Когда мне говорят "документальное кино", я инстинктивно пугаюсь. Когда прибавляют "не, ну биографическое", мне становится чуть легче, но всё равно как-то не по себе.
Совсем страшно выходит, когда это документально-биографическое оказывается параллельно отличным фильмом про осознание себя в этом мире.
"Весна Кэндзи" — это жизнеописание, внезапно, Миядзавы Кэндзи, японского писателя начала двадцатого века. Но от непосредственно биографии там остался только некий общий фон, настроение, а вся история — про это самое осознание себя и мира. Она была бы, пожалуй, несколько пафосной, если бы главный герой не говорил периодически "ня". Ах да, герои там, как и в работах Миядзавы, представлены в виде животных, в основном — котов и кошек. С, замечу, очень человечными лицами.
Та часть, в которой Кэндзи показан со стороны, невыразимо прекрасна. Эксцентричный сельский учитель, рассказывающий мальчикам в классе (а чаще на лугу у реки), что значит жить, думать, чувствовать... над ним малость посмеиваются, но всё равно очень любят. А его убийственное "Зачем ты воруешь? Если тебе нужны деньги — хочешь, я отдам свои?", да ещё и в кошачьем антураже, как-то совсем обезоруживает. Образ вышел действительно очень живой и точный — такого в чём-то беспомощного и совершенно не в этом бренном мире живущего интеллигента.
"Я очень хочу побить их за это, но у меня не хватает смелости, поэтому я сижу тут и втыкаю указатели, чтобы хоть немного успокоиться."
Другая часть фильма — взгляд на мир изнутри, глазами Кэндзи, его переживания о расставании с другом, смерти любимой сестры и вообще... даже нелепое какое-то хождение в народ. И оно тоже очень приятно, образно и интересно снято, хотя, по-моему, несколько не дошло до кульминации. Момент переживания безусловно виден, но — с чего именно начался катарсис и к чему он привёл? Да и самого драматичного, столкновения этого безнадёжного идеалиста с настоящим миром, там толком нет.
И всё же этот фильм дивно передаёт вот то самое ощущение: я — часть мира. Воздух, внезапно оборачивающийся водой, небеса, за которыми крутятся шестерёнки, камни, которые умеют говорить. И кот в шляпе, смотрящий на это с искренним восторгом, с расширенными зрачками, неистово строчащий что-то в блокноте — и второй кот в шляпе, грустно размышляющий о том, ведёт ли это всё куда-нибудь...
Нет, в том, что мир и правда так прекрасен и можно жить в этой хрупкой иллюзии, они меня не убедили — потому что не проверили иллюзию на излом, не стали сталкивать её с реальным миром. Все труды и старания Кэндзи, в общем-то, несколько надуманны. Однако образ главного героя с его прекрасным огромным миром вышел правда замечательным.
Оно и нарисовано симпатично, со сменой стилей, с перемешением 2D и 3D, хотя 3D 1996 года выпуска — зрелище не для слабонервных. И музыка, да, мне тоже понравилась. 7/10.
|