Мне трудно объективно оценивать эту вещь -- слишком сильна ностальгия по детству, когда довелось с ней познакомиться. Этот фильм фактически "подсадил" меня на аниме, внушил представление, что в японских мультиках сокрыто некое тайное знание о жизни, которого не дано советским и американским. Мне было что-то около десяти лет...
Теперь, после более подробного знакомства с данным видом искусства, этот мульт кажется более "советским" и более "американским", чем другие его соотечественники.
Что характерно: "Жар-птица" на год моложе "Галактического Экспресса" Мацумото, но выглядит на целое поколение старше. (Как -- еще старше?! Да, бывает и такое) В ней видны как будто непереваренные куски чужих культур, заимствованные, но еще не вполне переосмысленные на основе собственной. Уж не знаю, что послужило Тэдзуке "тремя источниками", но три составные части прослеживаются отчетливо: "советские" здесь рисовка и музыка, "американские" -- дизайн второстепенных персонажей, шуточки и музыкальные номера, чисто японские -- сюжет и идеи.
Графика очень примечательна -- такого твердого, академически правильного рисунка я не видела в аниме больше нигде. Современная графика (тот же Хироюки Окиура) может быть очень реалистичной, но видно, что к этому реализму приходили совсем другими путями. Здесь не очень большая детализация, но благодаря идеально точному следованию анатомии (разве что глаза чуть крупнее нормального размера) и очень реалистичной передаче движений человеческое тело выглядит живым и плотным даже при чисто двухмерной рисовке. Такой подход характерен не для аниме 70-80х годов, а для советской анимации 50-60х. Примерно так же поступили с пространством: "дешевая" прорисовка фона компенсируется "дорогими" операторскими приемами. Камера движется, меняет угол, и всякий раз перспектива честно перерисовывается.
Квазиклассический саундтрек -- другая причина впечатления "советскости", которое производит этот фильм. (Третья причина -- легкий привкус социального пафоса, который примешивается к традиционному экологическому -- но это уже менее заметно)
Американское влияние проявляется в образах второстепенных персонажей. Классические зверушки, классический злой инструктор как будто перекочевали из полнометражек Диснея. Они выглядят так и так себя ведут. А диснеевский стиль опять-таки оформился намного давнее -- в 40-50е годы.
Узнаваемость этих традиционных стилей при очевидно нетрадиционном их применении делают фильм если не шедевральным, то уж оригинальным во всяком случае. Будучи истинно японским по содержанию (мрачное видение будщего, острый драматизм, конфликт сложнее, чем просто "плохие против хороших") он оказывается далеко отстоящим по форме от других аниме.
Что сказать о смысловой части? Что ж, в далекие времена, когда аниме-фильмы расцветали, как розы в снежной пустыне, и апокалиптическая тематика еще не успела всех задолбать, оно было вполне на уровне (и на меня маленькую произвело поистине ошеломляющее впечатление). Как его воспримет современный зритель с хорошим аниме-стажем, я не могу представить. Самым лучшим фильмом в жанре "экологическая эсхатология" бесспорно является "Навзикая" Миядзаки, но "Жар-Птица" представляет некоторый интерес даже на ее фоне.
Она представляет интерес уже благодаря своей нестандартной стилистике, а также просто как произведение далекой эпохи, выдержавшее проверку временем.
+12
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Мрачное будущее с принудительно-клановой специализацией. Нехватка энергии и попытки добыть ее различными авантюрными способами. Сюжет начинается с того, что пилота отправляют на задание по поиску источника этой энергии. Очень насыщенный фильм, редко сейчас такое встретишь, постоянно какие-то действия и это на протяжении 2-х часов... графика, детализация. В начале смотришь и думаешь ничего особенного, но потом понимаешь, что ошибался. С душой делали. Уникальный "аналоговый" футуристический и аниме стиль этого времени (~80 года), плюс еще тэдзуковский. Ну и конечно андроид Ольга, а для женской половины Годо. С одной стороны фильм заточен на детскую аудиторию (тогда аниме было близко к мультикам, а мультики для детей), красивая сказочная жар-птица.. а вот если посмотреть взрослым замутненным взглядом, то проглядывается бодрящая пикантность. Любовь и драма. Тяжелый осадок. Заставляет задуматься, в правильном ли направлении движется человечество. 10 баллов.
+3
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Chibigami | отзывов: 74, их сочли полезными 121 раз
2012.03.12
Начало - просто сногсшибательное - ну, думаешь, если это только начало, то от того что последует будешь в полном осадке. Ан-нет. Всё "это" далее сваливается в излишнюю и совершенно нелогичную детскость, при этом весьма нещадно смешиваемую не только со взрослостью, но даже с грубостью и почти жестью. И вот ещё парадокс: вначале (до момента первого звучания речи), явно легкий и весёлый детский дух повествования, некоторые, вроде бы, несерьёзные эпизоды и мизансцены, тем не менее, ни на минуту не заставляют усомниться в серьёзности и весомости происходящего, а когда оно резко переходит на уже, якобы, совершенно, и даже предельно, серьёзные рельсы - практически, всерьёз уже не воспринимается. Имеют место, конечно, несомненно достойные, морально-нравственные примеры и психологические откровения, но общая смесь вызывает, как бы это сказать, некоторое, законное, и весьма, таки, весомое недоумение. Пример нелогичности очень просто привести: никто не задумывался, кто же это создал Ольгу, кто это так её запрограммировал (действительно, всего лишь робота-няньку), как живую настоящую девушку, с ревностью и прочим (при этом, плакать - не научил), я уже не говорю, что в её поведении (читай программе) просматриваются, явно, самые что ни на есть высшие уровни человеческих оценок и проявлений. А у руля цивилизации, при всём, при этом, какие-то недалёкие дебилы. И таких моментов там не один. Подобные тенденции в дальнейшем будут явно проявляться и в последующих работах Осаму Тедзуки. Вероятно, это был, некий, его личный стиль, непонятно зачем выбранный и упорно продвигаемый. Пример, если желаете - "Wonder Beat Scramble".
+1
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше. Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура