Второй сезон полностью наследует первому: Такаси Нацумэ по-прежнему живет в доме семьи Фудзивара, по-прежнему видит духов и по-прежнему оберегаем Нянко-сэнсеем. Сменяются сезоны, новые и новые призраки обращаются к нему за своими плененными именами или за той помощью, которую юный духовидец способен оказать ёкаям или уездным божкам.
Кто-то до меня сказал, что «Тетрадь Дружбы», особенно второй сезон - творение бога аниме, а не рук человеческих. И, правда, сложно представить, что нечто, столь наполненное душой и теплом, столь выразительное и затрагивающее самые тонкие струнки в сердце – это произведение даже не одного человека, а группы людей. Такое нужно бережно выращивать в глубине своей души, любя чисто и искренне каждый росток, прежде чем делиться с другими. И это вот внутреннее ощущение, дивное переплетение чувств и мыслей нужно ещё верно выразить, облечь в форму, чтобы донести до остальных, не расплескав ни капли из того, что на самом деле можно передать лишь магическим образом – телепатией, эмпатией, вложив сразу из души в душу, минуя органы чувств и предубеждения разума. Наверное, «Тетрадь Дружбы», которой это удаётся – действительно божественное творение. И даже не бога аниме – если он существует, то думает зачастую о всякой ерунде, - нет, того самого главного Создателя, который вдыхает жизнь и душу в вещи и тела, дарит всех любовью, не различая агнцев и тигров, ёкаев и людей, утешает в боли и утишает испепеляющие страсти, от которых остаётся в сердце лишь выжженная пустыня. Если этот всепрощающий и любящий Бог есть, то именно он создал «Тетрадь Дружбы» вместе со всеми её обитателями, наделил каждого жизнью и чувствами, и сполна дал им того, что есть в человеческом мире – тепла и отсутствия тепла, добра и отсутствия добра, любви и отсутствия любви. Можно пересказать сюжет этого аниме, но в этом нет смысла. Как передать словами чувства, которые оно вызывает? Светлая грусть и прозрачная, как осенний день, печаль. Ощущение, что кто-то есть рядом с тобой, на расстоянии тепла, так что ты можешь чувствовать его, если избавишься от коры цинизма, - и холодное, светло-серого цвета одиночество. Неумолимое течение времени, которое меняет улыбку счастья на улыбку сквозь слёзы. Краткий, мучительный миг расставания, когда дыхание, кажется, замерло в твоей грудной клетке и следом больше не будет ничего, - и долгие дни с кем-то, с кем ты расстанешься, и неотвратимость этого конца придаёт вкус горечи твоей радости, но, в то же время, делает её по-особенному значительной, как последние секунды перед увяданием цветка, когда он испускает самый сильный аромат. За расставанием что-то будет ещё для обоих – новое горе и новое счастье, но больше никогда они не соприкоснутся, и не сойдутся их пути, и все совместно пережитые счастливые минуты станут прошлым, но останутся в воспоминаниях. Есть те, чьи жизненные дороги так тесно сплетены с твоей, что кажется – это навечно. Ничего вечного нет, но всё равно, чувство, что ты не одинок, и есть кто-то рядом с тобой – драгоценно. Иногда оно настолько привычно, что перестаёшь замечать, какое тебе выпало счастье – быть с кем-то вместе, а не влачить жалкое существование одиночки с холодной пустотой внутри и снаружи. И только лишившись его в силу каких-то причин, либо чувствуя, как Натсуме, постоянную угрозу утраты, начинаешь ценить его по-настоящему, быть благодарным, а не принимать как должное, и полностью отдаваться времени, прожитому без одиночества. Сам Натсуме – настоящий, хороший человек, без тех перегибов, которые заставляют нас чувствовать искусственность и испытывать отвращение к подобному персонажу. Он чувствителен без слезливости, раним без слабохарактерности, добросердечен без сахарности, самопожертвенен без фанатизма, отзывчив без самоотречения, наивен без глупости, думает равным образом о себе и о других, упрям, когда дело доходит до принципов, и делает то, что считает правильным, даже если страшно. Он скорее человек переживаний, чем человек действия, но в минуты опасности действует в соответствии с обстоятельствами, не устраивая паники и показательных самокопаний. Натсуме грустит, но не ноет, а если так уж выходит, что придётся избавить мир от духа, который потерял всю совесть – избавит без излишней жалости, которая могла бы поставить в опасность дорогих ему людей и существ. Зато в случае, когда ёкай или другое создание наделён способностью чувствовать и переживать, Натсуме поможет ему, даже если это будет грозить проблемами. Он не может просто равнодушно пройти мимо и забыть. Даже если путь, выбранный им, будет тяжел и полон потерь. Всё равно, это хороший путь. Ведь на нём – встречи и попутчики, которые могут стать друзьями, а потом расставания – и новые встречи. Печаль и радость переплетаются на этом пути так, что одно становится невозможным без другого. Но пока кто-то есть рядом – всё будет хорошо. Обязательно. «Тетрадь дружбы» ближе всего к сказке, и даже не к той, которая с «намёком – добрым молодцам уроком», а к такой, которая своей целью имеет поделиться волшебством и душевным теплом с теми, кто готов принять. Милая, трогательная, нежная, светлая и грустная сказка. Наверное, я истории из неё буду рассказывать своим детям на ночь. Но кто сказал, что добрые сказки нужны только детям?
+60
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Nausica | отзывов: 142, их сочли полезными 1876 раз
2009.10.25
Поразительное всё-таки аниме «Тетрадь дружбы Нацуме». Во всём словно удивительно знакомое с давних пор— и в то же время качественно от всего отличается.
Из самых очевидных аналогий, казалось бы, напрашивается «Мастер Муси», особенно первая серия. Тоже паренёк, видящий то, что не положено, тоже покойная и поэтому вечно юная в воспоминаниях бабушка, чернильные иероглифы, летающие в воздухе. Но на первой серии всё очарование «Мастера Муси» для меня и закончилось, дальше начались серийные эксперименты над зрительским мозгом, которые, имхо, выдержать может далеко не всякий. От обыденного тона повествования о жутких вещах — дрожь по коже. Но зато «Тетрадь дружбы» - совсем другое дело. С духами там, как бы некоторые из них поначалу ни бушевали и ни крушили всё вокруг, по крайней мере, можно разговаривать — а раз так, то, скорее всего, и договориться.
Помимо всех прочих достоинств, приключения Нацуме Такаси и тех, с кем ему довелось встретиться — настоящее пиршество для зрительских глаз. Когда герои заходят в лес или оказываются на берегу речки, а солнечный свет просеивается через кружево густой листвы или мелкими слепящими бликами пляшет на водной глади, кажется, что всё происходит внутри невероятно огромного драгоценного камня, переливающегося всеми оттенками изумруда, янтаря и лазури. Да и сам сериал — драгоценность, которую можно долго разглядывать со всех сторон, и каждый раз свет по-новому будет играть на её гранях. Всё здесь исполнено тонко, даже утончённо. И по форме, и по содержанию. Тонкие прядки волос, тонко выписана каждая травинка на лугу... тонкие, тончайшие, тоньше невидимой паутинки чувства героев.
Можно видеть в этом произведении живые иллюстрации ко всяким серьёзным этнографическим и культурологическим трудам и трактатам, типа «Золотой ветви» Фрезера, в которых долго и дотошно исследуют происхождение и разнообразие мифологических образов, древних обрядов и поверий. Имена, владея которыми, можно повелевать духами, навевают ассоциации с «Волшебником Земноморья» Урсулы ле Гуин. Ценители же чужеземного фольклора могут просто, не мудрствуя лукаво, добавлять в свою копилку всё новых и новых членов японского пантеона богов и духов — длинноносых леших, русалок, чья кровь дарует вечную молодость, да и мало ли кого ещё...
Можно проникнуться ностальгией по тем временам, когда люди ещё не обособлялись, не вычленяли себя из природы, резко противопоставляя себя ей, когда одушевлёнными им казались могущественные стихии, и чуть ли не за каждым деревом, в каждом водоёме им удавалось углядеть сверхъестественного хранителя. Можно, наоборот, перед этими доисторическими, первобытными временами почувствовать страх и неприятие. А лучше всего, наверное, признать возможность сосуществования, симбиоза прежнего и нынешнего, пусть хотя бы в человеческом воображении, в искусстве и культуре.
Вот Нацуме — ему не приходиться отказываться ни от комфорта человеческого жилья, расположенного в живописной пасторальной местности, ни от того, чтобы становиться свидетелем или же прямым участником подчас грустноватых, подчас пугающих, но ещё чаще поэтичных и трогательных историй. В «Унесённых призраками» чтобы попасть в мир духов, нужно было пересечь некий рубеж. В «Тетради дружбы Нацуме» нет чёткой грани между миром материальным и незримым: какой-нибудь ёкай может запросто постучаться или влезть среди ночи в твоё окно.
Но Нацуме не просто живёт в двух разных мирах, он, как миядзакиевский Аситака из «Принцессы Мононоке», старается поддерживать между ними баланс, всех друг с другом мирить. И знаете, у этого непритязательного, скромного юноши с доброй улыбкой и задумчивыми глазами многое неплохо получается.
Вот уж кого бы точно не понял Ягами Лайт. Ведь тетрадь с именами сверхъестественных существ — это могущество, мощное оружие для тех, кто лелеял бы честолюбивые планы. Но Нацуме не таков. Когда он мог бы приказывать что-либо ёкаям с помощью тетради, он предпочитает просить. Он уже понимает: нельзя устранять кого-то без крайней необходимости, а это мудрость, до которой и в более зрелом возрасте не всякий додумается. Юношеским максимализмом и не пахнет. Да и бабушкина тетрадка, хоть за ней многие охотятся, вскоре перестаёт казаться мегакрутым артефактом, палочкой-выручалочкой на все случаи жизни. В стольких сериях ведь без неё обходятся. Нацуме помогают его ум, сердце, а то он пускает в ход против ёкаев и свои кулаки. И знаете, часто тоже действует.
Сам Натсуме с детства привык быть одиноким, изгоем, но может, именно поэтому он и может помочь тем, кто чем-то на него похож: сытый голодного не разумеет, а вот голодный голодного поймёт. Паренёк усвоил самое важное: если ты способен на привязанность, дружбу и любовь, то не суть важно, человек ты или аякаси. Очень цепляют рассказы о любви и симпатии духов, неважно, к другим ли духам или к людям. Истории Гена и Суи, Ясаки и Мии - яркие жемчужинки в искусно сплетённом ожерелье серий.
В первом сезоне нам вовсю улыбалось лучезарное лето — и немудрено, ведь «нацу» по-японски как раз «лето» и означает. Во втором же времена года сменяют друг друга: нас ждут и розовеющие сакуры, которые здесь совсем даже к месту и по сюжету, и по-рождественски огромные и пышные хлопья снега. А уж снежный кролик, видимо, угодил сюда прямиком из «Канона». Помните, какую большую роль там эти забавные фигурки играли в жизни Май, Наюки? Но когда кавайную зверюшку лепит парень, особенно такой, как Нацуме, это выглядит умилительно вдвойне. И если этот белоснежный зверёк потом, пусть на время, оживает... думаю, даже не имеет смыла объяснять, что в память это западёт надолго.
И, само собой разумеется, Няко-сенсей. Каких только кошек мы не видели, многие аниме можно было бы узнать просто по фигурирующим в них некам. Пройдёт ли пушистое создание сквозь всё аниме своими бесшумными лапками или отметится лишь в паре эпизодов, это сразу создаёт совершенно другую атмосферу. Не верите? Вспомните кота из «Разефона», который не мог похвастаться красотой, но своим присутствием уже разбавлял драматически-постапокалиптическую картину тамошнего мира. Или очаровательную Пиро из «Канона». Или сверхмилого котёнка из «Морской Невесты», или някающую мордочку из «Лаки Стар», или... В общем, я буду твёрдо стоять на своём: нека — визитная карточка мириада самых различных по стилистике произведений.
Но с таким экземпляром, как здесь, вы, держу пари, ещё не сталкивались. Пусть на самом деле это и не кот, а дух, пусть даже его «временная форма» больше напоминает два надувных шарика с привязанным к ним заячьим хвостиком. Какое это может иметь значение, если их с Нацуме дуэт — то, вокруг чего развёртывается такое множество удивительных происшествий? Острый язычок, скептицизм, самоуверенность и комичность Няко отлично контрастируют с одухотворённостью и отзывчивостью главного героя.
В разборках, перепалках толстопузого помощника Нацуме с очередными ёкаями, в его прожорливости и пристрастии к спиртному кроется львиная доля юмора , которым перемежается иначе неторопливое, медитативное и размеренное повествование. Нацуме относится к проделкам проказливого котищи то с досадой, то со снисходительностью, то безобидно подсмеиваясь, но один факт остаётся неизменен: они всё же друзья. Как бы Няко-сенсей от этого не открещивался и не уверял всех пламенно , что ему нужна только тетрадка, и вообще Нацуме он только и мечтает съесть. Всё равно он не обманет этим ни зрителей, ни Нацуме, ни самого себя.
И последнее. Мне ещё никогда не приходилось видеть, чтобы какой-то персонаж, по сюжету уже умерший и появляющийся только во флешбеках, так сильно влиял на впечатление от всего аниме. Смелая, боевая, решительная, не без добродушного лукавства Нацуме Рейко всё равно кажется одним из самых колоритных и живых персонажей. В общем, пропускать этот сериал не рекомендуется никому.
+34
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Вот Нацуме наконец-то понял, что хочет видеть этих странных существ. И понял он это во 2ом сезоне. Весь первый сезон он только думал о том: зачем , за что, почему… Ну, а теперь на него снизошло озарение. Но это и плюс данного сезона. Если бы мы опять 13 серий смотрели истории на тему: почему я их вижу и страдаю, то явно бы было скучно, нежели сейчас, после просмотра всех 13 серий, которые лично меня очень порадовали. Особенно меня порадовал эндинг.Это было первое хорошее впечатление, которое на меня произвел 2ой сезон. И видео ряд сделан хорошо и интересно, отражает суть всей этой истории. А музыка просто на отлично с плюсом подобрана. Тетрадь друзей Нацуме – сериал, который однозначно вызывает эмоции. Нельзя смотреть его и не переживать. Не все серии, конечно, являются таковыми. И это тоже должен быть плюс. Из первого сеозна во второй неизменно перекочевала тема одиночества. Она пронизывает весь первый сезон. И во втором имеет продолжение. Она касается и главного героя Такаши Нацуме. И главных *отрицательных* героев каждой серии. Все они одиноки и страдают патологической безмерной тоской по безобидному общению, а его отсутствие делает из безобидных призраков и монстриков чуть ли не маньяков-потрошителей. Ну как тут не прослезится, товарищи?)) А призраки, духи и т.п. в данном анимэ очень симпатично, мило и интересно нарисованы. Иногда по-детски даже. Но я рада, что это не изменилось с первого сезона. Т.к. хоть они и сказочны.Но всё-таки кровожадны и страшны. Я теперь буду очень надятся, что будет 3ий сезон. Что мы ещё увидем вечно задумчивого Нацумэ, прелестного Няко-сенсея и , конечно, красавицу Рейко. Это всё же тоже главный герой. И , может быть, мы наконец узнаем тайну её смерти, о чём намекалось в конце второго сезона.
+9
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше. Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура