Ни ночная тьма, ни ветры, ни штормы, ни приливы и отливы, ни землетрясения — ничто уже не было страшно человеку. Он обуздал Левиафана (Э. М. Форстер).
Буду сразу рубить с плеча: «Psycho-pass» - стоящее просмотра аниме. Может пока ещё рано говорить о том, насколько часто в будущем его будут смотреть, но что-то мне подсказывает, что такие качественные вещи так просто не погружаются грустно в Лету. Всё, начиная от стильного дизайна вселенной и персонажей, и заканчивая сюжетом и уместными аллюзиями и реминисценциями, говорит об этом. Для начала хотелось бы отметить, что отсылки к любым существующим в реальности книгам и фильмам, всегда играют на руку реалистичности. И это есть в «Психопаспорте», к радости всех поклонников творчества Оруэлла, Дика, Конрада. Даже Паскаля, о котором мало кто помнит в современной Европе, привыкшей к мышлению довольной всем блондинки. Поэтому всё происходящее в этом аниме воспринимается не как простая праздная выдумка сценаристов, а возможный сценарий будущей жизни человечества.
Нет, идея, бесспорно, не нова. Так или иначе, все антиутопии сводятся к описанию будущего общества, которым управляет либо машина, либо человек (или только его образ). Абсолютный тоталитаризм, на который накинута тряпка с надписью «демократия». Однако не стоит забывать, что цель у любого произведения, имеющего хотя бы лёгкий налёт антиутопии (а в «Psycho-pass» - это ядро), - это предостережение, предупреждение об опасности, которая всегда подстерегает человечество за каждым поворотом истории. И не стоит ждать, поэтому, в этом жанре чего-то нового и необычного. Антиутопии не обязаны удивлять и поражать своей оригинальностью.
В «Psycho-pass» мы имеем дело с «дивным новым миром», в котором все счастливы, свободны, живут в комфорте и достатке. Однако всё это лишь видимость, как это водится в подобном виде антиутопий. Свобода оказывается лишь игрой воображения, счастье – принятым за тебя решением (не так уж много в этом фантастики, да?). В этом мире каждый человек проходит через фильтр социальной стигматизации, имеющей форму «Психопаспорта», разделяющего людей на «нормальных» и потенциальных преступников, которых нужно изолировать от «здорового» общества, ампутировать эту злокачественную опухоль, появившуюся в его теле. Но чем дальше ты смотришь «Psyho-pass», тем очевиднее становится, что проблема заключается не в потенциальных преступлениях, а в самой системе навешивания ярлыков - Сивилле, управляющей этим процессом. Лучше ли станет жить в стерильном и правильном обществе, если не будет преступлений? И не является ли преступлением уже то, что кто-то принимает за тебя решение о твоём положении в обществе? Это напоминает деление на гамм, бет и альф у Хаксли, только прижизненное. Законное рабство и апология жестокости – вот то, чем на самом деле живёт общество «Psyho-pass». А это ничем не отличается от того, чем оно жило в прошлом. Власть перешла в другие руки, которые создали новую реальность по старому образцу, используя при этом современные технологии. Люди всё так же с лёгкостью расстаются со своей свободой и услужливо отдают её на хранение системе, которая с удовольствием принимает её и «жертвует собственным счастьем ради счастья других». И поэтому Левиафан не побеждён: он просто ненадолго заснул и ждёт подходящего момента, чтобы выйти из своей непродолжительной спячки.
На протяжении всего сериала сталкиваются мировоззрения двух групп персонажей: преступников Когами, Масаоки, Кагари, Кунидзуки и «нормальных» членов общества Цунэмори и Гинодзы. Отдельно от всех стоит злой гений Макисима, действия и личность которого становятся завязкой и главным камнем преткновения сериала. Именно он и коллега-ищейка Когами Cинья заставляют находящуюся в бесконечных сомнениях и запутавшуюся в себе Цунэмори Аканэ посмотреть на окружающую её действительность под другим углом: «здоровое» общество на самом деле смертельно больно; любая лёгкая инфекция может привести к летальному исходу.
Что касается визуальной стороны сериала, то она так же хороша, как и смысловая сторона сюжета: приятная цветовая гамма, отлично прорисованные задники, запоминающаяся рисовка персонажей, динамичные боевые сцены. И отличнейшее музыкальное сопровождение.
Создатели «Психопаспорта» проделали огромную работу и создали очень качественный сериал, который заставляет не только насладиться своей внешней стороной, но и задуматься. А это редкое явление: двум этим сторонам слишком трудно сосуществовать вместе. Анимационная калокагатия ни больше, ни меньше.
|