Юному Такаси Нацумэ по наследству досталась Тетрадь дружбы, куда его бабушка, великая волшебница Рэйко, заносила имена духов-ёкай, побежденных в поединке и давших клятву подчинения. Такаси, с раннего детства видевшему незримый мир, пришлось нелегко, но он лучше распорядился своим даром. Даже потеряв родителей, мальчик не озлобился, не объявил себя избранным, не пытался кому-то отомстить. Он стал помогать духам, освобождая их от заклятия Тетради, и, с другой стороны, решил не отворачиваться от людей, стараясь вести себя, как обычный школьник. Жить так оказалось трудно, но можно.
Подходит к концу старшая школа, и становится ясно, что решимость героя принесла свои плоды. Вокруг появились друзья – часть из них знает Такаси как нормального, хоть и тихого парня, а самым близким, способным понять, он доверил свою главную тайну. После многих славных дел имя Нацумэ стало широко известно в магическом мире – и, увы, привлекло внимание серьезных игроков. Что среди людей-магов, что среди духов хватает тех, кто желает возвыситься за счет других, разумеется, с самыми «благородными» целями. Куда ведут благие намерения, мы знаем, а что будут делать Нацумэ и его друзья – скоро увидим!
Нацумэ – мятная таблэточка, когда думать не хочется, а хочется миленько и разгрузиться.
Нечто из разряда подведения итогов после просмотра четырёх сезонов. Сезоны короткие, потому не успевают утомить сладенькой приторностью, а воспринимаются лёгким десертом. Но даже лёгкие десерты периодически надоедают, если не добавлять к ним чего-то нового.
Увы, ТДН не может похвастаться новизной от сезона к сезону. При всей моей любви к данной анимешке – бесконечный повтор и пережевывание одного и того же. Да, персонажи прекрасны, картинка насыщенная, проработанная, истории вроде бы разнообразные, но… от серии к серии, от сезона к сезону ничего не меняется. И если в «людской» жизни есть хоть какой-то рост и переосмысление, то в соприкосновениях с ёкаями Нацумэ всё так же беззащитен и бесполезен.
Казалось бы, имея такой громадный опыт общения со скрытым миром, герой должен хоть чему-то научиться. Но не учится. И это странно. Если человек чего-то боится, то он пытается найти решение проблемы страха – изучить предмет. По идее, к такому возрасту Нацумэ должен быть достаточно опытным «ёкаеведом», а он по прежнему как вчера родился. Не хочется так говорить о весьма любимом персонаже, но стоит признать, что он всё же типичный тряпка-кун, который пустил всё на самотёк и ждёт покорно сложив руки, что каждая ситуация сама собой рассосётся. А ведь давно должен понять, что ёкаи очень разные, есть те, кто становится помощниками и хранителями людей, а есть и те, кто этих самых людей без перца и без соли.
Исходя из постоянно утверждения, что Нацумэ обладает весьма серьезной духовной силой, да ещё и имеет такого друга, как Натори-сан, мальчик давно мог научиться делать те же печати. Как минимум охранные, чтобы защитить свой дом и своих же любимых приёмных родителей, которым так боится доставить беспокойство. Казалось бы, что может быть проще: закрой дом от злых ёкаев, раздай по охранному амулету близким, и спи спокойно. Естественно, не от всех можно защититься, но снизить риски вполне возможно. Однако этого не происходит. Нацумэ по-прежнему ничего не делает, а только как кисейная барышня волнуется за всех близких. Может, стоит от волнений перейти к защите? Ровно как и не бросаться безрассудно на помощь всем ёкаям, попросившим этой самой помощи, а приходить во всеоружии, полагаясь не на удачу и Мадару, а на собственные знания и силу.
Тем не менее, к концу четвертого сезона перед зрителем предстаёт всё тот же мальчик, что и в самом начале. Повзрослевший, но ничему не научившийся, всё так же дрожащий осиновым листом перед каждым ёкаем, словно он узнал об их существовании только вчера. Такой персонаж разочаровывает, увы. Показателен последний эпизод с ёкаем из детства. Нацумэ знает, что в этом доме живёт такой ёкай, но приезжает и входит в дом совершенно не подготовившись к подобной встрече. Последствия плачевны и глупы, потому что попался как мальчишка, а ведь уже не должен попадать в настолько глупые ситуации.
Если выйдет новый сезон – смотреть начну. Но если ничего не изменится, то брошу и поставлю на Нацумэ точку. Потому что смотреть одно и то же по пятому кругу будет невообразимо скучно. Но я всё ещё надеюсь.
+29
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
C некоторым удовлетворением вынужден еще раз подтвердить полный и окончательный фэйл сериала про сиротку Марысю. Золотое правило японских аниматоров - 1 (прописью: одной) идеи хватает максимум на 2 (прописью: два) сезона. Дальше сюжет либо гибнет в бою с идеями режиссера, мучительно пытающегося впихнуть еще хоть что-то в сериал, чтобы удержать зрителя, либо уходит так далеко в заросли отменно забористной авторской конопли, что зрители начинают задаваться вопросами: "Где мы?", "Что это за место?", "Кто все эти люди?"
Нацумэ - классический пример неудачи в четырех сезонах, катящийся от хорошего к плохому, и далее к худшему. Сперва появились странные действия героев и загадочная мотивация персонажей, потом шутки про еду, мини-гарем и (чтобы девочкам не было обидно) яойные намеки. Затем коту приделали световую пушку к голове, а ГГ стал произносить бесконечно унылые внутренние монологи на рекомендованную для семейного просмотра тему. Дальше - больше. Шутки про еду прекратились - теперь абсолютно серьезное обсуждение еды занимает не менее пятой части каждой серии. У ГГ отобрали навык мощного удара кулаком в лоб оппоненту, взамен наградив фирменным полупридушенным вскриком "Нянко-сенсей! ", но ему это как правило не помогает, ведь верный телохранитель именно в этот момент отворачивается, пьет, ест, спит или вообще демонстративно уходит в другую сторону. Когда же он возвращается аккурат к неподвижной тушке ГГ, могучий ёкай начинает судорожно метаться вокруг в кошачьей форме, крича "Нацуме! ", как до этого он кричал "Жареные кальмары! ". Но даже этого сценаристам показалось мало - одними кальмарами дыры в сюжете не заткнешь и в ход была пущена тяжелая филлерная артиллерия: а) Детство ГГ. б) Приключения других персонажей, причем как правило второго и третьего плана. в) Зловещие планы, которые разгадывает сыщик в очках и его верная напарница. г) Тайные общества - о-о-о, японцы от них без ума! Заодно такой ход позволяет безболезненно увеличить количество подобных Нацумэ душевидцев до астрономических величин на душу населения. д) И как кульминация - растяжение одной серии до размеров двух. Отличная находка!
Особо хотелось бы отметить непрошибаемую тупость всех героев без исключения. Закономерно, что 4-й сезон был мною удален сразу же после просмотра с чувством глубокого морального удовлетворения. Ну, как говорится, всё к тому и шло, тем более что "тетрадь друзей" упоминается только в названии :)
p.s. Небольшая заметка об особенностях японской психологии. В последних сериях ГГ, и - параллельно - дочь людей, в чьей семье Нацумэ жил какое-то время, вспоминают прошлое. Девочка выгоняла маленького Нацумэ из дома со словами "Уходи, я не хочу чтобы родители из-за тебя извинялись". Скотство, конечно, но типично японское. Попав на временное проживание в чужую семью, готовьтесь к тому, что родным детям - всё, а временно проживающим - строгие правила общежития, состоящие на 85проц. из одних "нельзя". Об этом же, кстати, говорят и американцы, жившие в Японии какое-то время. Но ладно гайдзины - в 1945, когда иностранцев в Японии еще не было, доброжелательные японцы наотрез отказывались принимать у себя (а иногда - и просто оказывать медицинскую помощь) пострадавшим из Хиросимы и Нагасаки, считая, что больные и раненые принесут несчастье тем, кто не попал под бомбежку. Так что японская доброта - вещь очень и очень избирательная. Нацумэ хотя бы терпели и кормили, что уже для большинства японцев нравственный подвиг. Но это так, к слову.
+6
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше. Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура