ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ И вот все закончилось. Последняя серия второго сезона, счетчик на нуле, а на экране - стоп-кадр с надписью "Конец". Сложное послевкусие, в котором ощущается не happy-end, но hope-end, типичный для Гайнакс. А также безотчетное чувство "дежа вю". Примерно год назад, когда в мои загребущие руки попал первый сезон "Махороматик", я набросал небольшой отрывок, в котором под звуки блюза уже немолодой Сугуру рассказывает историю своего детства случайным собутыльникам в каком-то прокуренном клубе. В его истории все сверкает свежими акварельными красками, светит яркое солнце, а люди вокруг - приветливы и добры. В ней переплелись фантазии, подспудное желание снова вернуться в счастливое время и горькое сожаление о том, что все это - ушло. Собственно, это и есть последняя, двадцать шестая серия, с учетом режиссерских вариаций. Гайнаксовцы даже сделали финал более пронзительным, чем я ожидал, и оттого он мне так понравился. Это логично. В конце все всегда должно быть четко отмерено и уравновешено. И человек, потерявший надежду, обязательно должен ее обрести в конце.
В моем инсайте нет никакой магии. Просто таково влияние "Евангелиона". Я просто не мог себе вообразить иного финала гайнаксовского аниме. В традиции этой студии любой сюжет, даже самый сказочный, всегда жизнен. А в жизни счастье никогда не бывает вечным, и рано или поздно превращается в рану на сердце. Именно так все и закончилось. После того, как Махоро перестала функционировать, мир вокруг Сугуру рухнул. Так всегда бывает, когда теряешь родных и близких. Кажется, будто небо валится, и вокруг все становится серым, блеклым. И человек опускает руки. Он превращается в свою противоположность, пытаясь пустоту в своем сердце заполнить чем угодно - кто-то бросается во все тяжкие, кто-то замыкается в себе, а кто-то бежит. Сугуру испробовал все эти пути. Он превратился в классического "крутосваренного" одинокого воина, который занимается "деактивацией" боевых роботов. Эдакий вариант диковского Рика Декарда с огромным мечом за плечами. И как и Декард, он всегда одинок. Его единственный компаньон-барыга оказывается наемным убийцей. Его юношеская любовь - учительница Сикидзё, встречая его, только поводит плечами. А та, кого он в действительности любил, сам того не понимая - давно превратилась в поток битов где-то внутри инопланетного суперкомпьютера, сохраненная в архиве и не предназначенная для реактивации. Или предназначенная...
И вот он, момент возможного. Умирая, Сугуру вдруг встречает Махоро. Фантазия? Галлюцинация его медленно гаснущего мозга? Или отголосок тех ярких и прекрасных воспоминаний, которые он всю жизнь от себя гнал? Перед его глазами вновь пролетают светлые весенние и летние дни, и последним кадром - на фоне звезд светящаяся дверь, в которую проходят две тени...
Так что же случилось? Выше высказали несколько интересных мнений, но ни одно из них даже не лежит близко от истины. А все, как всегда, просто и сложно одновременно. Да, Сугуру умер. Да, они с Махоро будут счастливы там, среди звезд. И как хотите, так и понимайте этот ключевой парадокс. То ли Сугуру, как бегло намекают в одном из диалогов - тоже андроид, и его память будет сохранена и записана, как и память Махоро. То ли дело просто в том, что андроид Махоро обрела душу - и она соединилась с душой Сугуру после смерти. То ли все еще сложнее, и вообще все произошедшее в аниме - это лишь фантазия стоящего на пороге смерти Сугуру, который никогда не знал настоящей любви - и выдумал ее так хорошо, что она воплотилась в реальность. Так ведь тоже бывает. А лично мне ближе четвертый вариант. Тот, которым заканчивается "Винни Пух".
Сколько бы лет не прошло, всегда будет существовать маленький городок неподалеку от Токио, где в доме, окруженном гортензиями, живет симпатичный очкарик. Его всегда будет любить и ждать прекрасная девушка-андроид с человеческим сердцем. И это место пребудет вечно.
|