Восточный Эдем. Король Эдема. Название замысловатое, со скрытым смыслом. Фон актуальный, со смыслом. Герои – обычные, чтобы не затемняли смысл. Сюжет – запутанный, со смыслом. Музыка – приятная, со смыслом и без. Анимация – качественная, без особого смысла. Сейю – старались. Судя по отзывам на заморских блогах, ни первый фильм, тот, который Король Эдема, ни второй – Потерянный Рай – особого впечатления не произвел. Как обычно, сработал синдром завышенных ожиданий на пустом месте. Хотя, чего греха таить, меня тоже фильм первый не порадовал, а спойлеры-описание на второй так и вовсе разочаровали. Но, тем не менее, фильм есть прямое продолжение сериала, не лучше, и не хуже – со всеми косяками и идеями. Может быть дело в том, что фильм – слишком социальный, а наше прогрессивное время, когда канал это тоже сообщение, канал был выбран не тот? О темах статуса безработных и терроризме как они есть, не рассказывают в аниме-анимации, методе, предназначенном, в первую очередь, для развлечения. А, если для кого-то, как, например, для меня, развлечение – искать в аниме скрытый (иногда) смысл, то, это только мои (или кого-то) личные проблемы. Следует сказать, имхо, разумеется, что фон сюжета – давний диссонанс между бесславной историей Японии новейшего времени, бурным экономическим ростом и желанием сделать так, как чтобы экономика и история между собой сочетались. А то – американизм вкупе с национализмом некоторым японцам, таким, как №1, взрывают мозг. Так вот, о суперфлет-смыслах: Смысл первый: терроризм и последствия терроризма. Тема, обыгранная в аниме больше фа/енте/азийно (в Гиассе, или тетради) здесь представлена если не реально, то максимально к реальности приближенно. Решение проблем в масштабах страны путем сбрасывания на нее реальных ракет и использование реальных жертв в качестве начального этапа для возрождения «той самой «страны из легенд»» - достойная цель для националиста. А упоминание Граунд Зеро и включение Америки в фон (о, ужас! ) совершенно не случайны и должны служить своеобразной лакмусовой бумажкой для зрителя. Последствия не слишком заметны (ну, кроме параноидального желания все и вся защитить методом паноптизма), но слишком значимы (у Гибсона, например, в Распознавании образов или в Стране призраков). Раздолбайского вида самаритянин, желающий, кроме всего прочего, «надрать задницу тому, кто это затеял», совершенно естественная жизненная позиция, надо сказать, в эту схему не вписывается, но, будем считать Такидзаву фантастическим допущением и смысла придавать его явной несерьезности не будем – ирония, что поделать. Смысл второй: НИИТы. В НИИТах, как говорит товарищ Панцу (кстати, сейю озвучивал еще и небезызвестного Мадараме, что, естественно, должно символизировать), и по совместительству идеальный НИИТ в вакууме – двигатель прогресса. Потому как только они, изгои, и потому, получившие кастовое место в современном обществе саларименов ближе к инновациям и желаниям инноваций. Только они владеют секретом изменения неугодной, неправильной реальности: доказательство тому, японский вариант Google eyes, названный Восточным Эдемом. Тем не менее, даже они, несомненные титаны мысли и теории ничего не могут без человека-действия, и оказываются не совсем понятным мозговым балластом в фильме – ладно, и это будет ирония. Смысл третий: AIR King и СМИ. СМИ – нормальное средство конструирования реальности, а соответственно, и власти, это очевидно, впрочем, как и все вышесказанное. Смысл четвертый: игра. Игра тут выступает способом изменения реальности, все банально. Смысл пятый, не обязательный, имеющий статус обязательной морали: самореализация (в противовес социальной бесполезности). Теперь о бессмыслах, особой роли не играющих, но создающих атмосферу: любовь к фильмам – сказочность, шпионскость, романтичность и эпик (в виде многоликой Джуиз как Deus Ex и швыряния ракетами туда-сюда), наличие феи-крестной (шикарная женщина – это мое впечатление), отсылки к Сэлинджеру, карусель, амнезия во второй раз, очаровательная Саки - НИИТ, страдающий синдромом хатаракимена (мне, если честно, не ясно, почему она, разработавшая дизайн Эдема, считает себя бесполезной), злой сталкер, хитрый мажор, националист и Осуги, чужой среди своих. Вот, в общем, так и было. Я Хигаши но Эден люблю: он необычный, оптимистичный, но бессмысленный, из-за наваленных в кучу смыслов недетского формата. После окончания сериала я надеялась, что в итоге появится сюжет, и затмит, наконец, фон, и свяжет все нити воедино. Но, сюжет так и не начался, нитей появилось больше и ничем, кроме как современным искусством это теперь не назвать – 8/10 просто за продолжение: мы, современные люди, любим сериальность.
|