Мертвые письма мертвых людей разносят мертвые почтальоны. Белые конверты с черными марками приходят в мир живых – и для кого-то эти весточки страшны, как запах тлена, а для кого-то драгоценны, как последнее «прости». Потустороннюю почту разносят прелестные девочки с говорящими посохами. Их работа требует точности, педантичности и упорства, а вот большой деликатности им не надо, ведь их «клиенты» не столько получатели, сколько отправители, которым загадочная небесная канцелярия дала право на одно письмо. Во всяком случае, почтальона Фумику как будто бы совершенно не волнует, что станет с адресатом по прочтении. Ее дело доставить: быстро, четко, невскрытым и лично в руки. А уж что содержит загробная эпистола – благодарности или упреки, обвинения или благословления, то не ее печаль.
Авторы «Писем с того света» пытаются заглянуть за Тот Самый край и приподнять роковую завесу. Но, поскольку тайна смерти плохо поддается живому разуму, ее попытались сделать как можно более мирской, придать легкий канцелярский привкус: так возникли Небесная почта, курьеры в форме и маркированные конверты, график потусторонней доставки и профессиональная этика. И вот уже смерть выглядит почти как заграница! Отбывая туда, человек может успеть сделать еще одно заявление или пожелание, помахать остающимся на пирсе или показать им язык, словом, бодро стукнуть в крышку гроба: «у нас тут все в порядке, погода приличная, чего и вам желаю». Или, может, авторам просто неприятно было думать, что уходящие забывают нас быстрей и верней, чем мы их...
Ну, что бы ни было тому причиной, в 2008 году свет увидел еще один сериал с замогильной тематикой. В нем имеются качественная рисовка, плотное повествование (первая половина – отдельные новеллки со сквозным героем, вторая половина – все линии связываются в сюжетный узел) и невероятно узнаваемый дуэт Ali Project (слушая опенинг, так и ждешь воцарения Лелуша или прилета кукольного чемоданчика с розой на крышке). По счастью, авторы не стали прорабатывать «тот» мир в деталях (потому что то, что они все-таки изобразили – поля магических энергий для болтливых посохов и одинокие деревья, под которыми прилично посидеть в мрачных раздумьях – выглядит крайне неубедительно) и сфокусировались на «этом». При обсуждении темы «Я и Неведомое» девять человек из десяти делают ударение на слове «Я». Итак: МЫ и смерть. Каковы мы перед лицом смерти и умерших: хорошие, плохие, малодушные, недостойные? Что захотят нам написать Оттуда?
Те, кто смотрел достаточно аниме-сериалов о связи живого и мертвого, уже примерно знают, о чем в «Сигофуми» пойдет речь. Тем, кто не смотрел, или смотрел, но недостаточно, я не буду портить удовольствие спойлерами. Упомянуть осталось лишь одно – целевую направленность «Писем». Старшеклассники. Бесспорно, «Письма» делались про старшеклассников и для старшеклассников. Я вовсе не собираюсь тут разводить тавтологию, въедливо напоминая почтеннейшей публике, что большинство аниме-продукции адресовано подросткам (уважая друг друга, обойдемся без констатации очевидного). Но! «Сигофуми» является рафинированным воплощением подросткового аниме. Если оно не попало вам в руки в «ту самую» пору (где-то между 14-тью и 18-тью), просто выпустите его из рук. Поздно, мои седовласые друзья, поздно! Вы всё это знаете и уже, скорее всего, не сумеете ни умиляться, ни ужасаться тому, что вам покажут. В «Письмах» нет веселого экшена, сладкой школьной жизни, красивых перестрелок, спасения мира хорошеньким визжащим ребенком – нет ничего такого, что способствовало бы приятному размягчению натруженных мозгов (что говорить? даже серия «поездка на острова» сделана скупо, сухо, минуя фансервис, арбуз и признания). Но и философия «Писем» для вас давно пройденный (и сданный) материал. Даже волнующие заявки на «острые» темы – порноидустрия, травля отщепенцев, жестокое обхождение с детьми – даны именно для той возрастной категории. Для подростков открывается мир взрослых с его грехами и пороками, а также приходит осознание собственных грехов и пороков: затравленный одноклассник это не столько беда, сколько вина – в том числе, и твоя. Так что не спрашивай, по ком звенит колокольчик мира мертвых – он наверняка звенит и по тебе, даже если ты лично не делал ничего плохого, а просто не мешал делать другим.
Не воспринимайте сказанное мною как огульную критику. «Письма с того света» отнюдь не плохи. Они узконаправленны. Они так же актуальны и нужны в свое время, как брекеты, выправляющие школьникам прикус. Итак, старшеклассникам о мертвых письмах, мертвых отправителях, мертвых почтальонах... «Иди за мной, и пусть мертвые хоронят своих мертвецов» (Матфей, 8, 22), что мы, применительно к моменту, истолкуем следующим образом: «иди по своим взрослым делам, совершеннолетний, и предоставь подросткам их подростковые сериалы».
| |