Gainax не всегда были патриархами аниме, и не всегда они снимали ленты про гигантских роботов. До Евы, до Гуррен-Лаганна, до Фури-Кури студия занималась другими вещами. Да, уже был снят Ганбастер, но его можно опустить. До этого они снимали очень интересный стимпанк. Произведение называется «Надя, секрет голубой воды» (Fushigi no Umi no Nadia). 1889. В Париже проходит международная выставка. Свезли различные изобретения со всего мира. Изобретатель Жан знакомится с Надей, странноватой темнокожей девушкой с то ли кошкой, то ли львом. Знакомство они отмечают, спасаясь от группы бандитов, которые гонятся за камнем, Голубая вода, принадлежащем Наде. Самодельный самолет Жана – штука хорошая, но не долговечная. И ломается посередине океана. После череды злоключений ребята попадают на Наутилуса. Бандиты быстро перевоспитываются, и оказывается, что они не такие уж и бандиты. По крайней мере, не патологические злодеи. Вся эта компания вливается в коллектив подлодки. На горизонте появляется главный злодей Гаргойл. Первая часть сериала – очень вольный пересказ «20000 лье под водой» сами знаете кого. Вприкуску с фирменными фишками студии выглядит это сногсшибательно. Сюжет несется вперед. Характеры меняются, но при этом остаются самими собою. Раскрываются тайны, порождающие новые. Все это происходит быстро, задорно. Уже узнаются черты, которые потом станут для Gainax фирменными. При этом юмор здесь более традиционный что ли. В отличие от Фури-Кури, где создатели хотели удивить зрителя, здесь все-таки нас смешат. Первая часть великолепна. Студия всегда имела слабость к большим механизмам, но не всегда они должны быть футуристического уклона. Местами действо очень напоминает фантастику середины 50-х, которая сейчас выглядит как вверх наивности. Да, местами «Надя» наивная до нельзя и слишком принципиальна. Но это совершенно не мешает просмотру. Тут ведь такие типажи, такой юмор, такой сюжет! Ну, просто «Ах». Потом случились островные серии. Не хочу рассказывать, как у персонажей получилось попасть на необитаемый остров. Скажу только, арка началась с 23 серии. И она ужасна. Все то, что так понравилось в первой части, было загублено. Ужасный юмор, ужасная картинка, ужасный сценарий. Просто студия отдала эту часть на сторону. Получилось плохо. Даже очень плохо. Чтобы лишний раз не портить впечатление о работе (и персонажах, которые ведут себя здесь несколько иначе, чем в первой части) лучше эту часть аккуратно проматывать. И теперь отдельно про конец. Здесь студия заложила новую традицию, которой следует по сей день. Это эпичный конец. Даже специально студия забыла, что снимает стимпанк. Сюжетные линии эффектно завершились. Зло побеждено, хотя без жертв не обошлось. Не самые хорошие концы – тоже традиция Gainax. Все взрывается, грохочет, а челюсть плавно опускается до пупка. Все точно над Ё расставлены. Занавес. «Надя» замечательна по многим показателям. И смотреть ее стоит не только для того, чтобы оценить, какой путь прошла знаковая студия. Даже остановить Gainax на ней, они бы все равно вошли в историю. Кстати, «Ева» мне нравится меньше «Нади». Сериал ценен сам по себе. И будет пересматриваться не однократно. Потому что вещь действительно стоящая. За праздник, длившейся два дня, ставлю 10 из 10.
|