«Sword art online» - аниме, безусловно, замечательное. Оно, как принято говорить, не хватает звезд с неба, зато в нем есть продуманный, тщательно выстроенный сюжет, с началом и концом (большая редкость в наше время), с последовательным движением от начала к концу, с десятками персонажей, каждый из которых вполне функционален – т.е. занимает свое место и выполняет какую-то определенную функцию. Впрочем, прелесть «Sword art online» совсем в другом.
(Казалось бы, все перечисленное – обязательные атрибуты вообще любого произведения, и в прежние годы, которые порой кажутся чуть не золотым веком, быть бы «Искусству меча» крепким середняком (посмотрел, получил удовольствие – и забыл) – прочным звеном в длинной-предлинной череде точно таких же прочных звеньев. Но времена склонны меняться, и длинная-предлинная череда прочных звеньев, выполненных по определенным (пусть простым, зато проверенным и действенным) стандартам уступает место туманным абстрактным конструкциям, откуда, одна за другой (а порой и все сразу), начинают исчезать привычные константы.)
Так вот, прелесть данного аниме совсем в другом. Если говорить коротко, то можно обойтись всего тремя буквами – RPG. Понятно, действие «Sword art online» большею частью происходит внутри какой-то глобальной и тотальной rpg-игры, однако «RPG» здесь (и, как мы увидим дальше, не только здесь) в последнюю очередь воспринимается, как жанр современных компьютерных игр, а служит своего рода социо-культурным маркером. Сегодня RPG – это не просто какая-то другая реальность, где можно на время спрятаться от ежедневной суеты, это – сама жизнь. Не в том, конечно, смысле, что многие, подобно персонажам разбираемого сериала, на полном серьезе вживаются в собственный виртуальный образ. (Читать мораль на эту – равно как и на любую другу тему – я бы себе не позволил, тем более, что и сам не без греха.) Речь идет о явлении гораздо более сложном и занимательном, о, своего рода, вторжении принципов RPG в реальную жизнь, об одновременно противоестественном и закономерном симбиозе двух этих реальностей (именно реальностей, так как RPG давно уже перешагнула все возможные виртуальные рамки). И дело даже не в том, что вот уже несколько лет основной поток аниме-продукции изгатавливается по rpg-лекалам, но с некоторых пор речь идет уже не только об аниме, которое в данном случае оказалось в самом авангарде этой шагающей неизвестно куда колонны. Современный кинематограф, современная литература, политика, общественные отношения, contemporary art – список можно продолжать сколь угодно долго. RPG в наши дни – это, пожалуй, лучшая характеристика состояния общества, культуры или, например, религии (в особенности религии). В общем, RPG – это то, во что все мы хорошенько вляпались.
И вот тут-то «Sword art online» заставляет обратить на себя самое пристальное внимание – как попытка, пусть и попытка робкая, попытка исключительно в пределах аниме-индустрии, но все же попытка – попытка выбраться из всего этого. Превратившийся в чудовищный и почти безвыходный лабиринт некогда прекрасный, волшебный мир, – мир магии и летающих дракончиков – в котором коллективно бредили и галлюцинировали сотни тысяч игроков, предстает блестящей и мрачной метафорой. Вторжение законов реальной жизни в хрупкий виртуальный мирок ставит все с ног на голову, меняет существующий распорядок, трансформируют структуры межличностных отношений, создает заново основательно подзабытые системы ценностей. Игроки внезапно оказываются в том самом мире, от которого они когда-то сбежали (при этом, это одновременно и пародия на реальность, так как магические заклинания соседствуют здесь со вполне себе реальной смертью), т.е. герои больше не играют, они живут. Ну а в жизни, как известно, есть место не только лишениям, боли и предательству (а в мире «Sword art online» этого добра навалом), но и более светлым вещам, которые постепенно выходят на первое место, становится смыслом жизни и поводом, чтобы за эту жизнь бороться. Вот только борьба – дело непростое, ведь игра больше не игра, а объективная реальность – путь к другой объективной реальности, теперь представляющейся главным героем едва ли не апофеозом свободы и счастья.
Создатели «Sword art online» постарались на славу – едва ли не с первых минут разница между игрой и жизнью исчезает, чтобы в финале триумфально вернуться и окончательно сбить с ног вконец дезориентированных персонажей. И страдающий от мегаломании злодей (тот который версия 2, первый – случай более тяжелый), домогающийся беззащитных девушек, вполне ожидаемо оказывается трусливым и визгливым клерком, а магия и тот самый «sword art» оборачиваются обычной поножовщиной на больничной автостоянке. Впрочем, итоги более, чем закономерные. И главное – жизнеутверждающие.
Ставить оценку «Sword art online» необязательно, но это то аниме, которое неплохо было бы посмотреть.
|