Сразу предупреждаю, что это не клон Мадоки, как могли подумать некоторые. "Темное" махосёдзе это узкая ниша, которая существовала задолго до Мадоки и будет существовать и после неё. Пусть Мадока и сделала этот поджанр более модным, но она привлекла обширную вторичную аудиторию за счёт агрессивного нагнетания ажиотажа и шок-эффекта для обычного зрителя. АААА! Это же девочки-волшебницы и они СТРАДАЮТ, как же так, какое-то МАХОСЁДЗЕ, ШОК, ТРЕПЕТ и УЖАС. ШЕДЕВР, ШЕДЕВР НА ВСЕ ВРЕМЕНА, НАЧАЛО И КОНЕЦ ЖАНРА МАХОСЁДЗЕ. Тьфу. В итоге любое относительно "тёмное" аниме про девочек-волшебниц стали сходу называть клоном Мадоки. И из современных аниме походящих на Мадоку, и при этом успешных была только Юки Юна, которая несмотря на свою неровность и кое-какие дурацкие сюжетные ходы, была хорошим сериалом. Вот только она была совсем не про то что в Мадоке, там где в Мадоке шла рефлексия, стать или не стать махосёдзей, и как плохо быть девочкой-волшебницей. В то время, как в Юки Юне целью девочек была защита их мира и переживание собственных травм. И вообще Юки Юна - это героическое махосёдзе с ощутимым привкусом Warhammer 40k.
Mahou Shoujo Ikusei Keikaku не имеет прямого отношения ни к ним, ни тем более к Genei wo Kakeru Taiyou, или иным вышедшим после Мадоки аниме-сериалам со страдающими девочками в главных ролях. И этот Ikusei Keikaku по сути обычная попытка сделать что-то мрачное с девочками-волшебницами. В данном случае это игра на выживание. Вариация на тему Battle Royale, только достаточно любительская. Хотел было я написать подробный пост, про то почему это не клон Мадоки и само понятие клона Мадоки откровенная глупость. Но сомневаюсь, что в WA прошёл бы пост такого размера. Так что ладно.
Суть задумки проста, набрать 16 девочек-волшебниц и устроить им игру, кто доживёт до конца, то останется девочкой-волшебницей, живой девочкой-волшебницей. Набрать девочек с различным характером, живущих разной жизнью, но исходя из простого принципа, она должна быть либо с психическими отклонениями, либо откровенно добрая. И после завершения набора стравить их между собой. Персонажи и в самом деле получились разные, со своими заскоками и личным подходом к происходящему. Их главная проблема, они слишком схематичные и их повседневная жизнь освещена крайне скупо. Если есть флешбек. значит персонаж скорее всего умрёт. Или напротив, флешбек, если персонаж уже умирает. И это кстати успешно срабатывало. После смерти к нему отношение становилось куда лучше, чем было при жизни. Это проблема пришла из оригинального ранобе, которое было написано очень куцым, твиттерным языком. Первый том был написан словно сухой пересказ происходящего. Как какая-нибудь газетная хроника. По счастью, после второй арки был выпущен сборник сайд-стори про персонажей из первых двух арок, который сделал их намного лучше и живее, чем они были в основном произведении. Тем более, что к второй арке и автор сильно улучшил свой стиль. Аниме же покрывает лишь первую арку и часть из этих сайдстори, ну и добавляет некоторые свои сцены. Без этого было бы совсем плохо. Но даже так, практически не показано, как персонажи взаимодействуют с окружающим миром, как они живут обычной жизнью. Отдельной претензией будет кривая передача характера центральной героини Snow White. Её эмоции, её страдания от происходящего обрезали так, словно она сама девочка с явными психическими проблемами. Сами персонажи разнообразны, ведь совершенно необязательно быть школьницей, чтобы стать махосёдзей. Даже если по возрасту женщина уже не школьницы, после хеншина она станет юной девушкой. Забавно, что когда-то хеншин использовался, для того чтобы выглядеть как взрослая девушка, а сейчас всё более заметен обратный подход. Здесь даже пол не является абсолютной преградой, ведь самая милая девочка этого сериала изначально мальчик увлекающийся жанром махосёдзе. Очень обидно, что некоторые невнимательно смотревшие обзывали его трапом. Это не трап, это полноценная девушка, которая при этом может быть ещё и другом. И с ней возможна полноценная гетеросексуальная любовь между двумя девушками.
Музыка в аниме вполне приличная, как и работа сейю, эндинг вообще отличный. Не лучший в сезоне, но почти-почти. Даже уровень графики и анимации оставался на одном уровне на протяжении всего сериала. Не что-то крутое, но во всяком случае выглядело достаточно прилично. Единственное, что дизайн персонажей слегка смущал, у них слишком широко расставлены глаза, со временем я привык, но первые кадры опенинга отпугивают меня до сих пор. Вот режиссура была спорная, некоторые сцены были сделаны хорошо, многие не очень. Не сказать, что прямо уж так плохо, но могло быть и намного лучше. Во многих случаях мысли персонажей были переданы криво, даже если оставить в стороне, что сделали с местной Белоснежкой. А сюжет, ну вполне себе сюжет, с неожиданными для персонажей поворотами, без изысков, но достаточно ровный и без особых провалов. Вот только сам по себе он по сути проба пера и предисловие к основной истории. Аниме же покрывает лишь первый том ранобе. И некоторые вещи в аниме остались необъяснёнными. Но сама по себе история первой арки самостоятельная, и не обрывается внезапно. А ещё здесь одна из лучших злодеек сезона, если только её можно назвать злодейкой. Но уровень ненависти к себ она генерировала очень серьёзный. Она даже локальным мемом стала.
Ну а в целом, это относительно приличная адаптация не самой плохой книги. Адаптация, которую делали с вниманием и любовью, хоть и довольно неуклюже. Хоть реально хорошим не назвать ни то, ни другое. Но может быть, кому-то и понравится. Временами бывает весьма увлекательно.
Вообще если говорить про ранобе, то оно значительно отличается по своей структуре от привычных книг. Каждая арка это отдельный том, или двухтомник. Это законченная история со своим набором персонажей, и некоторыми выжившими из прошлых арок. На данный момент есть шесть арок, при этом три последних тематически связаны и могут считаться трилогией. Каждый том это смена жанра, и ситуации, с которыми сталкиваются персонажи также различны. Но при этом происходящее связано глобальным сюжетом, достаточно простым, но порождаемым персонажами, а не внешними силами. При этом каждые несколько арок выходят тома с набором историй из жизни персонажей. И без них всё было бы намного хуже. Они раскрывают подробности жизни персонажа, показывая его зачастую с неожиданной стороны. Персонажи после этих сайдстори воспринимаются куда лучше. Эти истории как правило весёлые зарисовки из повседневной жизни персонажей. Вот только они выходят после основных книг, и ты уже знаешь, что ждёт этих персонажей, от чего бывает особенно обидно. Само ранобе звёзд с неба не хватает, но вполне прилично. Никаких гаремов, хватаний за грудь, юных супергениев, шаблонных цундер и прочих привычных штампов аниме. Это скорее западное фэнтези, с уклоном в отображение махосёдзь как героев комиксов. Вот только девочки-волшебницы здесь смертны, и внезапно смертны, а если человека убивают, то он умирает. И если персонаж впадает в ярость, он не приобретает суперсилу, а напротив становится куда более уязвимым перед хладнокровным противником. И хоть суперзлодеев здесь нет, это не значит, что всё будет хорошо. И хоть подавляющее большинство махосёдзей, это хорошие девочки живущие спокойной жизнью, ещё неизвестно как повернётся их жизнь и на чьей стороне они окажутся. Если смотреть на жанры каждой арки, то вырисовывается следующая картина. 1. Unmarked - битва на выживание, которая и была экранизирована 1.5 - расширенный эпилог, знакомство с важным персонажем. 2. Restart - девочке в виртуальной реальности игры созданной специальной силой местной злодейки, их задача пройти эту RPG, дойти до замка Демонлорда, убить его и окончательно вернуться в реальность с наградой. Вот только на деле всё куда коварнее. Набор персонажей лучше, чем в первом томе. Много хороших девочек. 3. Limited - школьницы и их молодая учительница собираются в классе, для того чтобы определиться с уборкой. В это время перед ними появляется фея и просит защитить её от злой ведьмы в течение 24 часов. Как бы не так. По мне так лучшая часть серии, натуральный криминальный боевик про супергероев. Набор персонажей очень разнообразный, уровень страданий высокий, динамика высокая, весь сюжет укладывается в 24 часа. 4. Jokers - про относительно классических махосёдзь, и попытку прорваться из огромной лаборатории, с куда более многочисленным врагом. Лёгкий закос под хоррор-фильмы. По мне так хуже 3 арки, но тоже неплохо.
На данный момент переведены 4.5 арки. Пятая ещё в переводе, спасибо сумасшедшему переводчику, который перевод с упорством и стремлением настоящей девочки-волшебницы. И по итогам серии, можно уверенно сказать, что основным источником вдохновения была не какая-то там Мадока, а JoJo's Bizarre Adventure, только с девочками-волшебницами. И если вам интересны милые девочки в сложных ситуациях на грани жизни и смерти, страдающие, умирающие и пытающиеся превозмогать в сеттинге где нет никакого внешнего зла, а есть лишь интересы отдельных личностей и группировок, то милости просим. Ах да, юри в серии практически нет, разве что в первой арке. Обыкновенной романтики нет также, зато уйма разновидностей дружбы между девочками, чаще всего трагичной.
|