещё объяснять, что этот пёс говорящий и что девочка достаточно разумна для того, чтобы не только держать это в тайне ото всех, но и растолковывать недотёпистому животному, почему он должен молчать при других. И как вы считаете, случайно ли пёсик выбрал себе именно такую хозяйку?
Да, кто бы мог подумать, что и за пределами Гибли встречаются такие вещи — как будто младшие сёстры и братья творений Миядзаки и Такахаты. Впрочем, такое даже сейчас бывает: недавняя полнометражка Colorful от Sunrise чем-то гиблиевским явно отдаёт. Ну а тогда, когда ещё многие снимали старательно, появление одновременно и технически качественной и с душой созданной сказки едва ли было чем-то невероятным.
Медитативность и неспешность изложения, какие бы бури ни бушевали в юном сердечке — это напомнило такахатовское «Ещё вчера». Тематика близка такахатовской же «Хулиганке Тиэ», только без такой комедийности и гротеска, как там. Ну а бег, волшебные полёты вместе с мохнатым другом — тут, конечно, любому сразу в голову придёт «Шёпот сердца». Справедливости ради только надо отметить, что здешняя героиня выглядит более полненькой, чем Сидзуку из «Шёпота сердца», и поэтому её пируэты может и не такими изящными выходят, ну да ладно!
Конечно, в наш анимешный век кислотных красок, утрированных эмоций, эпатажности и экзальтированности такой уравновешенный и сдержанный семейный фильм может не произвести должного впечатления. Влюблённость в своего репетитора — если это тянет на скандальность, то на самую маленькую, ведь для девчонок такого возраста влюбляться в мужчин намного их старше довольно легко, и чаще всего это не ведёт к тяжёлым последствиям, а сменяется новыми чувствами и впечатлениями. А без скандальности сейчас, увы, чаще всего на аниме и внимания-то не обратят.
А между тем насущные проблемы, психологизм и достоверность в мельчайших деталях — это именно здесь. Мать после серьёзного и достаточно травматичного, хоть внешне и рядового разговора с дочерью только устало потягивается, разминает мышцы, а дочка только понуро лежит на постели, не находя сил даже на слёзы. О переживаниях, надеждах, потребностях здесь говорят просто и безыскусно, между делом, как даёт Хироми понять матери о своих любовных огорчениях.
О том, что кто-то кому-то нужен, сообщают вовсе не рвя на себе рубашку и пламенно заклиная. Может хватить и простого: «Я вовсе не такая сильная, какой вы меня считаете». Казалось бы, если ребёнок силён духом и не донимает взрослых, не плачется им ни на что, то этим он оказывает им хорошую услугу. Слишком часто взрослые от своих детей именно такого и добиваются, хоть сами в этом даже перед собой не признаются. Но на самом деле такое подавление эмоций скорее всего приведёт к нервному срыву, и тогда взрослым придётся потратить куда больше энергии, чем тогда, когда они вовремя заметили бы тревожные симптомы, противоестественную выдержку и каменное бесстрастие своего ребёнка.
И в высшей степени зрелый взгляд на чудеса, который не только не лишает происходящее романтики — напротив, усиливает её тысячекратно. У Хироми есть целых три чуда даром, казалось бы, какие вообще у неё могут быть проблемы? Но эта малышка несравненно лучше взрослых понимает такие понятия, как долг и уважение к чужой воле, чужому выбору. Она достаточно умна, чтобы понять: мир и единение в семье поддельны, если люди пришли к этому не по собственному решению и собственными силами, а как бы под гипнозом. Если она подменит их волю своей, это уже будут не её мама, не её папа. А ей они нужны такими, как раньше, иначе какой вообще смысл что-то сохранять?
Но всё вышесказанное ведь не вмещает в себя и половины тутошнего очарования. Необыкновенно живая мимика: если уж кто-то запыхался, то видно, что с трудом переводит дух. Акварельная лёгкость фонов. Ночное путешествие к зимнему морю, наконец, волшебные пузырьки света и заснеженные кровли. Такие вещи может и создаются именно для того, чтобы был стимул не терять тех, с кем их смотришь вместе...
|