13-летняя Мирай Онодзава переживает типичный кризис подросткового возраста. Мучительный поиск своего «я», своего места в мире, явное или надуманное непонимание родителей и окружающих – все это заставляет девочку переживать и огрызаться, поверяя тайные мысли, правда, не дневнику, а собственному мобильнику. Да и поездка в самый летний зной с младшим братишкой Юки на выставку роботов вовсе не улучшает ей настроение. Но прогулка по искусственному острову Одайба оборачивается кошмаром – на округ Канто обрушивается землетрясение невиданной силы.
Падает Токийская башня, рушится Радужный мост, разгул стихии разделяет брата с сестрой. Теперь в наступившем царстве смерти и хаоса им предстоит найти друг друга и вместе с молодой женщиной Мари Кусакабэ выбраться из кошмара и достичь родного дома. А нам их героическая одиссея должна в очередной раз показать, что сильнее – слепая стихия или человеческий дух?
Tokyo Magnitude 8.0 следует в рамках Noitamina за ТВ-сериалом Higashi no Eden, о чём было объявлено в марте 2009 года на ежегодной Токийской международной ярмарке аниме (Tokyo International Anime Fair). В павильоне студии Fuji TV на ярмарке вместе сфотографировались (справа налево): Масаки Татибана (режиссёр Tokyo Magnitude 8.0), Кэндзи Камияма (режиссёр Higashi no Eden) и присутствовавший в качестве почётного гостя Мамору Осии.
SpikeSpigel | отзывов: 72, их сочли полезными 1166 раз
2010.03.01
Так сложилось, что за последние пару месяцев Токийское Восьмибальное стало третьей работой, просмотренной мной, от студии Bones. Если от The Daughter of Twenty Faces я ожидал интригующего детектива, а получил очередное безликое школьное приключение, в Darker Than Black:2 надеялся увидеть достойное продолжение первого сезона, а получил жалкую халтуру, то от Tokyo Magnitude 8.0 я ждал серьезной драмы, и, чуть забегая вперед, мои ожидания наконец-то оправдались.
Удивительно, но факт, что сюжеты-катастрофы – это достаточно редкое явление в аниме. Есть, конечно, фантастические истории про апокалипсис в отдаленном будущем а-ля Евангелион, но вот истории реалистичные, находящиеся в «настоящем времени» и связанные с природными катаклизмами, японские аниматоры почему-то обходят стороной. В этом плане Токийское с первых же кадров делает заявку на что-то свежее и незамыленное, однако, японцы все же не изменяют себе и на сей раз: эта история вовсе не о всеразрушающем землетрясении, точнее она не только об этом. Впрочем, давайте по порядку.
Жила-была в шумном городе Токио юная девочка-подросток Мираи, которую грузили всякими обязанностями и обязательствами все вокруг: с утра сходи в школу, потом забери младшего брата, потом уберись в комнате, потом приготовь ужин, а потом начинай все сначала. Разумеется, девочке все это не слишком нравилось – она ворчала, злилась, замыкалась в себе и мечтала лишь о том, чтобы все назойливые людишки вокруг взяли и… сдохли. И вот, в один прекрасный солнечный день её желание почти осуществилось, когда на город обрушилась природная кара, уничтожающая все на своем пути. Волею кривой улыбки судьбы на этом самом пути оказалась и наша юная героиня вместе со своим маленьким братцем.
Сразу стоит отметить вот что: тех, кто ждет от Tokyo Magnitude адреналинового action`а о беспрецедентной борьбе героев с непреодолимой и безудержной силой стихии, спешу разочаровать - внешнее проявление здешней катастрофы не особо впечатляет. Наивно было бы ожидать, что "аниме-катастрофа" будет походить на более привычные нам американские "фильмы-катастрофы", потому что на западе во главу ставятся зрелищность и стремление произвести помпезное впечатление от масштабов разрушения мира материального, а на востоке, в Японии в первую очередь стремятся показать разрушения духовные, эмоции и покалеченные судьбы простых людей. В этом принципиальное отличие. Нет, здесь, конечно, будут эпизоды с обрушающимися зданиями, взрывающимися мостами, даже знаменитая Токийская Башня тут рухнет, но, по сути, все это будет далеко на втором плане. Для катастрофы здесь слишком спокойная атмосфера – нет сумасшествия, безумия, агрессии между людьми. По все тем же причинам местами сериалу не хватает эмоциональности, накала и взвинченности. Тем не менее, за исключением пары-тройки серий аниме смотрится на приличном уровне. Что же касается реалистичности, то, пожалуй, особых ляпов действительно нет. Главенствующая заслуга в этом принадлежит добротной, по-настоящему глубокой проработке характеров основных действующих персонажей.
Начиная с самой завязки, радует то, что никто не ведет себя здесь как супергерой, никто не пытается быть вселенским спасителем, и никто не насилует громкими пафосными речами. Словом, люди ведут себя естественно, им свойственны страх перед неизвестностью, переживания за судьбы близких и вера в благополучный исход. По мере развития сюжета за героев начинаешь переживать, хочешь, чтобы с ними все было в итоге хорошо. В Tokyo Magnitude крайне мало фальши и надуманности, а это одно из важнейших достоинств любой драмы. Можно, конечно, ставить под сомнение, насколько глубоко авторам удалось передать все чувства и переживания героев, насколько удалось поддерживать высокий градус эмоций на протяжении всего сериала (на мой взгляд, как раз с этим здесь самые явные проблемы). Но то, что создатели пытались сделать сюжет эмоционально насыщенным – вот в этом сомневаться не приходится.
Образы всех трех главных действующих лиц получились живыми и несущими свой посыл. Мари, символизирующая собой взаимовыручку и сострадание к совершенно чужим людям, является неким идеалом того, как должен вести себя взрослый человек в подобных ситуациях. Маленький Юки, значимость роли которого раскрывается лишь в концовке сериала, становится ярким солнечным зайчиком, разрежающим напряженную обстановку. Ну и, разумеется, центральная героиня – Мираи. Характер девочки, на мой взгляд, оказался проработан и раскрыт очень хорошо. Показаны её эмоции, закрытость, из-за которой она кажется такой холодной, хотя на самом деле остается еще маленьким ребенком, которого одолевает страх и непонимание окружающего мира. Важно еще и то, что по ходу сериала образ Мираи меняется, оставляя в прошлом её эгоизм и капризы. Здорово переданы чувства брата и сестры, которые то накаляются, то остывают. Чем-то Мираи напомнила образ Тихиро из Унесенные Призраками, а это сравнение говорит само за себя.
Пару слов стоит уделить оформлению. В очень любопытном стиле выполнены вступительные и заключительные заставки, жаль, что в подобном ключе не нарисованы сами серии. В целом же, Tokyo Magnitude выполнено на достойном техническом уровне: графика и анимация довольно просты, но смотрятся вполне себе ничего. Музыкальный фон сам по себе не выделяется, но атмосферу дополняет и ей соответствует.
И наконец, мы подошли к самому главному. Ровно до финальных эпизодов о Токийском Восьмибальном складывалось впечатление, что да – оно сделано хорошо, но ничего сверх этого не показывает. Действие шло ровно, действие шло к предсказуемой положительной развязке… и тут, как гром средь ясного неба, наступила концовка, если не сказать, конец. С первых же серий у меня возникли аналогии Tokyo Magnitude с Grave of the Fireflies: параллели можно проводить и на уровне детей-героев и по самому сюжету. Главное отличие этих работ проявлялось в том, что Токийскому было очень далеко по эмоциональности до раздирающей сердце драмы Могилы Светлячков. Однако все эмоции, которых недоставало по ходу просмотра, обрушились лавиной в последних эпизодах. Вся драма, вся боль описываемой трагедии в итоге сошлись в одной точке - трагедии отдельно взятой семьи. Концовка ошеломляющая и обескураживающая. Не знаю, как на Вас, но на меня этот финал произвел очень сильное впечатление, поскольку по развитию сюжета все шло к тому, что закончится история хорошо (и это, вправду было бы хорошо, пусть и предсказуемо), а тут такое...
Нет, господа, это аниме не о землетрясении, это аниме о сострадании, об участии в чужом горе и, конечно же, о потере. Здесь нет лишних слов, неуместных слез и соплей. Это подкупает, работа обладает своим внутренним миром, несет важные идеи, о которых порой забывают так легко. И, разумеется, валидольная концовка. Нет, она не становится каким-то откровением, не становится чем-то невиданным, но она оказывается важной чертой, подводящей итог всей истории и заставляющей запомнить Tokyo Magnitude на долгую память. Все мы в итоге становимся взрослее и переосмысливаем многие вещи, но порой за это приходится платить слишком высокую цену.
«Where did I go wrong, I lost a friend Somewhere along in the bitterness And I would have stayed up with you all night Had I known how to save a life»
+45
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ Жара. Самое начало летних каникул. Благословенное время, когда экзамены уже позади, новый учебный год ой как нескоро, и лето кажется бесконечно длинным и заманчиво-теплым…
Но только не подростку, который терзается типичным «переходновозрастным» комплексом: «меня никто не понимает и никому я не нужен».
Родители работают и и никаких увлекательных поездок и походов на каникулах не предвидится. Мама купила на предстоящий день рождения теругольные пирожные вместо круглого торта. Просто попал в нелепую или курьезную ситуацию... Мало ли наберется поводов для плохого настроения и подобных мыслей? Да целая куча и, пожалуй, даже две.
С точки зрения взрослого человека (и то не всякого, ибо переходный возраст у иных затягивается на целую жизнь) такие проблемы кажутся забавными, если не откровенно глупыми. Но для ребенка, не сталкивавшегося еще с чем-то гораздо более серьезным, они весьма дискомфортны. И он (в контексте данного аниме - она) никак не поймет, как младший братишка может так беззаботно радоваться жизни, мечтать о выставке роботов, рисовать маме подарок и растить купленный отцом каштан. Между тем, Мираи не замечает, что, твердя про себя «не буду такой, как взрослые! », уже примеряет строгую маску, которая в будущем грозит прикрепиться к лицу навсегда.
Мелкие заботы Онодзавы, злобная обида на весь мир на почве внутренних противоречий – все это вмиг становится неважным, когда Канто оказывается во власти сильнейшего землетрясения.
«Где мой брат?» Только за одну эту мысль Мираи, вцепившаяся в перила оседающего балкона, достойна похвалы. Человеку свойственно в опасный момент думать о себе – как всякому животному. Но также ему свойственно в опасный момент беспокоиться о своих близких – как всякому Человеку.
И тут уже практически не удивляет, что девочка без особых раздумий бросается на поиски брата, не удивляет, что Кусакабэ Мари, оставившая дома 4летнюю дочку, берет спасшихся детей под свое крыло – это Человечность, и в угрожающих жизни ситуациях она проявляется куда острее и четче, чем в мирное время… Как, впрочем, и эгоистичность.
В изменившемся мире начинает меняться и Мираи. Смерть, не подбираясь пока слишком близко, дышит в спину, трогает за пальцы, отражается в глазах безумно тревожащейся за дочь Мари. Мираи, как губка, впитывает в себя чужое несчастье и плачет как ребенок, постепенно становясь по-настоящему взрослой.
Путешествие займет 3-4 дня, к его концу Мираи осознает-таки одну-единственную горькую правду… Но жизнь будет идти своим чередом, закончится лето, Хине-тян исполнится 5 лет, а Мираи снова отправится в школу. И она будет двигаться вперед, дальше и дальше, несмотря на то, что идти в неизвестное будущее всегда немного страшно.
+30
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Xirurg | отзывов: 312, их сочли полезными 2680 раз
2010.04.28
«Крушение веры в завтрашний день – пожалуй, самое страшное в угрозе стихийного бедствия».
(из ненаписанной книги: «Основы выживания нации в условиях персональной трагедии одной единственной семьи).
Как-то не складывалось у компании «Bones» с неформатными сериалами. Вечно они оказывались, впрочем, не без веских на то оснований, мало обласканы зрительской любовью. И «Планета Короля Зверей» с качеством рисовки гораздо выше среднего, и «Человек-череп» остались быть где-то пятым с краю в групповом снимке многодетной семьи. А второй сезон «Темнее черного» вышел самым спорным проектом 2009/2010 года.
Отчасти эта самая неформатность и играла с вышеуказанными работами злую шутку. Где-то не докрутили сценаристы, отчасти переиграли статисты. Да и по «Токийскому 8-ми балльному» хорошо заметно, что порой лучше меньше, но лучше, а излишние серии как не урезай – все равно изыскиваются.
Тема, выбранная создателями «Bones», то есть вторжение сокрушительных сил стихий в судьбы людей – следует признать, не особо растиражирована в японской анимации. Вот фильмов о нависшей угрозе существования хватает, и постапокалиптика тоже исхожена тысячами истоптанных троп.
Однако сам процесс превращения обыденной (т.е. скучной, для типичной девочки переходного возраста Мираи, с ее характерными проблемами и проблемками свой среднестатистической семьи) -жизни в драму потерь и сердечной боли, как тут ни крути, исследован и экранизирован ничтожно мало.
Особо следует отметить, опуская излишние в данном случае каламбуры о фильмах-катастрофах, о том, что японские аниматоры пошли своим азиатским путем иллюстраций последствий грандиозного разлома, не столько даже тектонических плит, но характеров персонажей своего произведения. Создатели, без мудрствования лукового, показали в своих героях и эволюцию, и прогресс взглядов на этот, порой такой нестабильный, окружающий мир. Экстремальные условия землетрясения заставляют быстро повзрослеть и отказаться от ребяческой безответственности, и заодно стремлений перенести вину за выпадающие трудности на ближнего своего.
Рушатся в ««Токийском» не только торговые центры, мосты и знаменитая Телебашня. Во время разгула стихий тяжкие испытания выпадают на крепость семьи, своего дома и всего остального, что делает из-за дня в день привычным окружение и среду обитания - в поле борьбы за выживание. Превращает школьные спортзалы во временные морги, а причалы паромов в место для манифестации людских инстинктов, далеко не всегда только гуманных.
Потому-то никаких эффектных пролетов самолетов сквозь рушащиеся небоскребы навстречу взрывающимся электричкам не будет. И порой изображение сейсмических толчков сведется к древнему со времен немого кино, немудреному операторскому приему – колебанию камеры.
Примерно до шестой серии качество рисунка и анимации в сериале оставляет желать много лучшего, и это от проекта «Bones». А шагающие на заднем фоне трехмерные фигурки будут выглядеть как роскошь - на фоне общей кривизны и примитивизма в обрисовке.
Благо, в дальнейшем, продюсеры все-таки раскошелились, и экономия на всем станет скуднее, а анимация все же куда богаче. Пусть мимика героев, на протяжении всех серий, оставалась анатомически малодостоверной, а движения их тел - подчас трудно выполнимыми. Зато в качестве компенсации, в сериале хватает мизансцен, которые в своей убойной простоте заставляют на минуту нажать на «Stop». И после глубоко задуматься так насколько же бывает обескураживающим горе, и даже теоретически, смерть твоих близких и родных.
Завязка сериала проста как рисунок первоклашки, и так же обезоруживающе доходчива. Мираи Онодзава и ее маленькому брату Юки, приходится столкнуться с хрупкостью представлений о надежности и неизменности «серых будней». Истинной ценой летних экскурсий, и круглых тортов на днях рождениях у их вечно загруженных и затюканных работой родителей.
«Токийское восьмибалльное» - вовсе не героическая одиссея, герои просто пытаются выжить и вернуться домой. Даже если при этом они помогают кому-нибудь, показной идеализации и наносного пафоса в сериале, к счастью нет.
Сериал вовсе не «роуд-муви», и не познавательный квест. Кто-то: спасатели, врачи и пожарные выполняют свою работу, без суеты и митингов волонтеры раздают рамэн и одноразовые туалеты, а незнакомая женщина помогает детям не сгинуть в хаосе и давке. Сделать образ Мари Кусакавы живым и ненадуманным, несомненно, большая заслуга аниматоров, ярко положительные персонажи редко когда драматургически выглядят хоть сколько-нибудь жизнеспособными.
Детям достаточно быть детьми (пока у них еще время капризничать и дуться на самих себя), и задавать вопросы, на которые порой почти невозможно точно ответить. Со взрослых спросится больше, ведь надо, до самого конца, поддерживать как не было бы больно и трудно, живительный огонек веры в лучшее. Не дать зачахнуть очагу уюта для тех, кого вызвался оберегать и надеяться, что мимо твоих собственных детей, попавших в беду, так же кто-нибудь не пройдет мимо.
Незамысловатость странствий детей, со своими походными трудностями, грустными открытиями и печальными откровениями, достижениями и преодолениями, себя, своей душевной неподготовленности и телесной усталости – изображенное в сериале не требует иных чувств от зрителя, кроме как участия и сострадания.
Можно, конечно, было сделать и накал страстей в течение ряда серий гораздо более взвинченным, и безумия страха, глубину пропасти отчаянье безмерным, показать и животный ужас паники, мародеров и прочие непотребства. И придраться к маршруту возвращения и географии разрушений. Но смогло ли бы после этого так больно ударить по сердцу то, к чему пришли герои сериала, вопрос весьма неоднозначный. На что нам, зрителям создатели не раз и не два намекали, но мы, как и герои, не могли перестать надеяться.
Быть может благодаря таким людям как Мари, и старичку, раздающему минералку, Япония, да и весь остальной мир не потеряет все человеческое, что было накоплено с момента изобретения колеса до часа изготовления спасательных роботов, способных одной клешней поднять 2 тонны веса.
+13
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше. Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура