Последняя работа гения мультипликации Такахата Исао. Прежде чем написать непосредственно о мультфильме, небольшой экскурс. Последней крупной работой Такахата стала комедия "Моя семья - Ямада", снятая ни много ни мало 16 лет назад. "Ямада" Такахата снял в 64 года. Возраст сам по себе почтительный, даже для "бессмертных" японцев.
"Ямада" снята лёгкой комедией, и вот, через 14 лет выходит новая лента семидесятилетнего режиссёра, экранизация японской классики. С учётом того, что в отличие от Хаяо Миядзаки, Такахата 14 лет только экспериментировал, а не снимал блокбастер "Унесённые призраками" и коммерческую "Поньо", ожидать от мастера фильма с "вау-эффектом" было как минимум неуместно. Исао Такахата не обошёлся эксплуатацией классической истории, не стал додумывать фэнтезийные элементы, как небеизвестный Дзунъя "ZUN" Ота, а решительно погрузил зрителя в самую чёрную глубину мучений лунной принцессы.
В Kaguya-hime no monogatari нет ни сюжетных, ни визуальных откровений. Для тех, кто ждёт, что мастер вытащит принцессу из "цепких лап лунной охранки", фильм станет разочарованием. Автор придерживается оригинального сюжета, старательно вырезая всё, что не связано с Кагуя. Основное отличие от оригинала в том, что Луна по Такахата - бессмертное царство безразличия, в то время как "по легенде" на Луне идёт гражданская война. Старательно вымараны все намёки на платонические чувства Императора к Кагуя, и даже дымок над Фудзи не появится в конце.
И, в то же время, автор оживляет лунную принцессу настолько, насколько это вообще возможно. Детство, отрочество, юность, первая увлечённость и переезд в столицу - всё выписано безжалостно скрупулёзно. И когда пастораль деревенской глуши сменяется бумажно-шёлковой клеткой столичной резиденции казалось бы лёгкий мультфильм превращается в сильнейшую драму. Юная принцесса, уже почувствовавшая вкус к жизни, оказывается заточена в огромном доме и Такахата скальпелем отрезает её от всего, к чему она привыкла. Всё дальнейшее повествование крутится вокруг мучений несчастной принцессы, подспудно осознающей неумолимость фатума.
Самодурство отца и любовь безропотной матери, пир по поводу менархе, сваты, Император - череде страданий прекрасной принцессы нет конца. И, в итоге, раскрытие всей фабулы в пяти минутах трагического финала. Такахата раскрывает огромный пласт не только средневековой культуры, но и, по сути, показывает зрителю этакий двухчасовой коан без ответа, следуя от Аристотеля к Будде.
Завершая карьеру, Такахата оставляет после себя замечательное художественное произведение. Как и ранее в тандеме Миядзаки-Такахата, Хаяо под занавес карьеры снимает волшебную сказку о Дзиро Харикоси и его прекрасных мечтах, а Исао снова снимает жизнь, жизнь в самых её обыденных и страшных проявлениях.
Этот мультфильм не только полностью провалился в прокате, но и не собрал "тяжёлых" слонов у фестивальной публики, однако, для поклонников творчества мастера стал прекрасным прощальным подарком, который займёт достойное место на полке шедевров мировой мультипликации.
|