World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (97)
 - компании (7)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - syoboi
 - allcinema
 - seesaa


 Сайты (рус)
 - fansubs
 - kinopoisk


 Кинотеатры
 - crunchyroll
 - wakanim


 Википедия
 - википедия (en)
 - википедия (ja)


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры


 Для читателей
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
larik666
CynByn
p0pwax
Contributor
Le-sang
Orionis
RomaxFC
Marshal WA



вернуться на страницу аниме «Дом теней [ТВ-1]» | вернуться на страницу комментариев



Flathead | СА?: 12 лет 4 месяца | отзывов 27, их сочли полезными 201 раз 2021.07.03

«Ты фитилёк-то прикрути, коптит»

Дом стоит на возвышенности. Несмотря на это, ни высокие зубчатые стены, ни даже остроконечные шпили его башен, устремлённые в небеса, не освещаются ни единым лучиком света. Всё его существо скрыто под непроницаемо сизыми от дыма печных труб сажевыми облаками. Что может прятаться впотьмах дома, прозванного его обитателями не иначе как "Домом Теней"? Слово "тень" несёт ощущение загадочности и предчувствие мрачной тайны... Внутри же, вопреки тревожным ожиданиям, на первый взгляд нет ничего зловещего и, за исключением его хозяев — семейства Шедоу, — необычного.

Как заведено в аристократических поместьях викторианской эпохи, в этом доме есть иерархия, свои правила, а в табеле о рангах знáчатся господа и слуги. Как можно догадаться по названию дома и фамилии семейства, перед нами самые что ни на есть настоящие живые Тени. Господам Теням негоже выполнять самим работу по дому, а поэтому им необходимы помощники. В качестве последних выступают похожие на людей живые куклы, выполняющие по совместительству и роль лиц для своих хозяев. Как-никак семейство Шедоу обладает существенным изъяном — собственных лиц Тени не имеют.

В этом можно углядеть насмешку судьбы: имея возможность владеть всем на свете, на деле оказываешься лишённым чего-то настолько обыденного, что есть у любого человека. Восполнить эмоциональную неполноценность Теней-хозяев призваны лица-куклы, которым приходится изрядно попотеть, чтобы подстроиться под нрав своих высокомерных господ и достоверно спроецировать их эмоции. При общении Теней меж собой, для кукол оказывается очень важным "сохранить лицо". Не будет преувеличением сказать, что в таких ситуациях это подобно сохранению престижа и достоинства.

Есть ещё одна особенность (скорее даже неизбежность) с которой приходится мириться семейству Шедоу. Сажа. Сажа тонкой струйкой поднимается к высоким потолкам из макушек Теней, когда те занимаются сущими пустяками — пьют чай или читают книгу на ночь; сажа оставляет чёрные следы на всём, чего только ни коснётся Тень; а при сильных эмоциональных переживаниях хозяев копоть так и пышет из них, образуя настоящие сажевые сталактиты. К утру всё поместье застлано гарью и сажевой пылью, с которыми безуспешно борются живые куклы. Оставить "всё как есть" не получится. Дело в том, что залежавшаяся сажа оживает, и получившиеся сажевики-прилипалы чиня́т беспорядок по всему дому, попутно заражая нерадивых Кукол сажевой болезнью.

Для опытных слуг подобная жизнь кажется совершенно обыденной. Вновь же прибывшие на службу куклы подмечают различные мелочи, и у них возникает немало вопросов, на которые старшие не спешат давать ответы: "живым куклам не следует забивать голову такими вещами". Среди обитателей Дома лишь молодая девушка Кейт Шедоу не считает обязательным для своего лица Эмилико следовать этому беспрекословному правилу, и сама живо интересуется истинной природой сажи. Вместе с тем, живая кукла Эмилико — со своими заразительной жизнерадостностью, дружеским участием, чуткостью в проявлении заботы к окружающим и беззаветной преданностью своей хозяйке — во всех отношениях является чрезвычайно чУднЫм порождением Дома Теней. Знатные господа с верхних этажей не смогут оставаться в тени от любопытства этой юной и своенравной парочки.

***

Здешний антураж тяготеет к викторианской эпохе, проявляющейся главным образом в дизайнах нарядов Теней и убранстве их комнат. В звуковом сопровождении слышны классические мотивы фортепиано, скрипки и духовых. Их присутствие невесомо в лёгких повседневных сценах, но мелодия приобретает зловеще-заунывный характер в напряжённые моменты. Хочется отдельно отметить чрезвычайно атмосферную закрывающую тему. Ни разу не возникло желания её пропустить, что лично для меня огромная редкость.

Не часто аниматоры решаются зайти на территорию светотени, обычно её сторонятся (или подходят к её реализации формально) — а зря, без тени мир предстаёт скучным, с чётко очерченными границами, лишённым игры света со всем её многообразием полутонов местом. В нашем случае художественный потенциал тени использован до предела и в интерьерах Дома мы можем видеть даже тень в тени. В свою очередь глубокий чёрный цвет силуэтов Теней на экране визуально способен заставить получить эстетическое удовольствие. Не пренебрегают здесь и сочной (из-за яркой и насыщенной гаммы) картинкой, контраст цветов часто выкручен на максимум. В первую очередь это касается изображения персонажей, что, на мой взгляд, является полностью оправданным решением, позволяя формировать необходимое мрачное настроение для Дома посредством множества тёмных сцен, в которых блёклые цвета попросту утонули бы.

Периодически, для создания напряжения, подключается лёгкий саспенс. Он нисколько не напрягает, а лишь оттеняет ту безграничную милоту, которой пропитан местный нарратив. Трогательные моменты перемежаются с тревогой за судьбу героев. Эффект тревожного ожидания достигается благодаря противопоставлению гнетущего настроения начинающей сериал 2-ух минутной сцены рождения Теней и безмятежности будничного времяпрепровождения героев. Это неимоверно усиливает неопределённость, которая кочует из серии в серию. Благодаря постепенной подаче информации о законах мира - мы узнаём о них вместе с героями, которые постоянно изучают механику Дома Теней, постигая особенности жизни в нём.

[спойлеры]

Оговорка: автор не обладает глубокими для достоверного анализа произведения познаниями в области психологии и не знаком с мангой-первоисточником "Мрачный Дом".

За 13 серий я так и не уловил в полной мере подоплёку и символизм происходящего. В чём же состоял замысел (а был ли он?) создателей? С одной стороны, тень в философии — это очевидная метафора души, однако, этот подтекст опровергается уже на первых же минутах первой серии. Показанный обряд не является замещением души в теле-сосуде.

С другой стороны, что кажется уже более вероятным, подразумевается существующее в психологии понятие второго «я» или alter ego. Впрочем, здесь оно вывернуто наизнанку. Смысл «wag the dog» несоответствия заключается в нарушении привычных причинно-следственных связей — второе «я» развивается изнутри человека. Снова, обращаясь на этот раз к 11-ой серии, мы видим, что именно безликие и бесформенные Тени изучают доставшихся им детей и принимают их облик. Так кто для кого alter ego?

Пусть и не в полной мере, но взаимоотношения Лиц-кукол и Теней-хозяев напоминают концепцию юнгианской тени. В угоду художественной целостности произведения здесь пожертвовали академической достоверностью и смешали проявления сознательного и бессознательного. Чужая душа — уже не "потёмки". Таким образом, Лица и Тени оказываются способными взаимодействовать между собой непосредственно, воспринимая взгляды, мотивы и установки друг друга, ведь Тени являются не только средоточием тёмных, скрытых глубин души. Они одновременно и источник творчества и эмоций.

С позиции последней версии, Дом Теней предстаёт местом, в котором сознание жителей, благодаря некой внешней силе, подвергается полному подавлению и контролю со стороны бессознательного. Сажа возникает в результате сильных эмоций Теней [подсознания], и если её вовремя не заметит (другими словами — не сублимирует причину или не воплотит её в жизнь) Лицо [сознание] при уборке, то сажа будет копиться по углам и в конечном итоге уплотнится до пределов, когда станет способной овладеть человеком. Этот процесс жители Дома называют сажевой болезнью. В 3-ей серии ею переболела Розмари, встретив сажевиков-прилипал, которые далеко не так безобидны, как чернушки из Тотторо.

Тень не может существовать без источника света. Это выражение в полной мере характеризует взаимоотношения в дуэтах Хозяев-теней и Слуг-лиц. Тень является проекцией Лица. Одухотворённая Хозяином Дома, сажа создаёт копию, материализуя ту часть личности человека, которую в психоанализе символизирует скрытая от непосредственного наблюдения подводная часть айсберга. Юнг пишет: проекции изолируют людей и причиняют им вред, действуя как постоянно сгущающаяся завеса иллюзий между эго и реальным миром.

Тень в значительной степени негативна, однако есть положительные аспекты, которые также могут оставаться скрытыми в тени, особенно у людей с низкой самооценкой. Пример пары Ширли и Рам отражает ситуацию, при которой проявления подсознания настолько подавляются, что личность окукливается в себе. Чьё-то подсознание, напротив — буквально измывается над своей оболочкой (пара Сары и Мии).

Тени и Лица сливаются в результате инициации, называемой в мире произведения Дебютом. Согласно психоанализу, возможная встреча с тенью играет центральную роль в процессе становления личности. Растворение личности и запуск процесса индивидуации также несет с собой «опасность стать жертвой тени... чёрной тени, которую каждый несет с собой, низшего и, следовательно, скрытого аспекта личности» — в результате слияния с тенью.

Лицо окрашивает личность Тени индивидуальными качествами, без которых та является именно, что тенью, подобием живого человека. Тени "берут" пол Лица и, как правило, дают человеку имя созвучное своему. Неполноценность Теней так же прослеживаются в их привычке подчёркнуто рассуждать о себе в третьем лице. Такая особенность ассоциируется с эгоцентризмом, присущим незрелой личности без сформировавшегося мышления.

Кейт всячески пытается сохранить личность своего Лица — даёт Эмилико собственное непохожее на своё имя и неустанно повторяет "будь собой". На́ людях Кейт спокойна и безупречно элегантна. Возможно за таким поведением она прячет свою неимоверную "человеческую нормальность" не свойственную для представительницы семейства Шедоу. Кейт оказывается способной противостоять укладу Дома. Центральная пара истории ставит под сомнение и символизирует возможность гармоничного сожительства Теней и Лиц без полного подавления последних.

Эдуард, весьма честолюбивый представитель семейства, выступает в этой истории гарантом устоев Дома Теней. Стремясь угодить и приблизиться к источнику воли Дома - Дедушке, он проводит дебют среди юных пар и становится надзирателем в детском крыле. Ещё до дебюта он подмечает необычность отношений в дуэте Кейт-Эмилико. После же дебюта он в полной мере понимает уровень контроля Кейт над сажей и видит её опасность для Дома. Сажа - проводник воли Дедушки, она подавляет индивидуальные качества и сознание. Избежать этого влияния — значит поставить под сомнение власть хозяина Дома. Характерно, что только эта пара оказалась способна сплотить вокруг себя остальных: живые куклы тянутся к заслужившей на дебюте их доверие более "живой" Эмилико, а Кейт обладает безукоризненной репутацией и определённой независимостью, что позволит привлечь расположение младших господ Шедоу на их сторону.

Если судить по темпу экранизации томов, в этот сезон окончание истории и разрешение противостояния ожидаемо не уместилось, а будет ли второй... а пока остаётся надеяться и верить, что по завершении обитателям Дома всё же удастся преодолеть тёмную довлеющую волю Хозяина, и можно будет воскликнуть: «Вот злонравия достойные плоды! »


+14Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.




ответ №1 | tenka2021.07.04

я увидела то как человек попадает в новые обстоятельства и пытается им соответствовать, чувствуя что для этого нужно в значительной мере перестать быть собой. таким образом по мере привыкания к новому месту человек становится тем, кем пытался притворяться, так что потом уже и не помнит что эта тушка была другим человеком.





ответ №2 | Flathead --> tenka2021.07.04

Я в большей мере пытался порассуждать о том, что находится между строк местного ворлдбилдинга...

Возможно, вы отвечали на моё риторическое замечание?
"В чём же состоял замысел (а был ли он?) создателей?"

//я увидела то как человек попадает в новые обстоятельства и пытается им соответствовать, чувствуя что для этого нужно в значительной мере перестать быть собой... потом уже и не помнит что эта тушка была другим человеком//

Походит на условную "Азбуку цветов", только повседневность с лёгкой примесью мистического... В таком случае, зачем в мире Дома Теней нужен такой конструкт как Дедуля? Как мне кажется, наличие его фигуры представляет собой главный конфликт произведения, который и будет двигать последующий сюжет.



обсуждение закрыто




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура