«Откровение - не золотой город. Откровение - стремительный молот. Молот богов или демонов молот, Мир на части расколот».
(Маргарита Пушкина о вечном).
Жить в эпоху больших перемен - всем и всегда так не просто. Но персонам с причудливым взором на новую суть стародавних вещей - жить трудно в любые времена. Таких кличут эксцентричными чудаками и пророчат великие беды в годину лихих испытаний.
Людям, будто парящим с головой в облаках, духом устремленным куда-то в глубину вещей, сердцевину мира - всегда найдется крепкое грузило, дабы уравновесить непокорное тело. Обычно в этой роли, выступают камни за чей-нибудь негостеприимной за пазухой.
Истинно талантливый человек всегда опережает свое время, и только потом спустя годы, когда последние бумажные вагоны его повести–сказки достигают первых станций книгоиздательств – приходит запоздалое понимание.
Да и суровую красоту «Весны Кэндзи» с изящным сочетанием ручной рисовки и компьютерной 2D и 3D графики, стало возможным сполна оценить не в далеком 1996 году, а лишь когда уже новое тысячелетие уверено, прошагало по планете.
Приходиться быть банальным, но нельзя ни напомнить, что о мастерстве аниматоров, создавших фильм можно судить, только посмотрев весь фильм целиком и полностью. И то, что работы акварелью, маслом, как, впрочем, и меткость карандашного наброска – никогда не устаревают.
Главный герой фильма, как и его прообраз, Миядзава Кэндзи не был понят и оценен по достоинству современниками. А авторский фильм Кавамори Сёдзи, где он выступил, и режиссером, и автором сценария, не столь широко известен, как какие-нибудь злоключения кавайных девочек или самонадеянных аристократов на мехах.
Творец всегда находится в поиске истины, сокрытой рядом - в морских камнях, в пробивающемся из-под земли молодом ростке, в многолетней коре дерева. Сам разум его обитает где-то так неуловимо далеко, и где-то недосягаемо близко.
Даже самые смелые и быстро как в калейдоскопе, меняющиеся способы анимации, и графические решения дизайнеров и художников-оформителей «Весны», весьма оригинальны и навеяны непосредственно творчеством самого Миядзавы.
Как и от чудаковатого, и в чем–то, гениального учителя, так и от этого фильма подчас! ежеминутно! не знаешь, чего и ожидать! То, через распахнутое окно, он может выпорхнуть на природу, и тогда через его кошачий глаз узнаешь и самолично познаешь, что у камней есть свой характер, и свой голос. То, полеты в кроне раскидистого дерева потревоженных воробьев оказываются расчерченными во влажной атмосфере притчи синим линиям пунктирных метафор.
Стоит взойти с ним на вершину горы, увидеть в ночном небе необъятные космические просторы, и тогда многое откроется помимо астрономических координат и галактической иллюминации. Благодаря ему, древний образ мироздания и видения путем мироощущения – становится иллюстрацией-раскраской мечты о том, чтобы познать этот, такой странный, но такой притягательный мир.
Будучи рядом с ним – придётся столкнуться с драмой, грустью потери любимого человека, горечью непонимания, разошедшимися путями-дорогами с друзьями, что отринули былые чаяния и покорились монотонности реки жизни.
Вместе с котоликим учителем ты окунёшься в тягучий кошмар, жутко реАнимированной и вечно голодной смерти. Идя его путями, погрузишься в глубины пророческих галлюцинаций о «Ночном путешествии поезда по Млечному Пути». С помощью прорезавшихся крыльев озарения имеешь шанс - окинуть взором путь писателя, философа и замечательного, хоть и странноватого для учеников сенсея, и просто хорошего человека.
Буддист и христианин, идеалист и прагматик - всяк един перед Вечностью. И нахлынувший катарсис – он вылиться в дальнейшем жизненном пути, уже не кота в остроухой шляпе. Он будет в творчестве реального человека.
К таким людям, и героям, как Кэндзи неприменимо слово «нормальный», талант, равно как и гениальность, не укладываются в рамки обычного восприятия.
Оттого конфликт расчетливого отца, хозяина ломбарда, и сына, пишущего книги, которые будут читать лишь спустя много лет, - неразрешим по своей сути. Он сокрыт в самом естестве, природе деятельных и энергичных мечтателей и выдумщиков, все остальные виды фантазеров обречены на забвение.
И только самый верный судья – время, оно расставило всё по своим постаментам. Пусть труды и старания Кэндзи могут кому-нибудь показаться надуманными, но только в том случае, если не знать (или, что хуже), не обращать внимания на реальные факты в биографии японского писателя.
Такие личности, как герой фильма обречены раз за разом, взлетев в небеса вдохновения – впоследствии падать на холодную, промерзшую людским непониманием, землю.
Вынуждены яростно долбить тяпкой собственного целеустремленного упрямства сухую почву будней, под палящим солнцем, под смешки: «а барин то чудит», заботиться и лелеять первые всходы, и в итоге - столь ожидаемый урожай соберут другие, и в прямом, и в переносном смысле слова.
Не всякий может увидеть в черном куске слюды, бывшем когда-то газом - Мироздание, и не каждый может рассказать о таких сложных вещах, как молекулярная теория просто и доходчиво, заглядывая только разве, что в открытую книгу своего сердца.
Рядом со стремительно гаснущей электролампой и медленно угасающей сестрой, и нависающей, как темный полог, смертью самого близкого и любимого человека, тут только и можно - зажечь от искры своей теплой души свечу надежды, хотя бы на время - хотя бы на миг.
Пока ты жив – учись, борись и познавай. Посеявший сомнения - пожнет семена скорби. Посеявший доброе, светлое, теплое – получит урожай, независящий от времен года и характера почвы.
|