ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ: этот коммент частично повторяет уже написанный мной к сериалу "The Disappearance of Nagato Yuki-chan". Увы, правила данного ресурса не предусматривают правки уже написанного...
* * *
"Исчезновение Юки Нагато" я просмотрел за вечер и полночи. Хотел было еще добавить: "Глядел на одном дыхании", но это будет немножко против истины. Ибо после первой серии я сделал небольшую паузу, вспоминая: где же я видел точно такую же стилистику и похожих чиби-персонажей? Довольно быстро сообразил − да в пародийном мини-сериале "Suzumiya Haruhi-chan no Yuuutsu" (2009)! Сообразил и успокоился: вряд ли меня ожидает подобный комический повтор. И не ошибся. Вскоре появилась божественная Харухи во всем своем земном великолепии, и от экрана оторваться уже было просто невозможно.
Увиденным я был более чем доволен. Больше того, нечто подобное я давно ожидал. А теперь вернемся назад, в 2008-й год, когда официальный рецензент сайта "World-art" под ником Расселл Д. Джонс написал следующее:
[ «Что было на самом деле? Клуб с непонятными целями, объединивший тех, кто избегает скучной определённости спорта, искусства или иных общепринятых занятий. В центре – гиперактивная, бесцеремонная и упрямая Судзумия. Как бы в стороне – Кён, который подал идею клуба, делает всю «черную» работу, пытается навести какое-то подобие порядка, а попутно "намечтывает" для Судзумии столь желанных инопланетян, гостей из будущего и телепатов. Фантазии Кёна – это все, кроме первой, серии "Меланхолии". В первой режиссёром выступает Судзумия, и здесь виден её напористый и прямолинейный характер в стиле "летящего вперёд паровоза". А потом Кён сам переживает-пересказывает историю команды SOS, и, надо признать, хотя рассказ получился сбивчивым, обрывистым и местами неполным, его версия мира оказалась довольно логичной и, что самое главное, более всего отвечающей желаниям Судзумии. Теперь она не просто особенная – она самая особенная девушка во Вселенной! Выдумав мир, который подчиняется капризам Судзумии, Кён смог изменить что-то в своей и её жизни, а сам сериал оказался редкой возможностью увидеть, как фантазии врастают в повседневность...» ]
Я очень рекомендую перечитать эту небольшую, но чрезвычайно ёмкую заметку. Для меня она оказалась, образно говоря, той печкой, от которой и начинаются все аналитические танцы. Вот только главным танцором у меня оказался не Кён, а Юки. Снова процититрую − на сей раз уже свою рецензию:
[ «Вполне можно доказать, что в равной степени в центр событий легко поставить и Юки Нагато. Которая тоже является полной противоложностью Кёну и ничуть не меньше Судзумии. А почему нет? Одинокая книжно-компьютерная девочка (болезненная − хроническая анемия) тайно влюбилась в надежного и рассудительного парня, и... и начали материализовываться ЕЁ фантазии! Причем на свойственном ей "технократном" уровне сознания. Как и положено героям типа Супермена, Спайдермена, Бэтмена и тому подобное, Юки в повседневности молчалива и незаметна, но вы посмотрите, как она преображается в критических ситуациях! Особенно, когда Кён нуждается в защите. Вспомните, с каким чисто человеческим нетерпением глядит Нагато на ноотбуки в ожидании интересной любимой компьютерной игры ("Так ты хочешь выиграть?" - удивленно спрашивает Кён, и "гуманоидный интерфейс" в матроске, не в силах сдержаться, утвердительно моргает в ответ); как она укрывает спящего Кёна своей кофточкой (какой заботливый пришелец!); как вообще слушается только его, словно именно он старший в команде "SOS"; как напрочь игнорирует требование Судзумии открыть дверь: "У меня приказ Кёна никого не пускать! " (детектив на острове); как говорит в финале: "Не бойся, я никому не позволю до тебя дотронуться! " НАКОНЕЦ: именно с ее записки Кёну и вызова к себе на квартиру для откровенной беседы все странности и начались!
А помните момент, когда расшалившаяся Судзумия дважды подряд тискает бедную Асахину Микуру (эпизод с обогревателем)? Оба раза Юки при этом встает и начинает искать на полке книжку. С непроницаемым лицом, конечно. Вопрос: что делает любой выдержанный человек, когда происходит нечто, его раздражающее, неприятное? Как ему деликатно показать свое негативное отношение? Верно, повернуться к происходящему спиной! И Нагато это делает дважды − второй раз подчеркнуто демонстративно! И вот теперь эта безумная, роковая попытка получить для себя... да нет, даже не обычную жизнь, а именно Кёна! Тайно любимого человека, который заметил ее в библиотеке и помог. И ведь всего-то надо: чтобы он вступил в её литературный клуб, посещал его иногда, сидел рядышком и разговаривал с нею. Может быть, провожал иногда...» ]
Вот так я пытался доказать, что Юки − самый обычный человек, каким-то образом "взломавший" скучную повседневную реальность, но так и не сумевший преодолеть свою природную застенчивость и поставить себя в качестве "главного". Главной оказалась Харухи Судзумия, своеобразная фигура прикрытия − и мы, зрители, в большей или меньшей степени верили в её приоритет многие годы. И вот сейчас получено авторское подтверждение в пользу приоритета Нагато.
Фактически мы увидели в "Nagato Yuki-chan no Shoushitsu" приквелл, предысторию всех событий грандиозного по задумке и необычного по воплощению сериала под шифром "Харухи Судзумия". В серии с первой по десятую показана подлинная Юки со всеми ее слабостями и способностями, далее три серии "исчезновения" продемонстрировали нам собственно механизм изменения личности (а потом и реальности). И наконец три заключительные серии − "сладкий" идеальный финал с точки зрения, скорее, даже, "мамаши" Асакуры Рёко. Но ему не суждено было стать основным, потому что Харухи Судзумия уже полностью завладела Кёном и подчинила его своему влиянию.
Я бы не стал утверждать, что Харухи влюблена в Кёна − для подобной суперэгоцентричной личности такое пока невозможно. Ведь что есть "любовь"? Это особенное чувство, при возникновении которого другое существо противоположного пола (его мысли, чувства, недостатки − всё, короче говоря!) становится важнее, чем ты сам. В чисто животном мире такого в принципе не может быть, а вот в человеческом встречается. Но для Судзумии всегда (или пока?) на первом месте только она сама! И это не от примитивного самообожания − она свято и непоколебимо уверена в правоте своего метода мышления, скажем так. В то, что полной жизнью живет только она одна.
[ Очень опасное самомнение! Знаменитый Мишель Пуаккар из годаровского фильма "На последнем дыхании" тоже стремился именно так жить − "не оглядываясь". Две пули в спину − таков был его финал. ]
У Судзумии тут есть спасительная соломинка − её привлекает исключительно необычное. Которого на самом деле в её жизни не было и нет. Вспомним: по её же собственным словам она была близка к отчаянию, считая жизнь бессмысленной и безнадежно скучной. Пока вдруг не объявился маленький Кён ("Джон Смит"), послушно и без насмешек выполнивший её приказы-причуды. Харухи впервые ощутила себя не одинокой − вот ведь как!
В сериале практически открытым текстом говорится об этом. "С ней почти никто не разговаривает"... "Она впервые поехала с друзьями на отдых"... " и тому подобное. За внешней крутостью скрывается достаточно уязвимая и ранимая особа. Вспомним: для Цуруи она просто "киса" (то есть, избалованная деваха), Рёко с ней вообще на равных. В качестве заместителя главы литкружка в варианте этой реальности Судзумия отнюдь не безоговорочный лидер.
И всё в итоге было бы и неплохо − но вот Кёна отдать для Нагато она не может. Никак не может! У Юки настоящая первая девичья любовь − но у Харухи свои сокровенные личные чувства. И никаких уступок тут не бывает в принципе, ибо "В любви каждый старается только для себя", как метко заметила служанка Миледи из "Трёх мушкетеров". Девочки в этом смысле совершенно беспощадны друг к другу.
Судзумия поступила достаточно деликатно... и безжалостно одновременно. Благодушный от природы Кён под грузом поручений очень быстро превратился в её личного служащего, и на тонкие, деликатные отношения с Нагато у него уже не оставалось ни сил, ни времени. В самой последней OVA (ноябрь этого года) под девизом "Невыполнимая домашка" это было предельно ясно видно. Юки намертво была задвинута в сторону... и опробованный бессознательно процесс трансформации действительности снова запустился сам собою. "А мое «второе я», оказывается, не робкого десятка! " − удивляется настоящая Юки. Да уж!
Мир необратимо-обратимо поменялся. Судзумия перевелась в Северную Школу, удивительные события закрутились по полной программе, и Нагато стала ключевой фигурой ко всем приключениям. Характерные изменения претерпели многие персонажи: особенно болезненно это коснулось Асакуры Рёко, которая вдруг стала злодейкой. И ничего странного в этом нет: излишняя забота и опека (на грани материнской, а не обычной подружки) в понимании "второго я" Юки Нагато обернулась своей зловещей противоположностью − назойливым, бесцеремонным эгоизмом. За что и последовало наказание в виде уничтожения. Унижение под видом заботы (а опёка Асакуры в сериале и есть самое настоящее унижение Юки!) вряд ли могло вызвать положительные эмоции у гораздо более сильной "Юки-2", альтер-эго...
Увы − и это отчаянное решение не помогло. Да, Кён проникся к "Нагато-пришельцу" необычайным уважением, но яркое, доминирующее воздействие Харухи Судзумии никуда ведь не делось! Воистину:
"Видимость важнее сути, Ибо выше нет приманки Для великосветской суки И для нищей оборванки..."
Мужчины в этом смысле более стойкие... но только до определённого момента. Ибо Юко Итихара (наставница Ватануки из "XXXHolic") всегда изначально и непоправимо сильнее и Золушки, и Ассоль, да и Арьи Старк тоже. Аналогия, я думаю, понятна.
Отсюда и запоздалый "бунт Нагато" из гениального фильма "Исчезновение Харухи Судзумия", который ни к чему ни привел. Те, кто досмотрел эту картину до самой последней секунды (уже после титров), хорошо это понимают.
У Кёна и Юки может быть только тихое спокойное будущее в отсутствии несносной Судзумии. Или же взаимные тайные мучения − в том варианте мироздания, который и предложен нам.
|