Что-то с этим миром явно не так. И с уровнем агрессии, направленной на «Zankyou no Terror». Слишком много школьников, слишком много драмы, слишком тупые японские военные, слишком унылая музыка, слишком мало енотов, слишком много японцев, слишком… Слишком, слишком, слишком. И это только верхушка айсберга тех впечатлений, которое произвело на зрителя это аниме.
Лично у меня «Эхо террора» прочно ассоциируется с «Несущими конями» Юкио Мисимы. Ладно, со многими романами Мисимы ассоциируется у меня это аниме. А Мисиму я люблю. Впрочем, как и его героев: деструктивных романтиков, мечтающих переустроить общество, ищущих красоту и отрицающих её, карающих и всепрощающих. Что касается упомянутого мной романа «Несущие кони», то главный герой его – Исао – молодой человек, мечтающий свергнуть новое японское правительство, воспитанный в соответствии с кодексом чести самурая, решивший воссоздать так называемый «Союз возмездия», который, в своё время (в 19 веке), тоже хотел свергнуть правительство, правда неудачно.
Конечно, главные герои «Эха террора» не те молодые люди из романа Мисимы, однако исходят они из одинаковых предпосылок, а именно из желания переустроить общество (и, заодно, ему отомстить). Их возраст, конечно, смущает многих. «Хо, опять главные герои – школьники! Это же не серьёзно и разрушает всю атмосферу». Действительно, никто до создателей этого аниме не делал главными героями серьёзных произведений, затрагивающих схожую тематику, лицами школьного возраста. Наверное, Холдену Колфилду 30 лет, Инсарову около 45, Мидзуготи за 60, Ипполиту (из «Идиота») все 76. Ну а герои Байрона вообще не заслуживают внимания: все сплошь столетние старики. Уж так заведено в культуре – делать революционеров и радикалов молодыми людьми. Ведь молодость (так считают все эти дурацкие пейсатели, философы) – это время, когда тебе не всё равно, когда ты веришь в то, что можно изменить мир и заставить людей проснуться ото сна обывателей. В жизни ведь всё не так: все рождаются с индифферентностью девяностолетних старцев и пору отрочества и юности проходят спокойно и со всеми правилами и нормами, принятыми в обществе, соглашаются. И, кстати, школьники-то они не совсем простые. Просто подождите 9 серии и узнаете всё из первых рук.
О чём это аниме? О мести и о нежелании смириться с тем, что общество погрязло в своём лицемерии, допускающим неэтичное поведение учёных, эксперименты над людьми, создание ядерного оружия… Безусловно, терроризм – мера, мягко говоря, радикальная. Но в этом и сила японцев – умение затрагивать скользкие темы, которые обществу жизненно необходимо обсуждать. Во все времена находилась радикальная молодёжь, готовая тоннами производить коктейли Молотова и взрывать здания ради своих идей и идеалов. Социум сидит на пороховой бочке с начинкой из противоречий и апатии, которую он создал своими руками. Апатии, которая и является террором. И всегда находился, находится и будет находиться тот, кто зажигает фитиль и с интересом наблюдает за тем, как с этим справиться «наездник»: будет ли он с паникой в глазах ждать своей участи, отойдёт ли он молча в сторону или, всё же, потушит огонь? А это и есть эхо, вызванное упомянутым выше террором. Найн и Твелв – наблюдатели. Они с издёвкой препарируют японское общество, чтобы увидеть его реакцию, чтобы разворошить это спокойной осиное гнездо и быть ужаленными ещё не до конца проснувшимися его обитателями. Для них «жить в мире, осенённом великой мудростью, и ничего не делать – вот главное преступление».
И то, что подобная тема поднимается, говорит, как раз о том, что японцы не забыли ни Аум Синрикё, ни «Freedom Club», ни Брейвика. Уж не знаю, что виновато больше: система образования или воспитание (или всё вместе), но в очередной раз меня поражает склонность российского зрителя к восприятию всего буквально. Если в мире существует документальный фильм, посвящённый апартеиду в ЮАР или о радикальном исламизме и при этом в нём нет открытого осуждения этих явлений, то, следовательно, его создатель поощряет и то, и другое. Да здравствует соцреализм с делением всего на чёрное и белое, с избеганием сложных этических вопросов! Между тем мир живёт по другим законам: чем больше ты отмалчиваешься и стараешься не замечать реальности и проблем, пустивших в неё корни, тем больше будет неприятных последствий. Таких как Аум Сенрикё и убийство молодых людей на Утёйе. Поэтому «Zankyou no Terror» - это мирный диалог, а не призыв к действиям. И если кто-то видит в этом призыв, то это повод обратиться к врачу.
Помимо весьма неоднозначного сюжета, в аниме прекрасные саундтреки, играющие на руку и сюжету, и атмосфере. Они не отвлекают и весьма гармонично сливаются с видеорядом, который тоже заслуживает похвалы. Что-что, а графика выдержит любую критику. Всё безумно стильно и проработано. С эстетикой в «Эхе» точно всё в полном порядке.
Кому следует посмотреть «Zankyou no Terror»? Прежде всего тем, кого не пугает неоднозначность. В этом аниме вам будет над чем поразмышлять и на что посмотреть. Любителям эстетики тоже следует обратить своё внимание на этот сериал. Кому лучше пройти мимо? Тем, кто не любит излишнего топтания на месте. Повествование не слишком динамично и есть довольно сильный уклон в сторону психологизма. Также лучше не тратить на него времени тем, кто не любит школьников и драму: здесь их довольно много.
|