Я знала, что буду смотреть «Чихаю» всего по двум причинам. Первое – это Мэдхаус. Второе – сюжет базируется на игре. Больше мне, в принципе, знать не надо. По правде говоря, «Чихайа» не совсем моя специализация. Это первая работа в жанре «школьная романтика» за прошедший год, поэтому могу судить только с позиции игры.
Карута… Когда впервые увидела, как в нее играют герои, поняла, почему она является именно феноменом Японии. Очень грубо можно выразить так: «Любителям поэзии тоже нужна своя игра». Те, кто не может преуспеть в стратегии, политике, искусстве, могут попробовать себя в красноречии. Как бы это лучше сказать… - Мурасаки Сикибу…
Игра, зародившаяся в эпоху Хэйан, где все, начиная от девочек-прислужниц, и заканчивая императором, не только должны были знать известные стихи, использовать их в речи, но и сочинять собственные. Поэзия и песни «выливались» не только в роскошные веера, занавесы и любовные письма, но и, как сейчас помню, соревнование между вельможами сочинения по первой строчке полного стиха в «Повести о Гендзи». Помню, как описывались турнир между именитыми поэтами в романе за звание красивейшего и тончайшего произведения. Помню, как тонко описывается движение пера... В общем, карута – это именно любовь к своей культуре, и желание показать искусность и образованность. Но это было раньше…
В принципе, карута не базируется на стратегии, тактические ходы тут не предпримешь, да и жестких границ правил нет. Это не похоже на столкновение интеллектов, потому как надо запомнить всего сто карточек, а затем оттачивать навыки игры: скорость, выносливость, стиль. Хотя в какой игре без аналитики? Единственное, что бросается в глаза, в каруте ищут слабые места противника, а не стиля. Ошибка хода не значит практически ничего, главное – психологическое давление. Поэтому градус опасности и интриги не чувствуется. С точки зрения игры герои ведут себя верно: уверенный настрой и ноль эмоций. Чихая же простая, и порой кажется, что совершенно не вписывается игру – противник читает ее, как книгу, но в этом она вся.
«Игра на скорость» делает ее малоинтересной с логической точки зрения. Герои не просчитывают заранее ходы, как в сёги, не собирают комбинации, как в маджонге, даже не придумывают хитрые ловушки, как в «Один на вылет». Но, уделяя основное внимание размышлениям и чувствам героев, раскрытию стиля игры и характера – получается интересный сюжетный ход, заставляющий не столько думать, сколько сопереживать героям и даже болеть за них.
Как обычно, Madhouse показал потрясающий уровень постановки и вернул звание мастеров шедевров, сделав очередную отличную "игру на сюжете". Chihayafuru полностью оправдывает свое яркое название и мои ожидания.
|