Буду ругать.
Трудно оставаться равнодушным, когда такая классная работа буквально задыхается под собственным весом.
"Воин ауры" повествует о юноше из Японии, Шо Зама, которого неведомая сила забросила в чудесный мир Байстон Велл. В нём люди соседствуют с феями, неведомыми чудовищами и волшебством, а небеса озаряются не солнечным светом, но сиянием летучих рыб в небесном океане...
Появление героя знаменует собой перемены в мире чудес: принесённая выходцами с Земли техника, подкрепляемая магией Байстон Велла, даёт в жадные руки феодальных владык устрашающее оружие.
В такой предгрозовой атмосфере и будет искать себя главный герой.
Замечу, очень даже живой - со своими сомнениями, привязанностями, с богатой эмоциональной гаммой.
Вполне на уровне и второстепенные персонажи, даже наблюдается эволюция некоторых личностей по мере развития событий (бесполезная Римели, конечно, является исключением). Причём злыдни авторам тоже дороги, время им посвящается без скупости.
Отсюда проистекает один из заметных недостатков "Данбина" - нежелание авторов с этими вот проработанными персонажами расставаться. Снова и снова после крушения очередного робота спасающийся мерзавец грозится отомстить. Опять подбитый Шо или его напарники успевают покинуть поле боя (чудесное клише - быстро летать умеет только повреждённая техника. Иначе трудно объяснить, почему очередной корабль на грани разрушения исчезает вдруг за горизонтом).
Причём смерти в "Воине ауры" есть, и немало. Но принцип "естественного отбора" остаётся засекреченным: действующие лица умирают явно не случайно, нам не показывают таким образом, что война - очень жесткое время. В то же время с задачей "убирать" персонажа в какой-нибудь кульминационный момент сценаристы справляются не лучшим образом - некоторые гибнут, что называется, вдогонку.
Между тем, повторюсь, смерть присутствует в Байстон Велле: взрыв подбитого робота, канувший в море летательный снаряд. Смерть быстра - камера и секунды не задержится на погибшем, - и смерть молчалива - едва ли кто-то хотя бы раз вспомнит о тех, кого уже нет. Этот мир - только для живых.
Впечатляет и размах событий: тревога расходится по миру фей исполинскими кругами, всё новые территории вовлекаются в конфликт, растут и модернизируются армии. И вот уже вместо такой сказочной единорожьей кавалерии землю попирают стальные исполины, а небо прогибается под циклопическими летающими кораблями.
В то же время в самой лучшей части сериала кажется иной раз, что всё это только служит фоном для таких живых семейных взаимоотношений персонажей. Как относиться к родителям-тиранам? Разделять ли предательство отцом своих идеалов, если это делается для блага целого клана? Серьёзно, достоверно, иногда пугающе.
К сожалению, далеко не всё выдержано так же хорошо. Множество эпизодов целиком отдано топтанию на месте в ходе военной кампании. Конечно, могу вообразить, что японцы вспоминают свою же историю, намекая на "больших и бесполезных", но простаивают не только военные машины, но и действие. Особенно пострадала от этого последняя, самая важная, часть сериала. Не успеваешь поразиться всей бессмысленности действий командования всех сторон конфликта, так её много. Давайте спрячемся на краю земли, чтобы не допустить опустошения мирных регионов, пока противник их разоряет! Даёшь "ещё одну попытку" - и пусть в пятнадцать предыдущих раз мы не справились, давайте задействуем те же силы и станем надеяться на победу! И так далее. Когда даже анонс следующего эпизода обещает: "Шо и друзья предпринимают новые шаги, но у них ничего не получается", становится грустно (кстати, не вздумайте смотреть эти анонсы после сороковой серии - в них жестоко засвечиваются самые напряжённые моменты).
Не радуют и обрывы некоторых сюжетных линий, например, касающаяся лесной незнакомки, и тупики, в которые приходит развитие иных героев. Сорок девять эпизодов - это очень, слишком много, и хронометража хватило бы на продолжение каждой ниточки. Досадно.
Что ещё? Мелочи - цветовая гамма тусклая, дизайн техники невыразительный. Зато очень понравился дизайн персонажей - необычно, собственно, не в "стиле аниме" по современным меркам, зато выразительно. Кстати, то же самое можно сказать об англоязычном дубляже - ещё не приходилось слышать такой специфической актёрской игры (наверное, более скупой, по сравнению с тем, к чему мы привыкли), но она весьма подходит к героям.
"Dunbine" - это хорошо, очень хорошо. Собственно, главный недостаток сериала заключается именно в его значительных достоинствах - потому как более скромной вещи простились бы и лишние серии, и "побеги" злодеев, и недосказанности. А вот "Воина ауры" в этом хочется упрекать.
Итого: непобедимые герои сходятся в борьбе с неубиваемыми плохишами на фоне стонущего под пятой техники мира волшебства. Результат этого, на удивление хороший, не всегда виден из-под толстого слоя эпизодов-разбавителей. Эх, был бы сериал хоть на одну треть короче...
За: достойный главный герой, объёмные персонажи, живые взаимоотношения детей и родителей, очень интересный мир, шикарные opening/ending, аллюзиии на Вторую мировую. Для английской версии - ещё очень хороший дубляж. Против: несвоевременное удаление действующих лиц из сериала, очень много лишних эпизодов, неравномерное повествование, обрывы некоторых сюжетных линий, блеклая рисовка. Оценка: 7/10.
P.S.: смотря с английским звуком и субтитрами к оригинальной японской дорожке, обратил внимание на то, сколько намёков на Вторую мировую войну было смягчено в дубляже - всё же разница между восьмидесятыми годами создания и двухтысячными - дубляжа, - велика в том числе в политкорректности. P.P.S.: дубляж не просто смягчает, но кое-где смело правит оригинал. Притом настолько удачно, что прощаешь ADV Films эти вольности (считаю, именно так и должна была сказать Марвел. Вы поймёте, о чём я).
|