В своё время смотрел первый сезон Higurashi: тайтл удивил любопытным сочетанием аляповато-простой «детской» рисовки персонажей с творящимися на экране ужасами – какими только жестокими способами там персов не убивали. И раскалывали головы битой, и мочили ножами, обдалбливали наркотой, заставляли совершить суицид, пытали. Сериал был сделан в виде арок, в которых, в принципе, происходило одно и то же, но раскрывались разные персонажи, которых потом по-разному убивали разные «убийцы» этой арки. Концепция была весёлая, но быстро наскучила своей однообразностью, ведь зритель-то уже знает, что кого-то в ближайшее время замочат, эффект внезапности первой арки уже отсутствует.
Далее вышел второй сериал, который я пытался смотреть трижды и каждый раз его дропал на первых трёх сериях, т.к. он был до жути скучный и опять содержал старую формулу арочной копипасты. Дальше к франшизе я не прикасался, сюжет новеллы намеренно не читал. И вот, выходит Gou, сериал-ремейк с новой рисовкой а-ля Monogatari – чего бы не глянуть, может авторы наконец сделают формулу более увлекательной?
Вначале касательно визуальной части. Рисовка очень противоречивая: некоторые фоны вышли детальнее и красочнее прошлых частей (в основном природа, съёмки всей деревни), но вот регулярные задники на проверку оказались угнетающе убогими и одномерными при детальном сравнении с предшественниками. Особенно это поразительно на фоне того, что ту мне уже тогда казались весьма убогими с точки зрения графона. В старье на фоне присутствует больше предметов, нет тонн компьютерной графики (машины, мельница, поверхности – всё сделано в максимально блевотном дешманском 3D), в кадре значительно больше движухи.
Новый дизайн персов и их моторика / мимика мне также не понравились – пластилиновые болванчики из Bakemonogatari стали в разы более сдержаны в эмоциях, особенно «шоковых» (Uso da! ), что для Higurashi, имхо, непростительно. Во время разговоров они в основном стоят как вкопанные, шамкая только ротешником, в то время как в прошлых частях персы активно жестикулировали и перемещались. Ракурсы у камеры шаблонные, не впечатляющие, причём они ещё и бесконечно повторяются – словно смотришь российский сериал. Добавила гнили и второсортная операторская работа, бездарно сливающая любую сцену, получившуюся в первом сериале крутой и запоминающейся. На ютубе полно видеосравнений моментов из старых и новых Higurashi – можете сами посмотреть, там разница в постановке просто колоссальная.
Теперь сценарий. Каждая арка тайтла повторяет что-то, что мы уже видели ранее, но имеет иную концовку (как правило более скучную). Где-то первую треть сериала нам показывают почти что копипасту, но это впечатление обманчиво, т.к. тайтл напроверку является не ремейком, а продолжением. Более того, прошлые сериалы тоже состояли не из набора ресетящихся историй а-ля «Симпсоны», а, оказывается, имели сквозной сюжет! Это первый «шоковый» момент тайтла: он открывает первый слой глубины, демонстрируя, что всё это время сюжет во франшизе реально был, но мы были не в курсе (без шуток). Оказывается, у тайтла есть и главная героиня – Rika, запертая в бесконечных временных петлях, которые каждый раз обновляются, когда её убивают, а это делают всегда. Можно сказать, что это её судьба – быть убитой, с чем девочка безуспешно боролась. Если выключить русикоозвучку и прислушаться к тому, как персонажи друг с другом разговаривают, то можно обратить внимание на то, как буквально все персы обращаются к старшим чрезмерно вежливо, и только живущая сотню лет во временных петлях Рика «тыкает» даже старейшинам деревни (не добавляя к их именам никаких уважительных суффиксов). Периодические предсказания и переход на серьёзный тон также могли выдать этот момент, но я его всегда списывал на творящуюся на экране шизофрению из-за проклятья (т.е. персонажу это просто казалось).
Второй слой глубины отвечает на мучавший меня весь первый сезон вопрос: люди реально хотят убить главного персонажа арки (как, к примеру, в первой) или это сам главный персонаж съезжает с катушек? Есть ли проклятие? Вроде как его нет, и перс действительно сходит с ума от паранойи, вызванной уникальной для местности болезнью. Т.е. вся эта тема с гротескной жестокостью вызвана вовсе не желанием жителей деревни утаить информацию от детей, а именно недугом.
Третий слой показывает, что в Хинамизаве проходит целая операция какой-то там корпорации / спецслужбы, сопровождающаяся внутренним конфликтом внутри этой организации. Takano, Tomitake и Irie имеют двойную личину, а в больнице больше тайн, чем кажется с первого взгляда.
Четвёртый слой показывает, что Рика не единственная путешественница во времени и её не просто так убивают по стечению обстоятельств. Есть вполне конкретный убийца, намеренно мешающий ей достигнуть своей цели (убраться подальше из деревни и поступить в престижную женскую академию). Более того, расчётливость Satoko тоже взялась не с потолка, как и её великолепные навыки любой игры, в какой бы она не участвовала.
Пятый слой демонстрирует, что многие поведенческие изменения у персонажей являлись вовсе не желанием левой пятки сценариста, а результатом того, что накопленные в петлях воспоминания всех людей никуда не исчезают и изредка всплывают перед их глазами (к примеру, во сне).
Шестой слой вскрывает, что вся эта эпидемия, судя по всему, вызвана искусственно.
Gou очень богат на сюжетные откровения: буквально с каждым поворотом сценария у меня в голове всплывали сцены из прошлых сериалов заодно с мыслью «ааа, так вот, почему так всё было». Все прошлые события начинают видеться в совершенно другом ключе, например, серия, где Сатоко начала отбирать у своей лучшей подруги Рики учебники и всячески её чмырить, а та в ответ проявляет непропорциональную агрессию, избивая Сатоко стулом со словами «Я терпела издевательства потому, что ты выглядишь как моя лучшая подруга…»
Если в следующем сезоне помимо основной сюжетной ветки дораскроют Томитаке, его организацию и всю движуху вокруг Хинамизавы – будет просто шикарно.
Несмотря на типично вялую современную графику, аниме мне показалось очень увлекательным. Оно может похвастаться довольно бодро подающимся сюжетом, прежними seiyuu; отвечает на массу накопившихся вопросов, и даёт долгожданный «сюжетный пинок» общеизвестной франшизе. Этот сериал определённо ключевой этап в экранизации Higurashi. 5 баллов из 7, настоятельно рекомендую к просмотру тем, кому понравились прошлые аниме по данной франшизе.
|