Классика это что проходит испытание временем и сменой поколений зрителей ее посмотревших. Естественно вследствие смены эпох и частично мировоззрения современный зритель сможет увидеть в «Крыльях Хоннеамиз» что – то иное, и совершенно под другим ракурсом, чем скажем современники авторов. Если даже в таком случае фильм будет ему не менее, а подчас даже более интересен, чем масса современного аниме - то следовательно, все критерии для постановки диагноза «золотая классика» вполне обоснованы.
Проверенная годами ценность «Королевских Космических Сил» не ограничивается степенью проработки мельчайших деталей техники, многообразием фонов и ландшафтов, наконец, многомерности сюжета сочетающей в себе и социальные проблемы и взаимоотношения простых людей как единое целое. Вся прелесть этого фильма в изображении личностей творящих историю без излишней пафосности и апломба, как каждодневную работу. Это и маститые профессора и обычных электротехники. Подобное явление характерно для классической научной фантастики. И кроме всего прочего творению студии «Гайнакс» присущ мастерский лаконизм в изображении той эпохи безвозвратно ушедшей в небытие, когда люди верили: «И будут на Марсе яблони цвести».
Классику всегда отличает гармоничное сочетание формы и содержания. Форма «Крыльев Ханнеамиз» отличается высоким профессионализмом в изображении как динамичный сцен, так и эпизодов где грустная сосредоточенность и пара фраз скажет больше чем длинный монолог или истерики и водопады слез в других фильмах. Только в классическом произведении 20 минут просмотра могут поведать о героях подчас больше чем два часа красиво оформленной посредственности, где градиентная заливка, 3D технологии и эффекты смонтированные в фото - шопе выдаться за венец творения.
Пропаганда, конечно, может направить интерес социума в нужное ей русло, но куда ней до искренней веры «романтиков от науки». Веры способной преодолеть все: не достаточность ассигнований и неудачи, провалы с запусками и самое главное страх не осуществить заветную мечту о полетах в космос. Не бывает бывших романтиков, бывают люди, который жизнь заставила снять «розовые очки» фанатизма, но не в силах потушить огня в сердце, что ярче пламенного мотора будет. И КПД человеческого энтузиазма гораздо выше, чем у любой машины или реактивного двигателя. Подобное давно проверенно как в случае данного фильма, так и историческими фактами в истории космонавтики и любых других путешественников в неизведанные прежде дали.
И оттого ближе к финалу, руководитель проекта и все его соратники (старички - конструкторы, молодые специалисты, наконец, все многочисленная команда технической поддержки) идут до конца, в той ситуации, когда уже не важна личная ценность твоей жизни. Это нерационально и нелогично? Точно! Будут ли воротилы от политики и милитаристы, как в этом фильме, так и в наши дни желать загрести жар чужими руками? Будут. Смогут они сломить дух людей отдавших всех себя без остатка мечте? Никогда. Идеализм до конца даже отчаяньем и жизненным цинизмом не излечим.
Вот такие трудно поддающиеся холодному анализу поступки героев фильма и позволяют сказать – герои «Крыльев», не биороботы с вложенной в них программой к действию. Человек нечто большее. Как прежде люди в Японии, Советском Союзе и т.д. пытались понять себя, свое предназначение так они будут пытаться это сделать во все времена. И границы стран или рамки творчества тут существенной роли не играют. В «Крыльях» нет шаблонности изображений внутренние терзания и мыслей о правильности своих поступков не только Широцу Ладатта, но и многие других героев фильма, будь девушка- проповедница Рикунни, или ученый мечтавший стать историком, но ставший по воле судьбы военным.
Мудрые/глупые слова, случайно/нарочно оброненные друзьями летчиками о сущности всех вещей между делом на базарчике, нерешительность «героя с агитационных плакатов» сказать девушке о любви, но нагло шагнуть к ней обнаженной за ширму это так свойственно человеку. Ни фальшивого нимба, ни картонных крыльев за спиной. Вот так коряво и неуклюже порой и бывает. Отвращение от фальшивой улыбки для фотокамер и неловкость Широцу по отношению к угрюмому ребенку Манне - потому - то в фильме и будет. Та самая несуразность и грусть делающая лирику в «Крыльях» не очередным эпизодом о покорении бравым космонавтом внеочередных женских сердец, но фильмом где герои - живые люди из крови и плоти со всеми их печалями и радостями.
Многое в «Крыльях» стилизованно и так по -киношному эффектно и красиво сделано. Однако ощущения «папье – маше» с пустотой внутри, тем не менее, не возникает. Зато приходит понимание - документальность часто достояние эпохи, с которой она всецело связана. А с уходом в небытие исторического периода все то, что укладывалось в рамки сухой констатации фактов, давно уже весьма малоинтересно для масс и уступила место быстро сменяющейся моде. Стилизация в этом фильме не более чем ход для создания достоверности. Зато так выверено и метко - другого и не надо. Нет в этом фильме, каких либо легкомысленных вторжений инопланетян характерных для псевдонаучной фантастики. Только бюрократия, трудность нравственного выбора, что нужнее для народа ракеты или мосты, риск спешки и близость холодной войны грозящей в любой момент превратиться в «горячую» эскалацию международного конфликта.
Кроме всего прочего в «Крыльях» четко прослеживается лаконичный сплав веселого и серьезного, что опять таки еще со времен Шекспира не потеряло актуальности. Есть место в фильме и для комичных эпизодов в стиле: «В 14.00 выход в открытый космос космонавта с бутылкой пива осуществлен, в 14.15 возвращение космонавта с бутылкой водки проведено успешно». Как контраст к совсем не смешным событиям как смерть одного из создателей проекта, разговор о путях развития цивилизации и т.д.
Хочется отметить в «Королевских космических силах» многочисленные мелочи не менее важны, чем панорамные виды взлетной площадки космодрома или финальная баталия перед запуском ракеты на орбиту. И окровавленный клинок в руках Широцу и священное писание мира Хоннеамиз взятое с собой на орбиту - все это введено в канву повествования вовсе не случайно.
Продуманность механизма звонка на двери, игральных карт, паучка в руках ребенка фраза, мимолетно брошенная с едким сарказмом: «А за чем нам Космические Силы, мы, что собираемся воевать с инопланетянами» все это дает возможность острее ощутить действительно правдоподобный дух альтернативного мира, где космос = романтика. Тот самый окрыляющий дух - что довольно трудно почувствовать в современный фильмах про космос, а в «Крыльях» это альфа и омега и основа сюжета.
Финал же без безвкусия наглядной агитации: «Смело товарищи в ногу, через тернии к звездам». Вместо напыщенности фраз, по заранее заготовленной бумажке, это достойное завершение фильма в виде обращения «первого японского космонавта» к человечеству. Благодаря этому «Крыльям Хоннемиз» не жалко поставить 10 в личном рейтинге и порекомендовать, всем гурманам японской анимации к просмотру.
|