World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (31)
 - компании (1)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - allcinema


 Сайты (рус)
 - fansubs


 Википедия
 - википедия (en)
 - википедия (ja)
 - википедия (ru)


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры


 Для читателей
 - рецензии
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
Arahna777
Contributor
Le-sang



Королева тысячелетия (фильм) — рецензии WA

Рецензия:
© Фёдор Мастихин, 2006.11.07 (при копировании текста активная ссылка на www.world-art.ru обязательна)

Традиционно полнометражные фильмы считаются в аниме своего рода «низким жанром», чей удел в этом мире - всевозможные дополнения и альтернативные версии, в большинстве своём вторичные по отношению к телевизионным проектам и только лишь их поклонникам зачастую и интересные. Издавна заведено так, что практически каждый популярный сериал в скорейшие сроки обретает полнометражное воплощение (иногда - даже не одно), к созданию которого есть, в сущности, всего два подхода. Во-первых, можно не заморачиваться и со спокойной совестью создать ещё один эпизод сериала (что тем легче, если сериал не имеет сквозной сюжетной линии); во-вторых, можно, сохранив вселенную, персонажей и некоторые движущие ими мотивы, попытаться переосмыслить сюжетную линию оригинала или же вообще заменить её какой-нибудь иной. Второй подход, естественно, считается более сложным, но и более серьёзным, более достойным творческих людей. Те, кто избрал этот путь, нередко создают произведения, лишь отдалённо напоминающие собственные первоисточники - так случилось и с «Королевой Тысячелетия».

Лэйдзи Мацумото, даром что японец, был и остаётся носителем скорее не восточного (самурайского), а западного (гуманистического) мировоззрения. Существует отнюдь не лишённая правдоподобия теория, утверждающая, что его мир и герои были созданы под влиянием эстетики немецкого романтизма, и действительно нельзя не отметить, что «мацумотовские» произведения по сути своей гораздо более интернациональны, чем подавляющее большинство аниме. Так, если из той же «Королевы» (полнометражную версию которой мы сейчас и будем деконструировать) убрать одну вывеску с иероглифами, два кадра с героиней в кимоно и заменить японские имена на какие-нибудь другие - вполне можно и не догадаться, где происходят события сериала, ибо никаких чайных церемоний, цветущих вишен, бамбуковых лесов и других подобных вещей (столь закономерно любимых многими японскими режиссёрами) в нём нет. К полнометражному фильму всё это, кстати, относится в ещё большей степени.

Снимал его уже не Нисидзава Нобутака (поставивший сериал, а до этого - породивший в аниме моду на фрустрацию Galaxy Express TV), но совсем другой режиссёр, однако же всё равно нельзя отделаться от ощущения, что реинкарнация «Миллении» суть нечто вроде реинкарнации «Утэны». Явные параллели просматриваются прямо-таки невооружённым глазом: попытка уложить запредельной продолжительности сериал в прокрустово ложе двух полнометражных часов точно так же имеет место быть, и приводит она к очень схожим результатам. Основные персонажи сохранены, но их характеры и даже внешность претерпели зачастую очень сильные изменения. Сюжет оперирует преимущественно теми же ходами, но развивается по иной схеме и несёт в себе иные идеи. Визуальный ряд вовсе эволюционировал в нечто лишь весьма смутно напоминающее таковой в первоисточнике, и хоть винтовых лестниц, движущихся аркад и автомобилей в «Королеве Тысячелетия» нет (есть небоскрёбы, гигантские космические корабли и самолёты - в которые, правда, никто не превращается), сходство более чем очевидно. Очень сильно изменилось общее настроение: сериал был сконцентрирован на единственном герое, «обыкновенном японском школьнике», который страдал от своих личных проблем и одновременно открывал всё новые и новые подробности межпланетного заговора; в фильме же всё иначе. Здесь нет запутанного клубка интриг, Страшная Тайна заглавной героини известна зрителям буквально с первых же кадров, акцент повествования перенесён с действий на чувства, отчего фильм стал более меланхоличным, и даже сцены разрушения мегаполиса или битвы с инопланетными захватчиками (вот так, ни больше, ни меньше) не отличаются особенной динамикой.

Но всё же «Миллению» не следует считать «древней Утэной». Дело в том, что девушка, желающая стать (прекрасным) принцем, только выиграла от перемещения в полнометражную плоскость, а вот с Её Величеством всё куда сложнее…

Ибо какие черты оригинала удалось улучшить создателям данного фильма? Видеоряд - но с ним не всё так просто (причина этого в том, что на телевидении поступь прогресса ощущается куда слабее, и полнометражные фильмы двадцатилетней давности сравнительно с более-менее современными выглядят довольно жалко, в то время как сериалы того же возраста - зачастую всё ещё неплохо). Кроме него музыку, а также и общий уровень постановки - и это, вероятно, наиболее заметное, но и наиболее закономерное улучшение. Процесс съёмок сериала (приправленный к тому же необходимостью уложить производственный цикл каждой серии в пять-шесть дней) - в большей степени не творческий поиск, а последовательность хорошо формализуемых операций, полнометражный же фильм в этом смысле предоставляет куда больше степеней свободы. Последнее не всегда и не всем идёт на пользу, однако в данном случае эффект скорее положительный, поскольку режиссура фильма более точна и изящна, а музыка - более разнообразна. Невозможно не признать, что чарующие, невероятно мелодичные композиции Китаро как нельзя лучше дополняют уникальную атмосферу светлой печали близкого конца света. И когда зачарованно смотришь на долгую панораму странных очертаний ретро-футуристического города (а действие имеет место в 1999 году), утопающих в оранжевой дымке городского заката, и слышишь мелодию, словно далёкие переливы мириад колокольчиков - тогда хочется простить этому фильму все его недостатки.

Коих немало. Картина завораживает буквально с первых же кадров, но когда проходит первоначальное восхищение, вопреки собственному нежеланию начинаешь понимать, что всё не так здорово, как казалось на первый взгляд. Некоторые сцены восхитительно красивы (как со скидкой на возраст фильма, так и без неё), но в целом анимация не являет ничего особенного, спецэффекты подчас архаичны, а дизайн некоторых персонажей сомнителен. Сюжет донельзя серьёзен, драматичен и в чём-то даже трогателен - однако сделан таковым за счёт проверенных и не слишком достойных приёмов (масштабные разрушения, гибель большинства основных персонажей, далее со всеми остановками). Атмосфера нежна, прозрачна и одухотворена - и тем более странно на её фоне выглядит идеология фильма, радикально отличающаяся от таковой в сериале…

Одним из основных (важнейших, неотъемлемых) достоинств которого был образ заглавной героини - образ не вполне типичный даже для Мацумото, очень положительный, чистый и светлый, образ, от которого в полнометражной версии осталось совсем немного. Новая версия фройляйн Юкино уже не столь очаровательна, неоднократно замешана в фансервисе, а её чудесный характер остался в прошлом, замещённый заурядным анимешным типажом героя (в данном случае героини, конечно), который (которая) должен что-то совершить, но не понимает, чего, собственно, хочет. Такие персонажи встречаются нередко, но беда в том, что похожие, хоть и меньшие по масштабам метаморфозы произошли и с другими персонажами - и фильм стал куда более кровожаден, нежели был его прототип. Герои сериала жили с надеждой на лучшее, и в своих поступках руководствовались истинно гуманистическими идеалами (что довольно часто встречается у Мацумото, но лишь изредка - в остальном аниме), в фильме же им опять надо всех убить.

Именно это называется «предательством идей» оригинала. Что было его причиной - смена ли режиссёра, выбор ли им пути наименьшего сопротивления - неизвестно, да и не имеет уже значения, ведь каким бы ни был ответ, эта картина всё равно вызывает очень противоречивые чувства. Как показывает практика, сам по себе она может нравиться, даже восхищать, но в качестве дополнения (или «альтернативной версии») сериала выглядит как минимум странно, так как существует и развивается по совершенно иным законам. Многие его сцены (вроде тех, где главный герой выносит неприятелей) попросту невозможны в мире первоисточника, сравнение с которым неизбежно даже несмотря на то, что общего с ним не так много. Ситуация действительно напоминает «Утэну»: выбор между двумя взглядами на одну вселенную в данном случае во многом определяется личными предпочтениями. Что вам более по душе - «неотвратимый конец света» или Апокалипсис Юности? Философия западная или восточная? Милосердие или справедливость? Сериал или фильм? Тому, кто отдал предпочтение чему-то одному, едва ли придётся по вкусу другой вариант.




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура