Рядовой японский школьник Хикару после уроков решает наведаться на дедовский чердак, чтобы поживиться там чем-нибудь интересным и полезным. Думал ли он, когда лез за антиквариатом, что находка – старый стол для игры в го – окажется роковой и полностью перевернет его жизнь. По странному стечению обстоятельств Хикару натыкается не на простой стол, коих в Токио полным-полно, а на предмет, в котором живет дух по имени Сай, вот уже много десятков лет жаждущий выбраться на свободу. Еще в феодальную эпоху Сай, будучи величайшим мастером го своего времени, по странному стечению обстоятельств оказался заточен в доску, и вот теперь, когда мир изменился до неузнаваемости, а его спасителем оказался обычный японский паренек, он наконец-то обрел заветную свободу. Так Хикару невольно заполучил странного и ужасно приставучего бестелесного друга, которого способен видеть лишь он, а мастер Сай, десятки лет мечтавший сыграть в свою любимую игру, получает такую возможность.
2. Герой сериала Хикару часто показан с цифрой 5 на одежде. Фактически, это игра слов, так как пятёрка по-японски произносится "го", являясь омонимом игры, представленной в этом аниме.
3. Об играх в сериале: — Игра Сая и его плутоватого соперника в самом начале сериала — это игра Хонимбу Досаку против Ясуя Титэцу (09.11.1669) — Игра Тои Мэйдзина, которую герои видят по ТВ во втором эпизоде, — это игра Такэмии Масаки против Отаки Хидэо (18 лига Мэйдзин, 08.02.1993) — Первая игра между Хикару и Акирой — это игра Сюсаку (6 дан) против Хонимбо Сювы (8 дан) (15.1.1851)
Когда говоришь о любимой вещи, слов обычно или слишком мало, или слишком много. О чем 75 серий «Хикару и го»? Да о том же, вечном! О дружбе, о стремлении вперед... о доверии. О доверии своему противнику - настоящего мастера ни в малейшей степени не устроит незаслуженная победа. О доверии себе - каким бы до слез сокрушительным ни был проигрыш, ты не подведешь свою мечту и не отступишь. О доверии ученику - когда внезапно оказывается, что это ему предстоит достичь твоей собственной мечты. Конечно, здесь будет много ярких характеров и неповторимых стилей игры, много красивейших партий (часть - исторические), и совсем не обязательно профессионально играть в го, чтобы разобраться что к чему - достаточно посмотреть в глаза сидящих за доской. «Я весь в моем го». Прочая жизнь за кадром, да и могло ли быть иначе! Здесь появится легенда сети по имени «Сай», «то ли бог игры го, то ли демон», как будто сам Хонъимбо Сюсаку снова пришел в мир и открывает для себя позиции новейших школ го. И конечно, мы будем неизменно сопереживать мальчику Синдо Хикару и его таинственному (и такому обаятельному! ) другу, его доброму гению, распахнувшему перед ним мир великой игры... «Хикару и го» - замечательно детская вещь. Здесь обязательно сияет солнце, а даже если моросит дождь, не беда - можно болтать с другом о том, почему за тысячу лет зонтики ничуть не изменились. Игра здесь - Событие, захватывающее, драматическое Сражение, сравнимое разве что со схваткой на мечах, хотя перед ним, чуть-чуть-чуть за кадром - упорный ежедневный труд, тренировочные матчи, изучение записей игр, решение задачек и кропотливый разбор только что сыгранных партий. Оптимистичный солнечный свет проникает и в страну взрослых: когда в профессиональный мир приходят совсем юные игроки, с ними приходят надежды - например, дать в скором будущем достойный ответ корейским и китайским мастерам го. Идет новая волна, да что там - «они почти здесь! », - с воодушевлением повторяют «про» и журналисты, и даже с признанными мэтрами происходят внезапные перемены. Обладатель пяти титулов на решающем матче впускает в свою отточенную годами игру юные порывы и невероятные ходы. И проигрывает. И ничуть по этому поводу не сожалеет! Перемены совсем близко, и начнутся они - в обычной средней школе! Пока, по плохой традиции, к началу учебного года в школьном клубе го - всего один человек, но он начнет все заново и непременно соберет команду для участия в соревнованиях! «А если в новой школе не будет го-клуба?» - «Тогда я его создам! » «Хикару и го» - замечательно взрослая вещь. Даже за восторгом игры, за мечтами и надеждами не может спрятаться трезвый инсайдерский взгляд, умудренный и капельку горький. Потому что... Потому что - как мало времени у Сая! Нет, вовсе даже не для того, чтобы сыграть его божественные партии. Как раз для того, чтобы осознать себя не бойцом (с его-то неугомонной жаждой биться и невиданной мощью! ), а воспитателем бойца. Саю достается мимолетное, еще горькое осознание: дальше начинается ЕГО путь, а ТВОЙ на этом заканчивается... и все. Так быстро, что кажется ужасающей несправедливостью! «Хикару, было здорово», произносит Сай, и у нас немного отлегает от сердца, но вот есть ли у него силы при этом искренне улыбнуться?.. Как мало времени у того же старика Хонъимбо (c 1941 года это титул) Кувабары! Его «шестое чувство» не дает осечек, он, по-видимому, мудрейший из профессиональной элиты, но, вполне предчувствуя наступление новой волны и вполне веря в молодые силы, он всё еще не готов уступить ни пяди! Под его добродушной иронией и контрастно безжалостными психологическими атаками во время матчей - то же самое сожаление о скором уходе. Чтобы наиграться, не хватит и долгой жизни, что там - не хватит тысячи лет! Как мало времени у Мэйдзина Тои-сэнсэя! Он вполне состоялся как учитель и как непобедимый боец и даже начал уставать от официальных битв. Положа руку на сердце, не из секундной ли зависти сынишке Акире он приходит «оценить силы» его ровесника? «Знаете, го - игра для двоих», с хитрой улыбкой заметит старик Кувабара. Противник на всю жизнь, один единственный РАВНЫЙ тебе - вот, что необходимо любому непобедимому бойцу. И что же есть у великого Мэйдзина? Только одна игра, а после - молчаливые партии за пустой доской. Сбылась мечта? Или - поманила и исчезла?.. А как жестоко мечта усмехнулась над его старшим учеником, Огатой-сан... Новый Мэйдзин, в блеске зрелости делающий свои сильнейшие заявки на лидерство, его слава обречена расти, титулы - множиться, и его-то еще не скоро потеснит волна молодых талантов. И что же есть у Огаты-сан? Пьяная ночь после банкета в его честь и зыбкое воспоминание о его, возможно, лучшем матче за всю жизнь... «Мне его почему-то жаль», - говорит Хикару. Добавить к этому, в общем-то, нечего. А как мало времени у Акиры! 13-летний сын величайшего игрока современности, выросший в семейном клубе го среди старших отцовых учеников. Мальчик с горящим взглядом бойца... и с затаенной скукой на дне этих глаз. Давать бесконечные партии взрослым, равные партии взрослым, обучающие партии взрослым! Потому что, играя с ровесниками, ты только отобьешь у них охоту учиться. И сколько же минут счастья есть у самого (по итогам) счастливого героя «Хикару и го»? Прекрасное утро, когда отец похвалил его игру и даже пообещал уменьшить его фору до двух камней, прекрасный миг надежды, когда в клуб вошел задиристый шестиклассник со светлой челкой... Несколько минут - и Акиру раздавит тень Сая, втянет в лихорадочную гонку... в которой в конечном счете его мечта догонит его сама :) Что ж, награда высока, в том числе он сам, каким ни за что не стал бы в отцовском салоне. Но глядя на эти регулярные пытки огнем и холодом, пожалуй, догадываешься, почему Акира никогда не смеется так же заливисто, как Хикару. А как мало времени у соседки Хикару, Акари! Первым делом, первым делом самолеты, а дойдет ли дело до девушек... Если и дойдет, стоит только взглянуть на супругу Тои-сэнсэя, и все становится на свои места: мечты и надежды мастера го всегда где-то там, в пересечениях 19 линий... Так что пока у Акари-тян есть всего лишь пара снисходительно-дружеских партий с Хикару, когда ему хотелось расслабиться перед завтрашним матчем... Ну и как же мало времени у самого Хикару! «Чтобы получить шанс догнать Тою Акиру, тебе придется бежать изо всех сил! » Он и бежит изо всех сил - не оглядываясь, кто поддерживает его, кто бежит рядом, кто сильнее его самого переживает за каждое неизбежное поражение и радуется первым победам. Хикару совершенно некогда ценить эти удивительные дни, некогда даже задуматься: а сколько же Саю отведено взмахивать над доской своим веером? Эгоистично ли ведет себя Синдо по отношению к Саю? Безусловно... как все дети. Самоотверженность и жертвы родителей, само их присутствие для ребенка совершенно естественны - как солнце на небе. Пусть всегда будет солнце... пусть всегда будет Сай! Тем ужаснее шок расставания и тем мучительнее наказание, к которому Хикару себя приговаривает. Серии о его бегстве от всех и от самого себя невыносимо тяжелы, так что флэшбэки и сайдстори (наверно) задумывались просто для снятия напряжения... Наверно. Честное слово, в тот момент я была не в состоянии воспринимать серии про Исуми, вернулась к ним позже. История об антикварной тарелке - приятные воспоминания о прошлом, в том числе воспоминания Сая о дорогих моментах его жизни с Торадзиро. Привносят ли они новое в образ? Почему бы нет: увлечение го вовсе не сродни одержимости и изоляции от мира, коль скоро мастер забывает об игре, пораженный красотой вазы. Возвращаясь к главному герою, решила ли его судьбу игра с другом в тяжелую минуту? Ну, по крайней мере, вовремя помогла избежать профессиональных проблем. Хикару наверняка рано или поздно и сам выбрался бы из тупика, недаром старик Кувабара нисколько за него не волновался. Рано или поздно, уверен старейший, парня вновь потянет за Тоей, который уже начал свое победное шествие. Да, само собой, гордости, воли и упорства Синдо Хикару не занимать, но если бы в нем были только гордость, воля и упорство, это был бы Оти. «Я как будто зажигаю звезды! » - говорит Хикару, зачарованно ставя камни на доску в самом первом матче (и, разумеется, мгновенно проигрывая). «Торадзиро, наверно, просто не любил играть», - говорит он о человеке, который предоставил в распоряжение Сая собственные руки и собственное имя. Секрет стремительного восхождения главного героя предельно прост и универсален - Хикару до глубины души влюблен в го! «Я должен попробовать сам! » - переломный момент, когда мальчишка-раздолбай ступает на путь будущего мастера. Го - самая увлекательная игра в мире, и однажды в нее погрузившись, от нее невозможно отказаться! Вы еще не попробовали? Посмотрите «Хикару» :)
P.S. По поводу СПЕШЕЛА, так называемой 76-й серии - про время отборочных матчей перед японско-корейско-китайским чемпионатом юниоров. Честно говоря, опасалась, что с ним нафальшивят - в основной истории очень вовремя поставлено многоточие. Нет, спешел выглядит удачным эпилогом и историю обогащает. Все идет как и должно: разница в 7-8 данов между игроками непреодолима, в особенности если твой официальный противник - твой вчерашний друг или учитель («Акира, добро пожаловать в жестокий мир про»), но как же непропорционально дергаются титулованные сэнсэи, с каким болезненным ожесточением они «ставят на место» юных звезд, с каким... страхом. Новая волна уже здесь, время пошло. Как и должно быть, с прорывом на национальный уровень у главного героя появляются новые талантливые соперники. «Здорово! » - восхищенно вскрикивает Хикару и кидается в бой. Игра, право, стоит, чтобы на нее посмотреть. И неожиданный ход Оти тоже нельзя не уважать (пусть в нем и говорит уязвленная гордость). Отдельная радость для меня была - увидеть Тою Акиру спокойным и счастливым, за доской с Хикару в клубе. «Сыграем?» - «Да». Но, Тоя, как же опять мало у тебя времени на счастье! Совсем скоро придется вскочить - и снова удариться в немыслимую гонку, иначе через какой-нибудь год-два окружающие будут с удивлением смотреть уже на Синдо - «С какой стати он вообще с ним возится?» А Хикару-то посидел, подумал - и поставил себе новую цель! Свою настоящую цель... Сай, все было не зря! Хикару, было здорово!
+46
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
(Осторожно - спойлеры возможны, пусть и старался их избегать) Хотя в сериале семьдесят пять серий, посмотрел я его очень быстро - потому что есть все же вещи, которые не хочется прерывать, и Hikaru no Go - одна из них. По сути, там нет ничего фантастического: единственное допущение - это Сай, призрачный игрок. Но без него никак не обойтись... Его многие рецензенты относят к категории "спортивного аниме", но у меня не получается так назвать. Возможно, потому, что у меня не особенная тяга к спорту? Впрочем, поскольку спортивное аниме мне не попадалось, я воздержусь от размышлений на эту тему, и вместо этого скажу о другом. Не секрет, что японские студии очень любят взять школьную обстановку и вставить туда то магический турнир, то боевую технику, то, в самом мягком случае, - боевые искусства... Почему все это они очень любят сочетать именно со школой? Понятия не имею, самому уже сколько времени интересно. Но обычно, услышав про аниме, где есть школа, подсознательно именно этого и ожидаешь. А благо тут еще призрак... вполне можно ожидать истории с привидениями других игроков, магическим смыслом доски... Но - нет. Этого здесь нет - и очень хорошо. Потому что на фоне обычной жизни с одним-единственным фантастическим допущением только и можно развернуть подобный сюжет, наверное... точнее, можно развернуть так, чтобы не вызвало ассоциаций с историями про сверх-школьников. И психологического напряжения, думается мне, тут ничуть не меньше, чем в "боевых" сериалах. Только вот параллели с боевыми искусствами никуда все-таки не пропадают. Когда призрак постоянно сравнивает происходящее на доске с битвой или объясняет Хикару что-то важное через фехтовальные метафоры - это вполне можно понять, в его родном времени искусство и война шли рука об руку, и у меня нет сомнений, что при всей внешней хрупкости Сай был способен снести кому-нибудь голову отнюдь не фигурально... Но ведь так поступает не только Сай! "Яростная битва", "смогут ли черные выжить", "это гибель для белых" - подобные фразы звучат неоднократно, от самых разных персонажей. И это правильно. В конце концов, и боевые искусства на Востоке - это не только умение повредить противнику, это всегда еще и целая философия. Как и го. Эту идею можно подкрепить и чисто визуальным доказательством: весьма нередко, делая важный ход, герои показаны так, будто движутся с колоссальной скоростью, на размытом фоне. Но ведь это же - традиционный для аниме метод показа очень сильного или смертельного удара (неважно, обычного или магического). Так что параллели действительно к месту. Вот жаль только, что не получится оценить партии полностью - для этого надо быть мастером в игре, а я, как и Хикару, до просмотра знал лишь то, что такая игра существует. Но, во время просмотра невольно ловил себя на мысли - как же они все в игру погружены. И поскольку государство этому всемерно способствует - то погружаются еще сильнее. Забывая буквально про все, это пугает. Впрочем... может, так и достигают мастерства? Причем совершенно разные люди. Вот, кстати, еще одна особенность - яркие персонажи в аниме не редкость, но тут они крайне разные. Жесткий и до болезненного гордый Очи, тихий спокойный Цуцуи, мрачный Митани, флегматичная Канеко, порывистый Вайя, и, конечно, двое противоположностей своим именам - "волосатая годзилла" Цубаки и бешеный таксист Каваи. Но их объединяет одно - все они любят го, умеют играть... и хотят совершенствоваться. И ведь получается! Что следует отметить – практически нет персонажей проходных, ни на что не влияющих. Я имею в виду – из тех, кто засветился больше чем в двух сериях. И что не менее важно – они меняются психологически, причем довольно сильно. Например, та же Акари – которой го было побоку, и пришла она в клуб только из любопытства – чем это таким друг увлекся? А потом стала одной из постоянных членов клуба, после ухода Хикару – почти что стержнем. И в день выпуска у них с Шиндо не зря происходит именно такая беседа: – Не знаю, где теперь буду учиться, но я там обязательно пойду в клуб го. – А если его там нет? – Тогда создам! Вот только жаль, что все же Цубаки с Каваи показали в последний раз, когда они были заслуженно недовольны Хикару. Кага и Цуцуи хотя бы в финальных титрах появились (и, похоже, тут основатель клуба рыжего обошел). И остался вопрос – ну в самом деле, если Митани отлично играет, то зачем жульничал? Более того – практически нет бесполезных серий. По сути, мне неясна роль лишь одной – флешбека с цветочной вазой. Он ничего не прибавляет ни к сюжету, ни к характерам персонажей (не считать же таковым факт, что Сай терпеть не может жаб?). А вот второй флешбек, посвященный Акире, куда важнее, чем может показаться – после него становится совершенно ясно, почему поражение в игре настолько сильно по нему ударило. Казалось, особняком стоят несколько серий с Исуми – но и они нужны. Так как после них понятно – да, именно Исуми мог вывести из депрессии Хикару. Особая категория, конечно - это триада Хикару-Сай-Акира. Начинающий, великий мастер и юная звезда. И они связаны друг с другом куда сильнее, чем может показаться. Рванулся бы Акира вверх с такой силой и напором, если бы в памяти не отпечатались партии, проигранные Саю? Далеко не факт. И роль сыграло именно то, что Акира считал, что играет с ровесником, проигрыш явно взрослому опытному мастеру его вряд ли бы так задел - не подкосил же его в будущем проигрыш Заме. Так что именно две партии в полумраке клуба заставили его вцепиться в совершенствование мастерства и выйти на прямую к схваткам за титулы. И на эту вертикаль он втянул Хикару - который, именно держа в сознании взгляд Тойи Акиры, шагнул сперва в школьный клуб, потом - в программу инсеев, потом - в жизнь профессионала... Только, в отличие от Тойи, он сознавал, за кем гонится и почему. Именно на примере этих троих изменения заметны лучше всего. Сравнить хотя бы мягкий, действительно детский взгляд Акиры при его первом появлении – и жесткие уверенные глаза уже на чемпионате и далее. Кстати, заметны еще и внешние изменения – что в аниме встретишь нечасто. А тут действительно существенная разница, взросление за эти два-три года. Наибольший контраст – у Сая. В обычной жизни – восторженный, незлобивый, суматошный… но как меняется, оказавшись за доской! И к этому же, не осознавая того, приходит и Шиндо. Многие отмечали, что Шиндо нередко относится эгоистично к своему другу-наставнику. Вполне вероятно, и не удивительно. Но… тем сильнее то, что он переживает после ухода Сая. Собственно, в финале это, можно считать, действительно просветлением, почти таким же, какое испытал и сам призрачный мастер. А еще… В сериале, помимо юных, немало опытных мастеров. И вот одному из них в отзывах уделяют как-то слишком мало места на мой взгляд… Нет, я не про Тойю Койо, хотя это личность сама по себе любопытная. Я о Кувабаре, этой старой мудрой обезьяне. Ну да, сказано не слишком уважительно, но точнее его назвать никак не получается. По сути, Кувабара изрядно много сделал для привлечения внимания к Шиндо – но так, что тот и сам этого не знает, и вряд ли кто-то другой поймет. Потому как это были лишь рассуждения с репортером о «новой волне», фразы вроде «Огата, а на кого бы ты поставил?», и тому подобное. И при этом… другие-то видели игру Шиндо. Или слышали о ней. А Кувабара обратил на него внимание, только пройдя мимо. Кстати, именно он из всех наблюдателей раскусил и ограничения, наложенные на себя Саем… и вообще, похоже, за весь сериал не ошибся ни в ком. Поэтому, думаю, несмотря на события спешиала, при всем гении «новой волны» титул Хонинбо еще долго никому не достанется. Возвращаясь от Кувабары к главным героям… мне очень понравился финал. Краткий разговор в пустом зале, фраза Шиндо… и напряжение между ним и Акирой пропало. Да, по-прежнему соперники. Да, будут соревноваться. Но напряжения теперь нет, отныне они спокойно играют ежевечерне, спорят над каждым ходом, орут друг на друга (кстати, похоже, только Шиндо удается сбить самоконтроль младшего Тойи). И тут уже все равно, кто победил… главное, что играли и будут играть. И первым в сериале это подметил… ну да, опять же Кувабара. – А вы знаете, Сакамото-сан, что го – это игра для двоих? – Что? Ну конечно знаю! – Да ничего вы не знаете… Собственно, тут можно разбирать каждого персонажа долго – благо и Исуми, и Вайя, и Очи, и Акари и все остальные этого заслуживают… но это уже будет слишком. А, да, еще одна важная деталь – вежливость. Японцы вообще народ вежливый, но тут это особенно заметно. Обязательные «Желаю удачи» и «Спасибо за игру» в начале и конце соответственно, непременный поклон при признании поражения… Даже у не сильно учтивого Хикару это мигом входит в нерушимую привычку. Вот только осталось неясным еще одно – что же из себя представляет эта «рука бога» или «божественный ход»?
Что сказать в финале? Сдается мне, что хотя Акире многое еще осталось непонятным… но, видимо, он теперь нашел ответ на столько раз задававшийся вопрос – «кто ты, Шиндо Хикару?» Кто… Профи первого дана. Ученик великого мастера Сая из рода Фудживара. Игрок в го.
+28
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
InnerChild | отзывов: 87, их сочли полезными 914 раз
2012.05.04
ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ
Жаль, что не придумали оценку 10, 5 или 10 с плюсом для одного единственного самого-самого аниме. Такую оценку я поставила бы только "Хикару и го". Много раз читала, что люди после этого аниме увлеклись игрой в го. Со мной такого не было, хотя немного почитать об игре и попробовать поиграть – это было, но только для того, чтобы лучше понимать происходящее. Но зато это аниме гарантированно каждый раз вдохновляет меня на собственные достижения. Наверное, "Хикару и го" должно быть близко в первую очередь тем, кто ставит любимое дело выше всего и стремится к результату, вычеркнув из своего словаря слово "невозможно".
Если у меня спросят, какие у меня самые ЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ В АНИМЕ, то я назову героев "Хикару и го", потому что ни один персонаж ни одного аниме не вдохновлял меня так, как они.
АКИРА. "Отец, скажи, у меня есть талант в го?". "Я не уверен в этом, Акира. Но я знаю, что у тебя есть два не менее важных таланта. Один – твое желание трудиться больше, чем кто-либо другой. А второй – твоя бессмертная любовь к го". В этом коротком диалоге все, что мне больше всего нравится в Акире. Несмотря на то, что его все называют гением, у него нет такого яркого, стремительного таланта, как у Хикару. Чтобы достичь своего уровня, он играл в го всю свою жизнь, с двух лет, каждый день. И с каждым днем становился все сильнее. Он полностью посвятил свою жизнь игре, по большому счету жертвуя своим детством, и не жалеет об этом, потому что действительно любит го. Меня всегда поражал в начале сериала резкий контраст между двенадцатилетним Акирой и двенадцатилетним Хикару. Последний – обычный ребенок, веселый, беззаботный, с легким характером. На его фоне Акира совсем не похож на ребенка. У него взрослый взгляд. Он видит цель – и идет к ней напрямик, без остановок, оставляя позади тех многих и многих, кто с восхищением смотрит ему вслед. Его гениальность – результат исключительной самоотдачи и трудолюбия. Но у всего есть своя цена, и Акира платит одиночеством. Уровень его мастерства, несмотря на юный возраст, так велик, что отпугивает людей, в особенности сверстников. Кому нужен друг, который настолько тебя превосходит, что это заставляет чувствовать себя посредственностью? Тем важнее для Акиры становится встреча с Хикару. Вначале "сильный Хикару" превзошел его. Потом "слабый Хикару" погнался за ним, с каждым шагом все сильнее наступая на пятки.
ХИКАРУ совсем другое дело. Его гениальность в го очевидна, поэтому он мне не близок так, как Акира, я, увы, не гений. Но его ценность для меня можно объяснить коротким пересказом одной сцены. На одном из уроков Моришиты-сэнсэя, его ученик Ширакава предлагает Хикару сыграть с ним. Моришита говорит ему: "Ширакава-кун, у тебя скоро важный турнир, партия с инсеем собьет твое чувство игры", на что Ширакава отвечает: "Я хочу заразиться энергетикой Шиндо". Так вот в этом и есть его ценность, как персонажа – Хикару вдохновляет. Глядя на него, чувствуешь, что хочется работать больше. Понимаешь, что на самом деле очень любишь свое дело, несмотря на разочарования, несмотря на то, что бывает трудно. То, как Хикару, осознав свое желание играть в го, посвящает себя игре, действительно заражает. Все остальное перестает для него существовать. Беззаботное детство, ничегонеделание, детская дурашливость остаются в прошлом. "Я должен играть больше. Еще больше! Еще! ". И он играет, учится, наплевав на сомнения, не задавая себе вопросов вроде "Зачем мне все это нужно?", не жалея ни сил, ни времени, преодолевая одну слабость за другой – день за днем совершенствует свое мастерство. Не только потому, что он хочет догнать Акиру и стать его достойным соперником, но еще и потому что благодаря встрече с Саем он по-настоящему полюбил го. Ведь Хикару сказал правду: "Я весь в моем го".
САЙ. Мастер го, стремящийся постичь Высшее Мастерство игры, вернувшийся к жизни духом и живущий в сердце Хикару. Для Хикару – не только учитель, но и друг. Пересматривая сейчас сериал, я много думала о Сае. Как сильно Сай был подавлен, когда понял, что ему позволили вернуться не для того, чтобы он сам мог постичь Высшее Мастерство, а для того, чтобы он помог Хикару стать на путь постижения Высшего Мастерства. Но может, все совсем не так, как кажется на первый взгляд? Может, на самом деле ками-сама го вовсе не обидел и не обделил Сая? Ведь мы видим Сая как непобедимого игрока. За всю историю у него не было ни одного поражения, если не считать той игры с Тоей Мэйдзином, где Сай дал слишком большую фору, чтобы себя не выдать. А уже второй их матч, сыгранный на равных, Сай выиграл – у самого титулованного и сильного игрока Японии (Сай сам определил Тою Коё как человека, который ближе остальных к постижению Высшего Мастерства). Да и в интернете Сай играл не только с любителями, но и с профессионалами высоких данов, и побеждал всех. Можно, конечно, предположить, что его мог бы обыграть какой-нибудь титулованный профи из Кореи или Китая, но, мне кажется, авторы делают явный акцент на непобедимости Сая. К тому же, Сай не только сам непобедим, он еще и воспитал игрока, который грозится в будущем стать одним из величайших игроков своего времени. По-моему, все это говорит о том, что Сай уже постиг Высшее Мастерство. По крайней мере то, которое под силу постичь человеку. И ками-сама го решил, что Сай достиг того уровня, когда может играть с ним на равных, поэтому Сай и ушел. В мире живых он достиг максимума. А то что в спэшле во сне Хикару Сай выглядит грустным, может означать лишь то, что Сай скучает по Хикару. Когда я смотрела сериал раньше, уход Сая казался мне несправедливостью, но, пересмотрев сейчас, я уже думаю иначе – Сай просто перешел на более высокий уровень ))
Если у меня спросят, какая у меня самая ЛЮБИМАЯ СЦЕНА В АНИМЕ, я скажу: "Сцена из "Хикару и го"".
Разочарованный Акира, который понимает, что ошибся, погнавшись за слабым противником. Уязвленный Хикару, которого по ошибке считали сильным, а теперь назвали недостойным внимания. Обращенные к Акире слова Хикару, в которых обида и вызов одновременно: "Если ты будешь гоняться за тенью, то когда-нибудь я обязательно тебя обойду". И ответный взгляд Акиры, вызывающий не только у Хикару, но и у меня священный трепет )). Не только Хикару, но и я каждый раз в этом эпизоде смотрю в спину уходящего Акиры, и у меня переворачивается все внутри. Потому что за таким Акирой хочется гнаться изо всех сил, чтобы догнать его и одержать над ним победу.
В этом не только суть спорта, когда в противостоянии рождаются великие игроки, ведь они, желая победить друг друга, стремятся стать как можно сильнее. В этом еще и суть любого творчества, хоть в спорте, хоть в искусстве, хоть в любой другой профессии – увидев однажды свой идеал, мы пытаемся достичь его. Так Хикару идет за Акирой, а Акира за Саем. Так спортсмены, актеры, писатели и музыканты в самом начале своего пути ставят перед собой цель достичь уровня мастерства своих кумиров.
Я отношусь к людям далеким от спорта. Время от времени могу посмотреть какой-нибудь матч, гонку или турнир, сыграть в шахматы – не более. Но моя некомпетентность в спорте никогда не мешала мне смотреть и пересматривать "Хикару и го", жадно проглатывая серию за серией. Я поражаюсь – откуда в каждой показанной в сериале партии такой накал эмоций, как будто смотришь трансляцию Лиги Чемпионов, где играют МЮ и Барселона в их лучшем атакующем стиле?! А ведь герои "Хикару и го" всего лишь кладут камни на гобан! Частично в этом, возможно, заслуга музыкального сопровождения. Осты здесь настолько атмосферны, что задают настроение чуть ли не каждой сцены. Сражения в "Хикару и го" благодаря музыке имеют десятки оттенков. Это и начало пути, самое начало борьбы, когда ты еще чувствуешь радость и нетерпение от того, что тебе предстоит пройти. Это и учеба, постижение игры и постижение себя в игре. Это и решающие битвы, когда исход определяет, продолжишь ли ты путь вперед или начнешь все с начала. Это и схватки титанов, когда мастерство соперников запредельно велико и каждый ход – едва ли не ход самого бога. Все это, и даже намного больше, есть в музыке "Хикару и го" точно так же, как и в происходящем на экране.
Есть еще один момент, который хочется отметить. В этом сериале нет воды. В каждой сюжетной линии, в каждом эпизоде заложен свой смысл. К примеру, многие называют серии и Исуми филлерами, что, конечно, абсолютно несправедливо, ведь персонажи второго плана в "Хикару и го" вовсе не статисты, они полноправные действующие лица. Когда Исуми не сдал экзамены на про вместе с Хикару и Ваем, меня, например, мучил вопрос, что с ним будет дальше. Казалось совершенно невозможным, чтобы талантливый Исуми так и не попал в мир профессионалов. На примере Исуми авторы показали, что путь в этот мир может быть и не таким стремительным, как у Хикару, он может быть куда более сложным и тернистым. Тема "путь к цели" здесь не менее важна, чем отдельно "путь Хикару". Каждая сцена несет смысловую нагрузку. Девушке-инсею, которая решает, что иногда нужно и расслабляться, не стоит перетруждать себя игрой, противопоставляют Хикару и Ваю, которые отдают игре все свое время, не размениваясь ни на что другое. Еще одному парню-инсею, который говорит, что годы учебы заставили его понять предел его возможностей, противопоставляют Хонду, который знает, что не так талантлив, как Хикару, Исуми или Вая, но все равно цепляется за слова своего сэнсэя: "Путь профессионала – это путь на всю жизнь", а значит, нет предела твоим возможностям, пока ты будешь работать над собой. Все это никак не филлеры, потому что авторы не просто рассказывают историю Хикару, Сая и Акиры, они еще и раскрывают мир го и даже больше – мир профессионалов.
Подводя итоги. Для меня "Хикару и го" аниме о жизни, в которой есть цель. Аниме о стремлении, когда молодые выбирают свой путь и жертвуют на этом пути многим, чтобы достичь настоящего мастерства в одном единственном. Аниме о борьбе, когда старики не ходят уходить на покой, и грозят показать одаренному молодняку кузькину мать, и показывают, пока еще показывают, потому они, как и Хикару, каждый весь в своем го, а значит, им есть за что бороться. Аниме о том, как можно жить не просто так, а ради чего-то, что заставляет твое сердце биться быстрее, ради чего-то, что, возможно, делает тебя одержимым, но зато полным жизни.
+28
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше. Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура