Сначала парочка уведомлений. Во-первых, я хорошо понимаю, что сейчас не время хвалить и пропагандировать военные зрелища, однако «Девушки и танки» – это своеобразное игровое действие, где много шума, но нет даже раненых. Да и кто знает, доведётся ли нам, людям, вообще снова жить хотя бы в относительно нормальном мире? Поэтому уж простите, но я немного напишу по теме.
Во-вторых, я большей частью сочиняю не обзоры, а делюсь чисто личными впечатлениями от увиденного. А в таком случае без спойлеров обойтись просто невозможно – ещё раз прошу прощения.
Ладно, начнём. «Girls & Panzer» – один из любимейших моих сериалов, и я всегда огорчался, что вместо полноценных новых сезонов выходят довольно странно снятые продолжения. В которых почти нет законченных сюжетных тем – для их развития и завершения приходится ждать очередного фильма, иногда по нескольку лет! Не знаю, как в Японии, но у нас именно такая просмотровая ситуация, что не слишком удобно. Судите сами:
– 2012 год: полноценный базовый сериал-12 с двумя пояснительными спэшлами (явная нехватка финансирования). Прекрасное зрелище!
– 2013 год: первая OVA, познакомившая нас с историей и традициями обучающих «школоносцев». Важно и нужно.
– 2014 год: вторая OVA-шка под названием «Настоящая битва Анцио!», серия о сражении с весьма хвастливой итальянской школой («Да здравствует наш дуче! Веди вперёд!»). Это была первая победа команды Нисидзуми, о которой лишь упомянули в основном сезоне. Вполне хорошая вещь – и стильно, и к месту.
– 2015 год: солидный двухчасовой фильм – рассказ об очередной попытке жульнического закрытия танковой школы «Ооарай» («Да, мы обещали, что вас не тронут, но ведь письменной договорённости-то не было?») Понравилось лишь частично, поскольку главным боевым условием являлось уничтожение всех танков (свыше четырёх десятков!) В результате крайне трудно было разобраться, кто в кого непрерывно пуляет;
– 2016 год: три спэшла по 15 минут под общим названием «Заполучи Арису!». Причём вторая и третья часть представляют собой лекции о танках в исполнении Юкари Акиямы. Совершенно проходные и необязательные фрагменты, однако они не портят общего впечатления.
И вот, наконец, мы добрались до сорокасемиминутного фильма 2017 года, который открывает большой составной «Финал». На нём я и остановлюсь подробнее – полностью заслуживает внимания.
Итак, основная учёба у девочек подходит к концу, вскоре выпуск… и тут вдруг выясняется, что уважаемая (и довольно бестолковая :-) Момо Кавасима-сан из школьного Совета может остаться на второй год! Оказывается, она настолько увлеклась поисками нового танка для школы, что завалила свою успеваемость. Ей необходимо срочно помочь – ну и танк, само собой, найти.
Знаете, меня по возрасту уже гораздо больше привлекают именно такие, чисто житейские ситуации, а не бесконечная стрельба по всему, что движется. Живые люди и полноценные характеры – вот что важнее всего. ИМХО, конечно.
В данном случае концепцию придумали удачно: экипаж знаменитого танка «Морской чёрт» изначально состоял из весьма своеобразных личностей! Причём сама командир Михо Нисидзуми привлекала меньше всего – уж слишком она выглядела образцово-положительной. Зато у её подруг было поровну достоинств и недостатков. Мне больше всех нравились заряжающая Юкари Акияма – своей увлечённостью и оптимизмом, и водитель Мако Рейдзей – у нас одинаковые жизненные ритмы (спать днём, а работать ночью). Эти школьницы и сыграли, пожалуй, главные роли в данном эпизоде, правда, с разным успехом.
И, конечно, нельзя не отметить самое настырное и шумное существо – Сона Мидорико из «всеми любимого» дисциплинарного комитета («Не смейте сокращать моё имя и звать меня Содоко!»). Будучи внешне не просто миниатюрной, а вообще малявкой, она компенсирует это невероятной активностью и жуткой принципиальностью – никому не даёт поблажки за опоздания, даже членам школьного президентского совета. С такими людьми по жизни трудно дружить, зато на них вполне можно положиться в трудную минуту.
Сюжет фильма выстроен весьма эффектно: всё начинается с ужасной стрельбы и общей истерики танкисток школы «Ооарай»: «Нам крышка! Мы проигрываем!» – далее после новой песенной заставки идёт последовательный рассказ о событиях – и в финале нас снова возвращают к начальному эпизоду, который одновременно оказывается и заключительным. Однако не конечным для этой истории – чем всё завершилось, мы узнаем только из второй части «Финала», 2019 года выпуска. Такое вот несколько странное расположение материала, о чём я уже упоминал.
Действие идёт в очень хорошем темпе и не даёт расслабиться. Кроме того, была реализована великолепная задумка: оказывается, корабль-«школоносец» лишь с виду выглядит чистеньким и благопристойным, а на самом деле в его недрах и трюмах существуют мрачные места, где обитают разные маргинальные типы. Педантичная Содоко мечтает туда проникнуть и навести там образцовый «японский» порядок – что ж, ей будет предоставлена такая возможность! Правда, потом экипажу «Морского чёрта» пришлось не без труда спасать эту маленькую крикливую нахалку из лап девичьей пиратской шайки…
Да, команда «Акула» вместе с их огромным танком времён Первой мировой войны – ещё одна несомненная удача сценария. Очень колоритные персонажи! А какая у них песня в мощном исполнении по-русски:
Эй, кто не хочет на суше ждать старость, Тот всегда встречным курсом у нас на пути! Эй, поднимайте, что от паруса осталось, Если вы не собирались руками грести…
И здесь необходимо упомянуть, пожалуй, главную притягательность первого фильма 2017 года – это изумительный дубляж. Не известная мне доселе группа «Reanimedia» выполнила его не просто профессионально, а на «взрослом» уровне. Что означает точное совпадение звукового оформления с разговорной артикуляцией персонажей на экране. Высший пилотаж дублирования в кино (недоступный, кстати, традиционному американскому прокату) и редкий в аниме. Как говорится: мелочь, а приятно.
Разумеется, голоса наших сейю в точности соответствуют японским: к примеру, та же Содоко звонко тарахтит без умолку, а Мако, напротив, говорит коротко и с мрачными интонациями. Всё продумано и исполнено до мелочей – виртуозная работа!
Увы, её развития не последовало – следующий эпизод 2019 года пришлось смотреть с сабами. Тоже вполне качественными, но мы от них уже отвыкли, если судить по многочисленным жалобам в комментариях. Единственное утешение: после завершения битвы с хитрой французской школой «Би-Си-Либерте» (каково название, а? :-) почти сразу началась боевая эпопея с китайско-корейской командой «Чи-ха-тан» – и там было гораздо больше активного действия, чем долгих разговоров. Опять-таки это сражение авторы полностью не уложили в 55 минут и перенесли его развитие в фильм уже 2021 года. А в промежутке сняли в 2020 году десятиминутный дополнительный ролик «Taiyaki War! – Война таяки!», снова возвращающий нас к событиям-2017, когда коварные француженки обманули проникнувшую в их академию разведчицу Юкари… Такая вот неудобная разнополосица для российского зрителя.
К слову: в схватке между школами «Ооарай» и «Чи-ха-тан» создатели снова вернулись к правильному, на мой взгляд, решению – сделать основой не массовое истребление танков (суматоха и только), а охоту за командирскими машинами. Однако устроили всю эту умопомрачительную войнушку в джунглях да ещё дождливой ночью! Я очень боялся, что ничего толком не разберу в таких вот погодных условиях, однако напрасно: рисунки оказались вполне отчётливыми, подсветка грамотной, раскадровка осмысленной и не слишком суетливой. Хорошая картина, безусловная удача! 9 полновесных баллов.
Что же дальше, какие перспективы? Увы, весьма туманные. В сюжете 2021 года нас ожидала очередная незавершёнка: бой с исключительно умной японской (или даже финской? – толком не разобрался) командой «Яткосота», которая на момент остановки действия побеждала нашу Михо Нисидзуми с подругами, как говорится, в одну калитку. Но ведь это всего лишь третий эпизод заявленного шеститомного «Финала», а когда же ждать продолжения? Очередное увы: как верно заметили в «болталке», при таких темпах последняя часть выйдет не раньше 2027 года! Где к тому времени будет наш сумасшедший мир да и мы сами – одним японским Ками известно…
|