Сразу скажу, что несмотря на всю банальщину и глупости, "Гаргантия" мне понравилась, и я не поддерживаю людей, которые называют ее "шлаком".
В каждой серии аниме я нашла для себя моменты, ради которых можно закрыть глаза на все остальное. В конце концов, это не меха, не боевая и уж тем более не героическая фантастика, а ближе к упомянутой выше "социальной фантастике". Этот сериал - один из наиболее понравившихся фантастических сериалов последнего времени. Смотреть стоит и время уж точно потрачено не зря. Теперь расскажу, почему.
ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ
Главный плюс сериала и, по сути, то, ради чего смотришь - это пара Рэд и Чамбер, все остальное - декорации. Начнем с Рэда. Вроде бы стандартная ситуация: парня, который жил в полностью милитаризированном и обезличенном обществе, закинуло черт-ё знает куда на планету, где люди живут в почти что "темных веках" по сравнению с космическим сообществом. Первый плюс: Рэд не знает языка. Да-да, он, попав в другой мир, НЕ ЗНАЕТ ЯЗЫКА. Какой необычный сюжетный ход, и, тем не менее, как давно я этого хода ждала. И пусть языковую проблему Рэду помогает решать Чамбер, но все же вопрос, как же общаться с аборигенами, стоит. И приходится учить язык. Вы только подумайте. Есть трудности перевода. Один этот ньюанс уже заставляет радоваться. Второй плюс: Рэд не понимает социального устроя местных жителей, он не понимает, как можно так "бессистемно" жить, он постоянно сравнивает свое милитаристское общество с тем, что видит вокруг. Он не знает, что ему делать, и учится воспринимать свалившуюся ему на голову свободу выбора. Чего только стоит момент, когда Рэд искал себе подходящую работу - и оказалось, ее найти не так-то и просто. И чего стоит момент, когда, получив первую зарплату, Рэд не знал, что с ней делать (ведь вроде бы кроме еды ему ничего-то и не надо). Чего стоят переживания Рэда, когда он начинает догадываться о судьбе своего брата, или когда он начинает понимать правду о "кальмарах". На самом деле, таких отличных моментов много, и они есть в каждой серии, глубже раскрывая героя. И пусть сама идея "кальмаров" банальна и предсказуема, она тоже имеет свои плюсы. Мысль, что "необходимость создавать цивилизацию есть только у несовершенных существ, которые не могут полностью удовлетворить свои потребности с помощью своих физических тел" достаточно глубока, да и подход к определению интеллекта, как мы его понимаем - тоже. Большинство подобных идей озвучивает Чамбер, робот, которого многие считают просто боевой мехой. Роль Чамбера иная: он направляет, объясняет, и наблюдает за ростом своего подопечного. Чамбер действительно получился "системой поддержки и просвещения пилота", а не "системой контроля", которая будет подводить логику пилота под оправдание приказаний свыше. В этом очередная прелесть сериала - во время просмотра в логике Чамбера сложно найти подвох, хотя и она не идеальна. Однако именно Чамбер, анализируя разные подходы к построению общества, указывает Рэду на то, что и "местный" образ жизни имеет право на существование. Да, он другой, основан на других принципах. Но это не значит, что он хуже. Чамбер мне понравился так же сильно, как и Рэд. Именно они - стержень сериала, и именно на них стоит смотреть.
Другие персонажи... они раскрыты меньше, бесспорно, но вполне понятны. Многие критикуют Эми, как банальную банальность. Да, она проста, как доска, и задумывалась такой. Вы что хотели, чтобы девушка, которая зарабатывает на жизнь доставкой почты, решала в голове дифуры и еще по вечерам сочиняла местную "Илиаду"? Ну полно вам. Прелесть Эми именно в ее простоте, которая так контрастирует с "замороченностью" Рэда. Многие критикуют Риджитту за нерешительность. Но позвольте, именно командир, который до последнего держал все в своих руках и не давал ей самой что-либо решать, заставлял постоянно оглядываться на него, и не дал барышне научиться этой самой решительности. Пинион, Бероуз и остальные вообще второстепенны, придираться к ним бессмысленно. Их действия кое-где подталкивают сюжет, вот и все, а кое-где добавляют небольшие штрихи в общую картину, как, например, младший брат Эми и его болезнь, или та же история о брате Пиниона.
В общем, это ни в коем случае не "шлак", а вполне достойная фантастика. Просто тут не будет особого пафоса и показушных боев. Идея повествования крутится в другой плоскости, ее можно было бы назвать "система и я". И даже последняя арка - тоже предсказуемая, надо сказать, - лишь подтверждает это. Нам показывают "системы" и то, как они влияют на людей внутри себя. Как человек может пытаться влиять н систему. Пусть упрощенно (13 серий же всего, а надо и юмор и намек на романтику уместить), но затрагивают серьезные темы.
Не списывайте "Гаргантию" со счетов только потому, что она попыталась заставить вас думать. Моя оценка - 8/10.
|