Я понимаю, что объективности нет и быть не может. Поэтому не буду пытаться объяснить, почему другие ставят такие низкие оценки этому аниме – я объясню свою высокую оценку (9/10).
Прежде всего нужно понимать, что это действительно пародия на пародию (вторю единственному тут отзыву в болталке). Зачем авторам нужно было это аниме? А пёс его знает. Честно говоря, у меня в принципе вопрос, зачем надо было снимать Sengoku Basara (SB). Если рассматривать это как рекламный ход для продажи игрушки – может быть, это и имеет смысл. Я не маркетолог и в компьютерные игры не играю, для меня это всё тёмный лес. Я только знаю, что иногда так бывает: кто-то садится за стол и начинает что-то делать. Для себя. Для души. Ну, вот хочется ему дать средневековым японским даймё возможность преобразовывать свои чувства и эмоции в некие визуальные проявления силы. Для наглядности покрасим их в разные цвета (как на картинках NASA иногда подкрашивают области, снятые в разных диапазонах, различными цветами, чтобы мы понимали – вот здесь снимки в УФ-спектре, вот здесь рентген и т.д.). Произведение получается вторичным, потому что, во-первых, есть учебники истории и мы знаем, чем закончилась, например, битва при Сэкигахаре, и, во-вторых, в рамках таких произведений очень сложно предложить миру (Человечеству) какую-то оригинальную мысль, которая бы нас, как мир (как Человечество) чему-нибудь учило.
И вот здесь мы подходим к интересному вопросу: я не исключаю, что как раз именно в «Школе смут» авторы такую идею и заложили. Данным аниме авторы весьма бесхитростно, но, на мой личный взгляд, весьма забавно заявили одну простую идею: посмотрите на разборки средневековых князей и найдите хотя бы пять отличий от разборок школьных банд?
Какая разница, за что борются Дате Масамунэ и Санада Юкимура, за футбольное поле или какую-нибудь провинцию в центре Сикоку? Размер поля не имеет значения, главное, что принцип борьбы в общем-то одинаков — это неспособность договориться.
Разумеется, аниме «Школа смут» получилось даже не вторичным, а третичным произведением, его нельзя рассматривать, как самостоятельное. Иногда мне кажется, что всё предыдущее было снято только для того, чтобы потом было понятно, что происходит в «Школе смут», ибо здесь оказались высмеяны не только персонажи предыдущих произведений, но и сами прототипы, то есть исторические персонажи.
С одной стороны, немного удивительно, что не затронули гендерную проблему – здесь мальчики борются за доминирование вне сексуального контекста. Честно говоря, это прекрасно. Но, с другой стороны, авторы и не могли затронуть этот контекст, потому что героям не надо было доминировать над самками, у каждого из прототипов были и жёны, и наложницы – у одного Дате Масамуне только сыновей было 11, а девочек они не считали в принципе. То есть у прототипов не было гендерных проблем, потому что у них было столько доблестей, что женщины были сами готовы падать им в объятья. Другое дело, что в объятья к ним не падала вся Япония целиком, но это разрешилось в итоге знаменитой битвой октября 1600-го года, да и не относятся эти рассуждения к данному тайтлу.
Здесь что важно понимать? Это очень японское произведение для японской аудитории, которая, помимо компьютерных игр, разбирается в собственной истории. Ведь в этом аниме много что простебали – даже на институт сёгуната замахнулись. Не простебали только одно: любовь к своей родине (и именно поэтому все ученики любят школу, не смотря ни на что – это принципиальный момент).
Однако мораль этого аниме не долбит зрителя в мозг. Мне лично смотреть было легко и, надо сказать, давненько я так не смеялась при просмотре комедии. Слово «узы» я теперь слышать не могу, возглас «Иэясу! » по поводу и без тоже вызывал улыбку – Мицунари получился забавным придурком. Ода Нобунага здесь прекрасен до невозможности – честно сказать, не думаю, что авторы не испытывали уважение к этому историческому персонажу, когда создавали такого прекрасного демона, тем более что последняя серия «Школы...» как раз и даёт нам понять, что у Оды-директора в данном сериале была своя великая цель и он в итоге её достиг, правда, совершив невероятную сюжетную загогулину, из-за которой в итоге победила Дружба.
Это аниме может показаться странным, если в принципе не представлять, что творилось в Японии на рубеже 16-17 веков, поэтому может показаться непонятным, зачем в последней серии, например, появляется католический поп (хотя ничего удивительного для тех, кто почитал хотя бы Википедию об истории того периода)? В общем, это очень-очень нишевая вещь, созданная японцами для японцев, и нет ничего удивительного, что сторонний наблюдатель из другой страны не всегда способен по достоинству оценить сей «шедевр», полный, откровенно говоря, неприкрытого бреда (авторы искренне полагали это фантазией).
Кстати, шедевром данное аниме назвать как раз и не могу именно потому что это произведение без оригинальной идеи и оно существует только с целью развлечь своего зрителя, и ничего больше. И пусть лично я получила большое удовольствие от просмотра, рекомендовать его к просмотру всем подряд точно не буду, потому что юмор тут – надо признать – специфический. Да и потом, когда я садилась за просмотр, я вообще-то была настроена резко отрицательно — взяли и сделали даймё обычными школьниками. К тому же, это аниме на русском языке существует только с озвучкой, и я не понимаю, как это аниме можно смотреть в озвучке – особенно в той серии, где каждого персонажа простебали через музыку (причём, на мой взгляд очень точно подметили особенности каждого персонажа).
Честно говоря, мне очень понравилась вся серия тайтлов SB. И начинала я смотреть «школу смут» именно из желания продлить, так сказать, «общение» с персонажами данной саги, пусть даже и в извращённом виде. Но уже после первой серии оказалась приятно удивлена. Правда, это касается только сюжета и сейю (к которым приходилось прислушиваться сквозь озвучку).
Что касается технической стороны вопроса, то да, здесь есть к чему придраться – нарисовано очень просто, не обошлось без халтуры, задние фоны порой просто ужасны, музыка так себе, хотя опенинг и эндинг не могу назвать плохими – вполне себе приятные песенки. Однако, имея явно ограниченный бюджет, авторы всё-таки постарались сделать сюжет логичным, выстроив его в общем-то в канве исторической битвы и изменив мотивацию героев.
Уверена, что это аниме сделали просто по fun’у, и воспринимать его нужно только так. Это подарок поклонникам – кто бы как это аниме ни воспринимал. Более того, авторы явно от души поиздевались над персонажами SB, потому что все же прекрасно понимают: и оригинальная SB – тот ещё бред. Но прикольно же вышло. Так почему нет? Зачем останавливаться? Постебёмся дальше, кто мешает? Тем более что от стёба ещё никто в этой жизни не умер – ну, разве что у ханжей и людей без чувства юмора может развиться изжога, но это временное явление. Этот мир порой излишне серьёзен, однако хочу напомнить анекдот: Когда я был маленьким, я не понимал, почему взрослые никак не наведут порядок в экономике и не помирятся с соседними странами? Когда я вырос, я понял, что нет никаких взрослых.
Поэтому неважно, чьи это споры – средневековых князей или школьников. Если дятлы и те, и те, то рано или поздно эти товарищи схватятся за волосья друг друга, только и всего. В этом мире, похоже, ещё долго ничего меняться не будет. Собственно говоря, вот об этом это аниме и пытается нам сказать.
|