World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (70)
 - компании (1)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - allcinema


 Сайты (рус)
 - fansubs


 Википедия
 - wikipedia
 - ウィキペディア
 - википедия


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры


 Для читателей
 - рецензии
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
Contributor



Космический крейсер Ямато [ТВ-1] — рецензии WA

Рецензия:
© Фёдор Мастихин, 2006.06.28 (при копировании текста активная ссылка на www.world-art.ru обязательна)

-Сколько же ей было лет?
-Не думай о таких ужасных вещах


Юки Каори, Ludwig Kakumei



Странно его смотреть. С одной стороны - время создания, допотопный видеоряд и даже само название «Космический крейсер Ямато» говорят о седой древности этого произведения и подразумевают столь же архаичное содержание. С другой стороны - сюжет и идейное его наполнение вовсе не выглядят устаревшими, с некоторыми оговорками оно вполне может существовать и в современном кинематографе, о чём косвенно свидетельствуют запланированные в необозримом будущем съёмки голливудского ремейка. С третьей стороны - во времена оны данный сериал был показан по американскому же телевиденью в перемонтированном и переозвученном виде, а подобным образом было принято поступать лишь с весьма серьёзными произведениями («Харлок», «Макросс» и другие - кино детское по форме, но не по содержанию). Американская версия, к слову, не очень сильно отличалась от оригинальной: были «всего лишь» изменены имена и названия, удалены некоторые сцены, а также, естественно, переделаны титры. Результат трудов назывался StarBlazers: The Quest for Iscandar.

Такой подзаголовок исчерпывающе описывает генеральную линию сюжета. Никаких особых сюрпризов линия эта не преподносит: полное опасностей (по штуке на каждую из двадцати шести серий) путешествие к далёкой планете, название которой вынесено в (под)заголовок, умирающая Земля, «последняя надежда человечества», во владение каковой выделено оружие возмездия (титульный «Ямато», собственно говоря), далее со всеми остановками. Как видите, в идейном плане ничего необычного, но для того времени это был своего рода прорыв, и даже в наши дни он смотрится весьма свежо - в немалой степени оттого, что это не просто первая экранизация произведений Лэйдзи Мацумото, но и одно из немногих произведений, которые он поставил собственноручно.

«Ямато» не был столь популярен, как более поздние «мацумотовские» произведения и, хоть и породил ряд продолжений, компиляций и «альтернативных версий», исчерпал себя уже к началу восьмидесятых. В дальнейшем он появлялся лишь в камео (например, в финальных сценах Harlock Saga и Galaxy Express: Eternal Fantasy), попытки же возродить его время от времени предпринимались, но успеха не имели. Возможно, причина этого отчасти в том, что характерный «мацумотовский» стиль - одно из главнейших слагаемых успеха многочисленных «Харлоков» и «Галактических экспрессов» - в нём ещё не сформировался до конца. В отличие от собственных последователей, «Ямато» не слишком романтичен и не особенно красив.

С чисто технической точки зрения это естественно и, более того, неизбежно: хоть перед нами и самый дорогой сериал своего времени, но время это уже давнее, и тяжесть лет то тут, то там накладывает свой отпечаток на лицо проблемы. В результате сравнительно с более-менее современными проектами сериал выглядит страшненько и бледненько - конечно, тот же телевизионном «Галактический экспресс» демонстрирует анимацию отнюдь не лучше, но в его случае проваленная матчасть (почти) искупается отличным дизайном, чего в «Ямато» нет. Персонажи его выглядят скорее не как герои Лэйдзи Мацумото, а скорее как герои некоего абстрактного аниме семидесятых-начала восьмидесятых («Даллас», например) - даже прекрасные девушки с длинными волосами и почти столь же длинными ресницами выглядят как-то бледно.

В результате видеоряд сериала, конечно, запоминается, но не за счёт собственной привлекательности (по-настоящему красивых моментов там - как и практически в любом сериале - всего ничего), а из-за необычного технического решения. Нет свисающих из угла экрана лучей света, сияющих молний и тому подобных спецэффектов, столь обильных в старом аниме: абсолютно всё нарисовано вручную. Рисунок выполнен как будто небрежной штриховкой, огонь и взрывы напоминают рисунки разноцветными мелками, а холодные океанские волны иных миров словно сошли со средневековых японских картин - но при этом ничто не постоянно, всё изменяется, всё движется, едва заметные штрихи исчезают, и их место занимают новые… Разумеется, такое визуальное решение избрано не от хорошей жизни, но всё же оно очень оригинально и необычно.

В экранизациях работ Лэйдзи Мацумото (в том числе им самим поставленных) вообще нередко встречались эксперименты с графической стилистикой, а вот сюжеты редко блистали оригинальностью или хотя бы проработанностью. У Мацумото есть некоторое количество идей, без зазрения совести кочующих из одного проекта в другой, а из другого в третий, четвёртый, далее везде: в редком его фильме можно встретить сюжетообразующий ход, не присутствующий где-то ещё. Завязка «Ямато» (неприятели из глубокого космоса выжигают поверхность планеты Земля атомными бомбами) - это завязка мацумотовской же манги Space Battleship Deathshadow (название и то похоже!), вступление главного героя на борт космического дредноута и вскорости возникающие разногласия с капитаном - основной мотив первых серий Космического пирата капитана Харлока, долгое путешествие к заветной цели с остановками на разных планетах - «Галактический Экспресс»… Сюжеты отдельных серий не блещут: зачастую весьма легковесные, нередко - надуманные, порой - представляющие собой воспоминания о тяжёлом детстве одного из персонажей (это ведь благодаря Мацумото аниме и фрустрация нашли друг друга) и почти всегда не имеющие отношения к основному сюжету. Среди них попадаются иногда очень сильные эпизоды (например, десятый), но куда как чаще - лишь живописание какой-нибудь планеты тоталитарных насекомых, разминирование очередной «юбербомбы» (к счастью, в этот раз обошлось без перерезания разноцветных проводков…), демонстрация заседания Верховного Совета Опереточных Злодеев, боги из машин и… фансервис. В сочетании с кривой графикой - незабываемое зрелище.

Построенных по такой схеме сериалов немало, и лишь немногие из них можно назвать интересными или выдающимися, но «Ямато», как ни странно, даже сейчас смотрится весьма необычно. Благодаря несомненному таланту своего создателя он обзавёлся множеством замечательных персонажей (так, главгеройствующий вьюнош совершенно бесподобен, что для аниме - практически нонсенс), старомодной, но эффектной архитектурой, а кроме того - и это в данном случае важнее всего - такой очаровательно наивной романтикой подростковой фантастики семидесятых, которой ныне не встретишь. Когда все герои - достойные люди, когда голос за кадром, будто в фильме про войну, рассказывает о силах сторон и направлении главного удара, когда победу в сражении одержит не тот, чьё кунг-фу сильнее, а тот, кто более её достоин - всё это едва ли возможно в кино наших дней. Даже сам Мацумото впоследствии отказался от многого из того, что впервые появилось здесь.

Но многое сохранилось. Как вся современная музыка происходит от блюза, так и все современные аниме-сериалы происходят от «Ямато». Он был одним из первых сериалов не для детей, именно в нём едва ли не впервые серии не были построены по единому шаблону (хотя бы даже «завязка-монстр-фрустрация»), в нём… Перечислять его достижения, многие из которых давно уже стали общими местами, можно долго. Он - первоисточник, и в то же время представляет отнюдь не только музейный интерес. Если, конечно, закрыть глаза на графику: за минувшие тридцать лишь она изменилась по-настоящему серьёзно.




Реклама на сайте | Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура