«Чобиты» - из тех аниме, которые хорошо знаешь ещё до того, как в первый раз запускаешь авишку первой серии. Такие хиты оставляют свои следы глубоко в инфосфере – о них говорят, на них равняются, их приводят в пример и антипример. Реминисценции и аллюзии all around. Сподобился и я. Причём целых два раза (во второй раз задумка была – слегка расслабить важного для меня и непричастного к аниме зрителя перед Elfen Lied). Слоты под «избранные комментарии» уже давно заняты поэтому не буду корпеть ночь над взвешенным комментом, вот вам просто поток сознания. =)
Если слова-ассоциации, то так: красиво, нежно, мягко, дискотечно, брови-сквозь-чёлку, кружева. Дооолго не мог запомнить слово «персоком». =)
О грустном. =) Невероятно раздражали вставки про Город. У кого что болит, но мне это сильно напомнило латышскую национальную мультипликацию (да-да, есть и такая, а вы не знали?) - глючные стенающие фигурки на фоне абстрактных пейзажей. Госпожа Хибия оказала большую услугу человечеству, изначально выбрав профессию разработчика персокомов, а не мангаки.
Ещё один минус -наличие откровенно «проходных» серий, никак не связанных с основным сюжетом (покупка панцу, поездка на море, РПГ-игрушка, «комната 104» и т.д.). Фансервис чистой воды. Причем сами по себе «лирические отступления» не только не вредны, напротив, даже необходимы, но они должны быть вписаны в сюжет, а не занимать целые серии. Иначе аниме перестаешь воспринимать, как фильм, и начинаешь воспринимать, как сериал – объединённый общими героями, но лишенный общего смысла. «Чобиты» особенно страдают этим в середине. И ещё – мне нужно немножко больше острых углов, об которые аниме меня стукнет. Тогда – «приход», откровение. Иначе – мягкое «смотрение».
Саунд – не вставил. Легонькая такая попса, подчёркнутая сполохами (а ля «диско 70-ых») фигур Хидеки и Чии. Понравилось напевать его, дурачась, глядя на игру красок оупенинга, но ни одна дорожка в мой плеер не перекочует. Разве что... Единственная стоящая композиция – второй (грустный) вариант эндинга.
О главном. =) Две блестящие серии. Первая - ночное посещение скромной обители Хидеки учительницей (госпожа Симидзу зажгла на пять с плюсом, продемонстрировав весь набор коронных девачковских фишечек, по курощению наивных телёнкоподобных парней). Вторая - рассказ директора «Тироля» о своей жене-персокоме (глубокая человеческая трагедия в нечеловеческих обстоятельствах... как она вытолкнула его из под удара и на секунду выпрямилась в свете фар... впечатляет...).
Действие развивается неравномерно. Динамичная завязка, когда, вместе с лаптем-Хидеки, плаваешь в похожем и одновременно не похожем на наш мире, населённом кавайнейшими персокомами и не менее привлекательными real girls. Однако когда все карты разложены по местам и можно начинать большую игру, намечается некоторый застой – лично мне местами было скучно. Юмор есть, но идёт лишь фоном, фансервис и эротика – минимальны, сюжет притормозил... Возможно, это было сделано для пущего «вживания» зрителей в мир «Чобитов», однако опытному анимешнику, выросшему на сильных сюжетных ходах и экшене, сжигающем нервы, середина сериалапокажется немножечко пресной. Впрочем, «состояние покоя» длится недолго, и последняя треть «Чобитов» проходит под знаком качественной интриги.
Сюжет построен по схеме, в которой каждый персонаж оказывается шкатулкой с двойным дном. Респект авторам. Обольстительная и недоступная учительница, рыдающая от любви на груди у своего студента, превращение домохозяйки-с-метлой в суперкрутого айтишника, личная драма грудастой очаровашки Юми (самый привлекательный персонаж «Чобитов», на мой вкус) и саднящая рана в сердце молодого кондитера... Все шкатулки раскрываются одна за другой, каждая в своё время, с приятным щелчком, заставляя аплодировать выдумке и чувству ритма авторов. Эта последовательная цепь «откровений и разоблачений», не страшных, но трогающих и чистых – одна из сильнейших сторон «Чобитов». То, что возвращает к жизни сюжет, несколько забуксовавший в середине аниме.
Впрочем, главная линия оказалась довольно прозрачной. За какое-то время до развязки стало ясно, что Чии – «подкидыш», а «тот, кто ей нужен» - «детонатор» (в нотации Стругацких). Фрейя считала существование одушевлённых персокомов «большой ошибкой», но её создатель считал иначе – что ж, Чии, выполняя его волю, экстраполировала эту «большую ошибку» на всех. Это будет трудное счастье – не всем, не даром, и кто-нибудь обязательно уйдёт обиженным, но оно будет...
Если примерять на себя... Я, наверное, слишком плохой и насквозь испорченный Тейто, но, попадись Чии мне, вёл бы себя совсем не так, как наш Хидеки, и, кто знает, может быть, уже в первую ночь под одним одеялом проверил бы «где у него кнопка, Ури-и-и?! » (или же повис на проводах под потолком – не будем слишком самоуверенны... =)) Благо, сериал, несмотря на полную внешнюю невинность, так и пропитан эротизмом, местами не вполне здоровым. =) Не исключено, что оригинальное явление Чии в бинтах на свалке – следствие попадания к именно таким «слишком самоуверенным» типам. Впрочем, здесь лучше не гадать, а просто – RTFM. Именно в этом – сила и слабость «Чобитов». Идея, что только искренность, нравственные простота и чистота могут положить начало настоящему чувству – прекрасна. И в то же время, само существование всех этих качеств, в столь дистиллированном виде, в лице Хидеки – невероятно. Немножечко «не верю». И жалею, что не верю. Сужу по себе? А, может быть, просто возраст уже не тот. =)
В завершение, так и хочется, прямо как в диссертации, отметить «актуальность проблематики» - эскапизма отдельных представителей человечества в виртуальный мир (тема, кстати, как ни для кого, актуальная для поклонников аниме). «Чобиты» - хорошая и светлая вещица. Кламп постарались. Ценителям от профессионалов. Единственное, для нервов, заточенных на более острых вещах, в которых те же вопросы любви и бытия решаются надрывнее и жестче, солнечно-воздушный коктейль «Чобитов», пожалуй, слишком легкий наркотик.
|