Я уверен, что был здесь тысячи раз прежде, как и в этот раз, и я надеюсь вернуться сюда еще тысячи раз. Т. Хаксли.
«Kyousougiga» – это то аниме, которое сначала приводит в недоумение, потом заставляет тебя начать сомневаться в правильности твоей оценки, а потом вызывает привыкание и что-то похожее на восхищение. По-крайней мере именно с такой практически диалектической триадой мне пришлось столкнуться. К сожалению, я начал смотреть это аниме с первого спешла – гигантского спойлера (на что как бы намекало его название «Пересказ»). Из-за своей сумбурности и дикости происходящего он заставил меня вспомнить весь ужас, который я испытал во время просмотра благополучно заброшенного мной «Gatchaman Crowds». Но я сказал себе: «Слабак! Я перестану быть собой, если брошу это аниме, даже не дойдя до его середины». И посмотрел первую полноценную серию, затем вторую, за ней третью… И к четвёртой я понял, что именно «Столицы» я всё это время ждал. Конечно, если вы смотрели ONA, то вас не постигла моя участь. И я, как неофит, советую всем тем, кто ещё не знаком с «Kyousougiga», приберечь первый спешл напоследок. А теперь перейду к тому, ради чего я пишу этот комментарий. «Столица» - это красивое маленькое окно в мир японской культуры и дзен-буддизма, а также вечной любви и сансары. Собственно, именно две последних незначительных темы и раскрыты в данном сериале. Тут я позволю себе ещё одно небольшое лирическое отступление о спешлах. 5.5 серия, если вы, всё же, решились начать смотреть это аниме, прольёт свет на многое из происходящего в нём. Она посвящена Киото и его храмам, которые встречаются в аниме. Также в ней милашечные сейю (естественно Яо Кадзуки в том числе) рассказывают о монахе Мёэ – реальном религиозном деятеле Японии, который является одним из главных героев «Столицы». Одним словом, очень полезный спэшл, который поможет вам составить целостное представление об этом аниме. Но хватит уже этих отступлений! Итак, сансара и любовь, бесконечное множество миров, порождённых сознанием одного человека, вечная жизнь и бесконечность одиночества и страданий – вот то немногое, о чём вам попытаются рассказать создатели «Kyousougiga». Даже для меня, человека весьма далёкого от дхармы и всех этих наворотов с бесконечной цепочкой перерождений, не оставила равнодушным история Мёэ, Леди Кото и Кото, Курамы и Ясэ. Именно история в единственном числе, потому что все их отдельные, казалось бы, сюжетные линии неразрывно связаны друг с другом и образуют основной сюжет. Это вообще довольно интересный приём в любом виде искусства и, к слову, сложно реализуемый. И, самое главное, во всём этом есть такая невыносимая японскость, что, даже находясь за сотни километров от Японии, ты слышишь стрёкот сверчков и звон фурин. Безусловно, «Столица» напоминает «Алису в Зазеркалье», что авторами, в принципе, не скрывается. Вместо Зазеркалья перед вами раскинулся зеркальный Киото, вместо Алисы – совершенно безумная Кото, которая пришла из другого мира в этот в поисках чёрного кролика. Вполне в духе японцев смешивать сразу и европейское, и восточное – то, что, казалось бы, совершенно невозможно представить в виде чего-то целостного. Но нет. Ломаются стереотипы, смело и без всякого жеманства бодхисаттва отдаёт своё тело нарисованному Мёэ кролику (а что, если бы он встретил толстого лысого мужчину средних лет?), который влюбился в своего создателя, они заводят парочку нарисованных детей… В пересказе это звучит безумно. В реальности выглядит ещё безумнее. Но именно этим «Kyousougiga» и берёт. Но за безумием сюжетных поворотов и стиля рисовки можно разглядеть глубину, которая проявляет себя в миллиарде тонких культурных и философско-религиозных отсылок: оживающие рисунки, гранат – один из трёх священных плодов буддизма, символизирующий бессмертие, врата Саммон, окна храма Гэнкоуан, которые символизируют то, как видит мир человек, ещё не ставший на путь просветления, и реальный мир, каким его видит мудрый человек. Символы и метафоры на каждом квадратном миллиметре кадра. И вновь меня удивляет то, с какой непринуждённой лёгкостью японским аниматорам удаётся сочетать безумие, завёрнутое в красивую обёртку, с начинкой из не самых простых для восприятия идей. Это какая-то интеллектуальная и эстетическая магия. Раз уж речь зашла об эстетике, то в «Столице» крайне стильная и «вкусная» рисовка: яркие и сочные цвета – настоящий ад для эпилептика, запоминающийся дизайн персонажей (честно, глаза Ясэ настолько канонично сёдзёшные, что я не мог не вспоминать каждый раз, видя её, Роману из «Скета» с её болезненной привязанностью к рисовке классических героинь сёдзё-манги). Музыка… Пожалуй, эта та из немногих слабых сторон этого аниме. Её не так много, в оупенинге и эндинге нет зашкаливающего уровня эпичности музыки как, например, в «Shingeki no Kyojin», но нужно ли это «Столице»? Сюжет, рисовка, идейное наполнение сериала это с лёгкостью компенсируют. Как вы уже успели заметить по величине этого комментария и его многобуквенности, я действительно успел за эти ничтожные 10 серий полюбить «Kyousougiga». Стоит ли вам смотреть это аниме? Боюсь, что стоит. Это аниме не похоже на то, что сейчас выходит: оно оригинально, в нужной степени безумно, панцушот-free, в нём есть целостный интересный сюжет, нужный уровень драмы, комедии и глубины, в наличии интересные и проработанные персонажи и рисовка на уровне. Единственное, о чём следует предупредить, так это о кризисе первых серий, когда ты с трудом успеваешь за фантазией аниматоров и сценаристов. Но, преодолев это, вы сможете окунуться в мир бесконечного праздника и безумия, в который хочется возвращаться вновь и вновь.
|