Очень хорошо, что WataMote имеет комедийную направленность. В противном случае смотреть сериал было бы тяжело, а то и просто невыносимо. А так, поржал, нервно-криво улыбнулся - и вроде порядок.
В реальной жизни над такими вещами тоже нужно смеяться. Над всеми этими рьяными попытками "улучшить", "добиться", "стать тем-то", "стать таким-то" - и связанными со всем этим неудачами. Над собой смеяться, конечно, а не над людьми вроде Томоко. Людей вроде Томоко, переодевшись в костюм улыбающейся зверюшки, лучше просто обнять :) Ну, или отнестись с пониманием, по крайней мере.
В общем-то, Томоко и в самом деле обычная девушка. И те её мысли, что нам показывают - некрасивые мысли, наполненные злобой, желчью, - это, не сомневаюсь, мысли самого обычного человека. Именно такие мысли меняют наше настроение на резко негативное и именно они, оставаясь незамеченными, заставляют нас верить, что внешние объекты (люди и ситуации) являются причиной наших страданий. Томоко можно противопоставить остальным героям WataMote лишь потому, что внутренних монологов других персонажей мы и не слышим практически. А в чужих головах определённо может твориться бардак и похлеще, ведь внешнее благополучие ещё ни о чём не говорит.
Хотя, проблема у Томоко, конечно, есть. Ум завёл её в такое болото, что она не может даже расслабиться и вздохнуть спокойно. Поэтому и жизнь - как нескончаемая война с одним проигранным сражением за другим. Впрочем, вернее будет сказать не "у Томоко есть проблема", а "ум Томоко заставляет её верить, что у неё есть какие-то проблемы". "Я до сих пор одинока - и это плохо", "Я должна сделать то-то", "Я должна стать тем-то", "Чтобы не случилось это, мне необходимо..." - полный набор замечательных умственных установок, которые и вгоняют обычных людей в невроз. Неосознанным (это ключевое слово) потоком такие мысли ежедневно проплывают в головах многих из нас, заставляя гнаться за созданными умом миражами, прошибая на пути созданные умом стены. Поэтому слава уму! И личности, как великому порождению его.
Вдобавок авторы замечательно показывают противоречивость, которая явственно проступает при столь серьёзном разладе с Жизнью. К примеру, девушек, одевающихся ярко и откровенно, Томоко презрительно называет "потаскухами" - при этом сама с готовностью одевается так же в день приезда сестры или не против привести в школу "потаскуху"-подругу для поднятия собственного статуса. Она с готовностью бранит в голове одноклассников вместе с их весёлыми способами времяпрепровождения, хотя, если бы одноклассники пригласили и её, отказалась бы едва ли.
Во всём этом невооруженным глазом виднеется огромная боль, которая раздирает героиню изнутри. Боль, что является следствием долгой и изнурительной работы ума, зацикленного на одних и тех же идеях. Даже юморные вставки иногда с трудом справляются тем, чтобы эту боль прикрыть и чтобы зритель вдруг не ощутил ту тоску и глубокое одиночество, которые не дают Томоко покоя. Отсюда и шипы агрессии, отращиваемые героиней - нелепая попытка хоть как-то от боли защититься. Но то, что защищается от боли, её же и создаёт. Вот в чём штука. В превью к одному из эпизодов брат на очередной неадекватный выпад сестры отвечает самой разумной за весь сериал фразой, задаёт самый точный вопрос: "И с чем же она сражается?"
Поэтому хочется мне Томоко пожелать... Не друзей, не успеха, не парня. А просто встать в одно прекрасное утро и начать откладывать в сторону все те истории, которые рассказывает ум. О тусклой школьной жизни, о будущем "старой девы", об одиночестве. Отбросить фантазии, все эти яркие картинки, где весёлые прогулки с подружками, где восхваление, признание и понимание, где скромная девушка мило поедает обед, а все смотрят и умиляются. И менять ей даже ничего не нужно, абсолютно ничего - только снять тот тяжелый мысленный груз, который итак припечатал к земле. Если она это сделает, то сама не заметит, как всё чудесным образом поменяется. Невыполнимая, и вместе с тем очень простая задача - оставить всё в покое, прекратить сражаться.
Ведь неслучайно последняя сцена двенадцатого эпизода - это первая сцена первого эпизода. Только реакцию Томоко на прочтение определения "старой девы" поменяли. Вместо того чтобы пуститься во влажные мечтания о своём будущем, девушка разражается хохотом. По-моему, смех получился очень красивым, искренним таким, беззлобным. Я бы окрестил его каким-нибудь пафосным "Смехом Свободы". Ибо, возвращаясь ко второму абзацу отзыва, только так и нужно к себе относиться. Этим смехом Томоко попросту выпрямила крючок внутри себя, за который мог бы зацепиться страх.
Впрочем, этот момент - скорее "фантазия на тему" и приглашение задуматься. Проблему героини авторы по ходу сюжета не разрешили, поэтому сериалу я "10" не поставил. Второй сезон предлагаю запилить с тем же содержанием, но в финале устроить "Евангелион" с полным погружением Томоко вглубь себя вследствие сильнейшей депрессии. И тогда либо самоубийство, либо более предпочтительный переход в разряд Святых из-за отказа от своего мелочного, беспокойного "я" :) Хотя, судя по всему, проблема Томоко будет решена в рамках школьной комедии. Если, конечно, авторы будут её решать. В общем-то, как и комедия WataMote невероятна хороша. Но как же не попытаться распутать узел, когда удалось так психологически достоверно всё описать? Показанная жизнь Томоко - один большой философский вопрос, на которой хотелось бы услышать мудрый ответ.
Напоследок поблагодарю всех причастных за техническую часть сериала. Вся эта игра со цветом, звуком, стилем, образами и метафорами... Или, к примеру, неожиданное перетекание действа в опенинг - видно же, творчески ребята к делу подошли. Благодаря этому отлично передавались эмоции и переживания Томоко, которые в WataMote являются главными персонажами. Ну, и пусть воздастся посему за труды :)
9 из 10.
|