Происходящее в "Чобитах" можно воспринимать буквально как кавай про будущее и роботов, но с не меньшим успехом возможно абстрагироваться от сюжета и рассматривать действие с "птичьего полета". При такой точке зрения способы прорисовки или внешность персонажей становятся второстепенными деталями. Учитывая с какой легкостью и без всякого сопротивления ведутся разговоры о любви роботов и людей, предположу, что мы говорим на самом деле о вещах, существующих веками в человеческом обществе. По сути образ "персерконов" ясен - это персональный компьютер с системным блоком в виде человеческого тела, за исключением "гаджетов" на голове, являющихся одновременно "ярлыком" для окружающих. Как бы мы не превозносили богатство духовной жизни человека, его уникальность и неповторимость, это не мешает при его рождении заклеймить его как раба и требовать безусловного исполнения приказов без всяких признаков проявления своей воли. Человеческая психика (хотя бы на короткий промежуток времени) имеет такие возможности самоподчинения "агрессивному окружающему и всемогущему социальному миру". То есть сериалы про роботов иногда можно считать политкорректным изображением жизни "высших и низших сословий как бы в будущем" ("Евангелион", "Призрак в доспехах", "Армитаж", "Чобиты" и так далее). И вот "персерконы" в доме как предмет роскоши для зажиточной семьи, исполняют все приказы, ничего не чувствуют и не хотят. Поэтому любовь к ним (или сексуальные отношения с ними) можно рассматривать в призме личных проблем самого человека (типа фетишизма и т.д.), которые общество вроде должно помогать решать, но фактически и является их источником, поэтому такие явно ненормальные отношения к обычным персерконам могут быть любовными, но при этом являться лишь слабой реализацией по-настоящему недостижимых желаний. Чобиты являются полной противоположностью персерконов по психологии (но быть изготовленными аналогично им в мастерской), но они все равно людьми не являются и кроме того обладают громадным дефектом в структуре своего "призрака" (в терминах "Призрака в доспехах"= хотя кое-кто считает, что раз в одном доспехе был один призрак, то правильнее говорить "Призрак в доспехе" = ). Если считать, что в общем поведение Чии похоже на поведение других чобитов после инициализации, то мы видим самообучающуюся программу, импринтинг и желание удержать и сделать счастливым первого замеченного (инициализирующего) человека. Это поразительно похоже на поведение грудной девочки, лишенной собственных физиологических потребностейдля нужд собственного существования. Чии любит Хидеки и в этом можно не сомневаться, но так как дети любят отца и мать в одном лице. Но для Хидеки ответить взаимностью Чии - значит относиться к ней как к родной дочери и всегда подавлять свои сексуальные желания, что он постоянно и делает (это же самое можно сказать про некоторых персонажей "Эльфийской песни"). Ситуация тупиковая тем, что чобиты являются источником неврозов для любящих их людей, в отличае от персерконов и влюбленных девушек, которые готовы хоть частично их разрешить. История о Фрейе показывает еще одну сторону отношений между чобитами и людьми. Жизнь чобитов "запрограммирована на самоубийственный невроз" при потере "единственного", психика людей немного гибче и иногда способна самостоятельно справиться с подобными ситуациями. В чем смысл бесконечных попытках суицида Фрейи, если у нее есть кого любить и стремиться сделать счастливыми, например "маму" или "сестру". Но именно смерть "любимого отца" является невосполнимой для ее "призрака" потерей, не совместимой с дальнейшей жизнью. В отличае от людей, чобиты идеальны в своей однолюбности, что приносит и радость "любимому" и шекспировские трагедии по постановке вопроса. Может показаться более чем странным упоминание о "родственниках чобитов", но человеческие младенцы рождаются без всяких представлений о генетике и обществознании, а воспринимают мир таким, какой он есть, и именно так воспринимают его и чобиты. Говоря упрощенно, можно сказать, что "призрак чобитов" был сырой бета-версией, не приспособленной к существованию (по сравнению с теми же персерконами), а распостранение его на всех персерконов - злобное леворадикальное хакерство убитой горем "мамы", не знающей даже основ психологии людей. В том контексте "Чобитов" более живучей и прогрессивной была идея "мобильных персерконов", не мешающей личной жизни людей с одной стороны, и упрощающих их социальную жизнь с другой. Но это не должно преуменьшать суть душевных драм главных и второстепенных персонажей, так и комичность и абсурдность их поведения даже с точки зрения "тех окружающих".
|