Я, конечно, не знаток, что конкретно делает гениев великими, но не могу согласиться с утверждениями, будто "Ходячий замок" не достоин быть творением Хаяо Миядзаки. Дело в том, что «Ходячий замок» - одна из моих любимых взрослых сказок. Причём, сначала было именно аниме Миядзаки, а уже потом знакомство с творчеством Дианы Уинн Джонс. Аниме меня просто заворожило, а книга приятно удивила своей оригинальностью. С тех пор считаю, что имя этой британской писательницы должно стоять в одном ряду с Гансом Христианом Андерсеном, Астрид Линдгрен, и немногими прочими... Их не много, но это сокровищница детской литературы. Взгляд англичанки, кстати ученицы Толкиена, на фэнтезийные детские сказки во многом уникален. Он насмешливо-ироничен и печален одновременно. Так может смотреть только взрослый, в котором ещё жив ребенок, никогда не хотевший взрослеть.
Если взять на себя неблагодарный труд, сравнить книгу и её экранизацию, многое становится понятным. Заколдованная Софи в книге Дианы Уинн Джонс- очень деятельная, вредная старушенция, весьма острая на язык (их перебранки с Хоулом невероятно веселят и умиляют). Такой она пребудет почти до самого конца повествования, старательно прячась в скорлупу старухи, что действует похуже всякого заклятия.
Хоуллишён прекрасного изящества анимешного собрата. В сущности, он живая иллюстрация слов «лоботряс, эксцентрик, неудачник» для жителей своего родного Уэльса. Да, да, в книге Хоул Дженкинс – несколько неординарный мечтатель из нашего с вами мира и времени, каким-то чудо попавший в сказочный мир Софи. И надо сказать, весьма неплохо устроился, волочась за девушками и изредка выполняя магические поручения короля. Мандрагора, русалки, заколдованные черепа и сапоги-скороходы - вся атрибутика волшебства налицо. Но это всё вторично. Если в аниме глобальной разрушительной силой была война, в книге – проклятие Хоула. Он и Софи помогают друг другу повзрослеть, выбраться из паутины сомнений и страхов, взаимного недоверия и непонимания. Инфантильный мечтатель и девушка, которая уже давно живет и чувствует как старушка. Их любовь плавает на поверхности, она забавна до невозможности, переполнена ревностью и непониманием, автор мастерски намекает, и по ходу сюжета неизбежно подводит к ней.
Любовь у Миядзаки абсолютна. Она – один из столпов чудесного мира «Ходячего замка». Хоул – талантливый волшебник, таинственный и благородный владелец замка. Он немного «потерялся в детстве», в понятиях о добре и зле. Пытается играть во взрослом мире по мальчишеским правилам. Этот образ настолько романтический (О, и говорит голосом Кимура Такуя), что зашкаливает, но это Миядзаки – у него ничего не бывает чересчур.
Софи – мила, самоотверженна, бескорыстна, с храбрым бьющимся сердцем. А когда она влюбляется в Хоула, все положительные стороны её души, расцветают как цветы в саду, созданном волшебником. И совсем не радость вновь делает её молодой, не «отсутствие комплексов по поводу внешности». Нет! Просто она любит, любовь взяла её под свое благодатное крыло. И страшные проклятия рассеиваются как пепел под дуновением весеннего ветерка.
Любовь делает нас моложе, красивее, чище, мудрее. Любовь во всех своих проявлениях – от дружбы до первого настоящего чувства. Любовь освободит друга, вернёт сердце любимому. Она творит чудеса, останавливает войны, делает огненного демона смешным кавайным обитателем домашнего камелька. Злобная ведьма оказывается одинокой старушкой со странностями. Любовь – это тот вальс, в ритме которого кружится всё мироздание. Не суть важно сказочное или нет. Кстати, замечу в скобках, музыка Дзёэ Хисайси – вот подлинное волшебство в нашем бренном мире. Любовь – антипод хаоса Вселенной, подобно тому как Софи превращает холостяцкий замок в уютный мирок посредством уборки. Не всегда, конечно, это происходит гладко и к удовольствию обеих сторон^_^
И пусть в финале насмешливый голос как бы сомневается в счастливом конце, я знаю, всё будет по-настоящему хорошо. Ведь только любовь, её сила, может заставить невероятно нелепую, скрежещущую, пыхтящую, движущуюся громадину чародейского замка однажды полететь высоко над облаками...
|