World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (125)
 - компании (3)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - allcinema


 Сайты (рус)
 - fansubs
 - kinopoisk


 Википедия
 - википедия (en)
 - википедия (ja)
 - википедия (ru)


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры
 - саундтрек


 Для читателей
 - рецензии
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
ReiAltair
Nross
Nick Unknown
drag maximus
lilia dei
prosta.s
Contributor
Kibernavt
GreamReaper



Двенадцать королевств — рецензии WA

Рецензия:
© Анастасия Розанова, 2005.12.27 (при копировании текста активная ссылка на www.world-art.ru обязательна)

«Учитель сказал:
- В делах под Небесами благородный муж ничем не дорожит и не пренебрегает, но следует тому, что справедливо
». (Луньюй, 4, 10)

«Хроники двенадцати королевств» суть эпос несуществующего народа. Этот несуществующий народ населяет материк с восемью царствами (Хан, Кё, Рюу, Эн, Кей, Ко, Со, Сай) и четыре островных государства (Сюн, Рен, Хо, Тай). Согласно их мифологии, земля была создана отцом богов и людей Тентеем. В центре мира воздвигнута гора Хо, где рождаются божественные животные кирины – и оттуда же исходит божественная государственность. Значение государственности мной нимало не преувеличено: всё дело в том, что мир «Двенадцати королевств» представляет собой не просто историческую реконструкцию (пусть и идеализированную) некоторой страны/стран, но попытку ретро-утопии. Мистическая проекция конфуцианских идеалов на фантастическую плоскость образовала мир, описанный Фуюми Оно и отснятый студией Pierrot.

«Учитель сказал:
- Если править с помощью закона, улаживать, наказывая, то народ остережется, но не будет знать стыда. Если править на основе добродетели, улаживать по ритуалу, народ не только устыдится, но и выразит покорность
». (Луньюй, 2, 3)

Идея совершенного государства, будоражившая умы мыслителей и политиков с тех времен, что существует письменность (во всяком случае, за этот период можно ручаться), для Конфуция воплотилась в упование на освященный традицией ритуал и на богомудрого правителя. «Ритуал» следует понимать широко: и в значении божественного установления, и соблюдения «права прецедента», и следования высшей справедливости. Сами понимаете, сколь много препятствий стоит на пути к установлению такого идеального правления. И вот, чтобы убрать хоть часть из них, в пространстве «Хроник...» был выстроен мир, где смогли существовать (и сосуществовать!) эти все понятия. Там и боги не бездействуют, и прецеденты множатся, а для высшей справедливости и совершенной гуманности имеются те самые единороги-кирины, которые наставляют каждый своего государя на путь истинный.

«Учитель сказал:
- Даже когда приходит к власти истинный правитель, человечность может утвердиться лишь через поколение
». (Луньюй, 12, 13)

В нашем мире многое упирается во время. Человеческий век и так недолог, а болезни и злосчастные случаи делают его еще короче. В любом учебнике истории приходится читать: «Но, не успев завершить начатых преобразований…» или «Однако в самом начале своей победоносной кампании...». В мире «Хроник...» этот вопрос разрешим: правители живут бессрочно долго – до тех пор, пока остаются теми самыми «истинными правителями». Отсюда – немеркнущая слава правителей Эн и Со, которые столетиями ведут своих подданных к процветанию; и – позор для правителей Ко и Хо, своими пороками и недальновидностью погубивших себя и ввергших свои народы в распрю безначалия. Ибо если правитель сходит с пути, начертанного богами, Небеса отворачиваются от него: священный кирин заболевает и умирает, а после его смерти правителю не прожить и года.

«Учитель сказал:
- Правитель, положившийся на добродетель, подобен северной Полярной звезде, которая замерла на своем месте средь сонма обращающихся вокруг нее созвездий
». (Луньюй, 2, 1)

Вообще идея совести, вынесенной за переделы тела, не чужда и конфуцианству. Гуманность и государственность, «конь и трепетная лань», запряженные в одну упряжку велением свыше, должны привезти повозку человечества к новым социальным высотам. Благородные мужи не рвались управлять государством, они призваны были своим примером – самым своим существованием! – побуждать правителя к самоусовершенствованию. Правда, сообразно канонам аниме, наставники-кирины предстают перед правителями весьма юными, прекрасными и (иногда) соблазнительно противоположного пола. С другой стороны, что именно означает противоположный пол для жителей двенадцати королевств, мы толком судить не можем. Деторождение там отдано на откуп детоносящим деревьям, хотя существуют браки, ревность и разврат. Но ни на одну из этих реалий авторы не делают специального упора.«Хроники...» созданы по законам эпоса и призваны изучать деяния, а не чувства. Что же до деяний, то, согласитесь: любовные борения в эпосе – удел неудачников.

«Учитель сказал:
- Я не встречал еще того, кто любил бы добродетель так же сильно, как чувственные наслаждения
». (Луньюй, 9, 18)

Потому любовных линий в «Хрониках...» нет. То есть, нам сразу обозначают интерес Асано к Сугимото, сопернице главной героини Йоко, и намекают, что предыдущую правительницу государства Кей погубило недолжное влечение к ее советнику. На этом решительно всё заканчивается. Однако весь сериал пронизывают особые, в высшей степени интимные, взаимоотношения правителей и их киринов. Причем с учетом особой духовности (и удаленности от всяческой скверны) этих последних, отношения иногда поражают некоей святотатственной близостью. Само появление кирина перед его будущим повелителем, обряд коленопреклоненной клятвы: «никогда не покину тебя» и всё такое... Зрелище красивого рослого мужчины, ползающего в ногах у юной девушки со словами вечной верности, невозможно избавить от романтической «нагрузки»! Или мельком показанная пара королева Кё/кирин Кё. Тринадцатилетняя девочка (уже сто лет, как тринадцатилетняя!) и ее медлительный, широкоплечий, флегматичный советник. С какой отточенной женской властностью она дает ему пощечины – с тем, чтобы вскоре нежно погладить саднящую щеку!..

«Учитель говорил о музыке «Весенняя»: всё в ней прекрасно и всё хорошо; и говорил о музыке «Воинственной»: всё в ней прекрасно, но хорошо не всё». (Луньюй, 3, 25)

Итак, зачем же стоит смотреть «Хроники...», если эротика дана «гадательно», психология предлагается «для начинающих» (слишком уж много решает «божье попущение»), а музыкальный ряд не заслуживает особого упоминания? «Хроники двенадцати королевств» - аниме душеполезное. Они с «упорным, напряженным постоянством» (всё-таки 45 серий; а должно было быть 68) внушают зрителям проверенные временем рецепты добродетели:

«Учитель сказал:
- Благородный муж стремится к справедливости. Малый человек тоскует о своей земле.
Благородный муж предпочитает за вину быть наказанным. Малый человек надеется на милость
». (Луньюй, 4, 11)

Возможно, «Хроникам двенадцати королевств» не хватает блеску, лоску… искрометной выдумки и фасонистой графики. Возможно, он многим покажется затянут. Да, вполне-вполне возможно... Но на это учитель нам сказал:

«Искусной речью затемняют добродетель, а небольшое нетерпение может помешать великим замыслам». (Луньюй, 15, 27)




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура