Что таится в темной комнате…
Вот это вещь! Визг, писк и крики на детской лужайке! Короткометражка, несправедливо обойденная вниманием российского зрителя, но вполне оцененная у себя на родине, что бывает, согласитесь, не так уж часто.
Давайте сразу о наградах:
2005 Tokyo Anime Fair - победитель
2005 Fantasia Film Festival – лучший короткометражный фильм
2005 Seoul International Cartoon & Animation Festival – номинант в категории «Лучший короткометражный фильм».
Можно пожать плечами, ну и что, мол, есть более титулованные фильмы, но вся прелесть состоит в том, что создатели призера – два довольно молодых человека, не имевших до этого в багажнике ни серьезных известных работ, ни участия в суперпроектах. Один из них, Сюхэй Морита, выпускник Studio 4°C, художник и дизайнер по образованию, в 2003 году создал собственную независимую команду YamatoWorks, где на пару с Дайскэ Садзики, уведенном все с той же студии, нарисовал самый настоящий короткометражный хоррор «Какурэмбо».
Сюхэй Морита работает с CGI-анимацией и делает это блестяще. В Studio 4C он специализировался по данному направлению, поэтому прекрасно знет, что сейчас невозможно удивить зрителя компьютерными изысками. Поиск стиля – имеенно это заставило его уйти из прославленной и обласканной критиками команды. Источником вдохновения сам Сюхэй называет два ставших поистине культовыми фильма: «Бегущий по лезвию бритвы» и «Акира». Третьей составляющей можно смело назвать один из самых красивых городов Японии – Киото, где режиссер учился. Узкие кривые улочки, маленькие неоновые вывески над прилепившимися друг к другу старыми домиками и разноцветные дворики буддистских храмов взяты оттуда, но реальным этот Киото назвать нельзя.
Город пряток фантастичен, он почти тонет во влажном воздухе и размытом свете фонарей, и граница между игрой и реальностью стирается с первым смехом девочки, рассказывающей о загадочной игре «отокойо». Вечные детские страшилки из разряда историй про красную руку и гроб на колесиках, которые до сих пор рассказываются после захода солнца, вдруг начинают казаться не такими смешными.
Сюхэй придал исконное сакральное значение игре в прятки, известной каждому народу, каждому племени на земле. Она – одна из самых древних в истории человечества, родившаяся из охотничьих ритуалов, изначально несшая в себе элемент магии. Сейчас ты играешь роль добычи, через полчаса – охотника, и от твоих умений прятаться и искать зависит в будущем благополучие племени и твое собственное. Ни один из детей не снимет маску, да в этом и нет необходимости. Каждый играет заранее отведенную роль: Босс, Умник, Потерявший, Близнецы. К середине действия игра модернизируется – теперь это знакомая всем «мафия». Враг тоже спрятан под маской, и когда он, уже узнанный, снимает личину, под ней оказывается другая. Кто теперь водит? Чем придется расплатиться за обязанность быть охотником?
«Какурэмбо» пугает практически забытой и оставшейся только в детях первобытной верой в реальность игры. Верой в то, что правильное слово или жест разрушат иллюзию и вернут в настоящий мир. И страхом, что сон не отпустит тебя. На всем этом очень умело сыграла команда YamatoWorks, не забыв создать еще и побочный коммерческий продукт - игру с одноименным названием. А скорее всего, и не побочный, команда-то молодая. Но атмосфера аниме от этого не пострадала. Непонятно, массовый это продукт или зрелище из разряда «не для всех». Может быть, именно финал спасает «Какурэмбо» от участи просто ужастика, пусть и первосортного, он оставляет в догадках: что было реальностью? Город духов или город детей?
Вновь наступит утро, и первые лучи солнца проберутся по запутанным улицам, осторожно обходя подворотни, где затаилась до наступления ночи темнота. Наверное, в это время в городе древних духов наступает ночь. И им тоже нужен свет, чтобы играть в старую, как мир, игру «отокойо».
| |