World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (49)
 - компании (1)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - allcinema


 Сайты (рус)
 - fansubs


 Википедия
 - wikipedia
 - ウィキペディア
 - википедия


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры


 Для читателей
 - рецензии
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
Contributor



Галактический экспресс 999 (фильм) — рецензии WA

Рецензия:
© Фёдор Мастихин, 2005.07.07 (при копировании текста активная ссылка на www.world-art.ru обязательна)

Порой бывает страшно смотреть то, что запало в душу когда-то много лет назад, в теперь уже бесконечно далёком счастливом детстве. Страшно оттого, что знаешь: с тех пор слишком многое слишком сильно изменилось. Искусство редко выдерживает проверку временем, и при свежем взгляде на свою былую любовь слёзы ностальгического умиления («Эх, были же времена…») вполне могут уступить место одной-единственной мысли: «Неужели это оно?». Так случается не всегда, но достаточно часто для того, чтобы начать бояться свиданий с собственным прошлым.

Впрочем, «Галактический экспресс» я в первый (и, вероятно, последний) раз посмотрел не так давно и никаких ностальгических чувств к нему не испытываю. Фильм этот очень старый (старше меня), в наши дни практически забытый и для современного зрителя представляющий почти исключительно медицинский интерес: древняя аниме-классика всегда может быть интересна в первую очередь тем, кто интересуется, откуда есть пошли те или иные штампы, ставшие впоследствии практически обязательными. В немалой степени именно этим могут быть интересны классические преданья старины глубокой, такие как «Хармагеддон», «Роза Версаля», «Кулак Северной звезды» и, прости Господи, «Могучий Атом». «Галактический экспресс» тоже принято причислять к классике, но если попытаться найти в нём истоки впоследствии общепринятых ходов, то найдётся не так уж много. Связано это главным образом с тем, что Мацумото Лэйдзи всю жизнь варился в соку собственного стиля и веяниям времени подвержен не был (сравните, например, доисторический «Экспресс» с недавней «Интерстэллой»: изменения чисто технические), а Ринтаро вообще никогда не имел собственного стиля, вместо которого использовал стиль тех, с кем на этот раз работал. В «Могучем Атоме» это был стиль Тэдзуки Осаму, в «Хармагеддоне» - стиль Отомо Кацухиро, в «Х» - CLAMP, а в «Галактическом экспрессе», естественно, стиль Мацумото Лэйдзи. Стиль очень специфический и узнаваемый, хотя и на любителя.

Узнаваем он в первую очередь из-за некоторой гипертрофированности: высоченные причёски, огромные глаза с неестественно длинными даже для «кавая» ресницами, добры молодцы и красны девицы ростом метра под три… При этом, однако, подобные преувеличения не превращаются в гротеск, так как прорисовано всё это аккуратно и утончённо настолько, насколько это возможно при подобном уровне анимации. Анимация же своей корявостью и дешевизной превосходит даже «Ди - охотник на вампиров» (вот уж не думал, что когда-нибудь напишу такое) и действительно способна резать глаз. Многократное использование одних и тех же фрагментов, изображение движения серией «наплывов» и тому подобные недостойные вещи присутствуют в полном объёме и вместе со скверно проработанными фонами, низкой детализацией и никакими спецэффектами дают весьма удручающую картину: это даже не вчерашний день, это каменный век. Музыка очень неплоха (что для аниме типично), но положительные впечатления от неё толстой красной линией перечёркивает Сюжет.

В отличие от некоторых других близких по времени фильмов (например, всё того же «Охотника на вампиров»), визуальная часть «Галактического экспресса» не выглядит недостойной сюжета, потому как такой сюжет только так и рисовать. Дело даже не в самой истории, а в том, как она подана. В фильме рассказывается об очень серьёзных вещах, но делается это очень примитивно, не слишком умело и как-то даже по-детски. Во время просмотра не покидает ощущение, что всё это совершенно несерьёзно и не по-настоящему (для фильма о взрослении – совершенно недопустимо), чувства героев часто и довольно подробно описываются, но почувствовать их нельзя, а роботы с какими-то прожекторами на головах и фразы вроде «неразрушимый энергощит» с завидной регулярностью низводят картину до уровня примитивного фантастического трэша. Но фильм задумывался отнюдь не таким и во времена оны производил, должно быть, совершенно иное впечатление – почему же сейчас он не воспринимается так же, как тогда? Вероятно, потому, что использованный создателями творческий метод в наши дни безнадёжно устарел. Не исключено, что по-настоящему великий режиссёр смог бы с таким исходным материалом снять по-настоящему гениальное, не подверженное дыханию времени кино (впрочем, ещё не факт, что такой бы нашёлся), однако Ринтаро никогда не был ни гением, ни даже просто талантом. Как следствие – режиссура хромает, малоуместный пафос присутствует, с экшеном вообще беда. Кроме того, «Экспресс» ещё и чудовищно затянут: всё-таки два с гаком часа – слишком большая продолжительность для столь детского фильма. Легко представить, как эта история угнетает в формате длиннющего сериала, а тем более многотомной манги.

С героями тоже не всё гладко. Сюжет повествует о жизни паренька Тэцуро Хосино и, по идее, именно ему должно уделяться наибольшее внимание; фактически, так и происходит, но ни к чему кроме смертельной скуки это не приводит: молодой человек чрезвычайно скучен и одномерен. Главный герой, естественно, является полным придурком (похоже эта традиция, ныне практически повсеместная, пошла именно отсюда) и хоть и ведёт себя несколько более достойно, чем позднейшие представители того же биологического вида, никаких положительных эмоций всё равно не вызывает. Очаровашка Мейтел, конечно, немного исправляет ситуацию, но она – едва ли не единственный луч света в этом царстве ходячих стереотипов, так как прочие персонажи в большинстве своём неприлично банальны, а злодеи (причём абсолютно все) в лучшем случае убоги. Кроме того, всех персонажей, даже вместе взятых, легко затмевает появляющийся в двух с половиной сценах капитан Харлок, что тоже не есть хороший признак: харизмы ему, конечно, не занимать, но не настолько же…

«Галактический экспресс» не был шедевром, и время (ломавшее и не таких) обошлось с ним особенно беспощадно: куда-то исчезла романтика, исчезла искренность… теперь всё это выглядит наивно, примитивно и ненатурально. В сущности, двадцать шесть прошедших лет просто убили его, но в то же время – подарили ему новую жизнь. Этот привет из тьмы веков словно напоминает нам о том, каким он был когда-то, какое впечатление производил, и тем самым заставляет относиться к себе куда лучше, чем того заслуживает. Если бы я подходил к нему беспристрастно, твёрдым шагом статуи Командора, то претензий было бы куда больше, а о том, чтобы ставить такому фильму положительную оценку, вообще речи бы быть не могло. Но слаб человек, слаб…


Рецензия II:
© Алексей Фадеев, 2004.02.29Авторская оценка:  5 (хорошо)


«Галактический экспресс 999» — это двухчасовая история, выдернутая мною из стопки других историй. Однако в отличие от библиотечных стопок, где выдернутая из середины книга рушит всю пирамиду, этот полнометражный фильм оставляет геометрическое построение нетронутым. «Галактический экспресс 999» очень самостоятельное произведение, несмотря на то, что в нем собраны персонажи из знаменитой серии «Капитан Харлок» и фильма «Королева Эмиральда». Не менее важно и то, что доминирующую часть всех этих историй рассказывал старикан и аниме-долгожитель Ринтаро. Его удивительной живучести может позавидовать любой другой аниме-деятель. Впервые познакомившись с аниме в 1958 году, а уже в 1978 сняв фильм «Космический пират капитан Харлок», Ринтаро продолжал творить и творит вплоть до сегодняшнего дня. Его последний фильм, вышедший буквально пару лет назад, неизменен — это снова «Харлок».

Что касается «Галактического экспресса 999», то про таких говорят: «Из такой-то вселенной». Под «такой-то» в данном случае понимается вселенная Капитана Харлока. Тем не менее, как было написано выше, «Экспресс» абсолютно самостоятелен и легко оседает в голове человека, никогда не слышавшего ни про Харлока, ни про режиссера Ринтаро, ни про аниме в целом. «Галактический экспресс 999» — это классический мультфильм из жанра фантастики. Но не той фантастики, что нам демонстрировали в «Бибопе», а фантастики в стиле ретро с элементами романтики, снять и показать которую могли лишь в 70-ых.

Фильм «Галактический экспресс 999» за основу берет большую мангу Мацумото Лэйдзи — поклонника фантастики, меха и вообще всего космического. Его оригинальная история собрана из небольших глав, рассказывающих о пареньке Тэцуро, который, желая отомстить гадкому и вредному злодею, пересекает целую галактику. Проделывая свое путешествие, Тэцуро попадает в разные приключения на разных планетах, где знакомится с подводными людьми, людьми-насекомыми, говорящими динозаврами и прочей публикой. Планеты также различны: планета в стиле 20-ого века, планета вечного лета и планета вечной зимы, золотая планета и планета непрекращающихся землетрясений.

В фильме Ринтаро, который попытался экранизировать эти похождения, все несколько проще, хотя общую фабулу, конечно же, оставили неизменной: мальчуган Тэцуро пересекает галактику на экспрессе 999, чтобы отомстить. Наверное, сейчас подобный сюжет показался бы слишком скучным, но тогда это был шик.

В наше время «Экспресс» принято считать классикой японской анимации, его показывают на фестивалях, им гордятся. Однако простому обывателю фильм вряд ли покажется интересным. Немодный, а я бы даже сказал устаревший, арт-стиль просто не в состоянии конкурировать с сегодняшним CGI. Романтико-фантастический и актуальный для 70-х космический сюжет сейчас опять же вызовет лишь недоумение. Посмотреть этот фильм я бы посоветовал людям, которые хотят знать, на чем строилась современная анимация, людям образованным и изучающим аниме; людям, для которых анимация — это искусство, а не забава на полчаса.




Реклама на сайте | Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура