Китаро – один из самых популярных анимационных персонажей в Японии. За последние пятьдесят лет о нем снято ряд фильмов и пять аниме-сериалов, общее число серий которых гораздо больше, чем у популярного в наших краях «Драгонболла». Ни один из этих сериалов не был переведен ни на английский, ни на русский языки.
Hakaba Kitaro или «Китаро с кладбища» - оригинальная манга, созданная Сигэру Мидзуки в далеких пятидесятых годах прошлого века. Мидзуки – один из самых известных и уважаемых знатоков японской культуры. Именно эта его работа «вернула» в общественное сознание послевоенной Японии такие подзабытые понятия, как youkai и mononoke, обозначавшие монстров, которые терроризировали крестьян в средневековой Японии. Таким образом, можно сказать, что современный кайдан был создан именно Сигэру Мидзуки. Китаро сделал его не менее популярным в Японии, чем Осаму Тэдзука или Хаяо Миядзаки. Существует музей Сигэру Мидзуки, а на его родине установлен памятник.
Большинство ранних экранизаций Hakaba Kitaro были ориентированы на детей дошкольного возраста, поэтому Китаро фигурировал в них в образе ребенка, сражающегося с монстрами и встающего на защиту людей. Все темные и кровавые моменты были убраны или смягчены. Было изменено даже название серии: GeGeGe no Kitaro.
Новая экранизация идет на канале Fuji TV в популярном блоке noitaminA и ориентирована исключительно на взрослую аудиторию. Toei Animation в 2008 году наконец возвратила истории оригинальное название Hakaba Kitaro. А сама экранизация пронизана духом старой манги пятидесятых годов, в которой Китаро заметно циничен и, оказывается, совсем не сопереживает людям. Помимо Китаро, такие метаморфозы претерпят и остальные герои сериала. Веселых беззаботных приключений уже не будет, а повествование сосредоточится на темной стороне главного героя.
Что интересно, в это же время утром на том же канале будет идти очередной ремейк детской версии Китаро. По задумке создателей, это позволит сделать из Китаро общенациональный бренд вне возраста и вне поколений.
«Китаро с кладбища» это не первая экранизация кайдана в noitaminA. В свое время сериал Ayakashi - Japanese Classic Horror имел высокие рейтинги и завоевал несколько наград на местных и международных аниме-фестивалях. Последняя арка вылилась в отдельный, совершенно новаторский по примененным техническим приемам сериал «Мононокэ», а пресловутый Аптекарь стал, пожалуй, одним из самых ярких и запоминающихся аниме-персонажей в 2007 году.
Технически Hakaba Kitaro вобрал в себя все лучшее из предыдущих кайданов noitaminA. Визуальное исполнение сериала просто великолепно, хотя и не привносит ничего нового. Использован технический прием, опробованный авторами в «Мононокэ» – изображение кажется нарисованным на рисовой бумаге. Однако атмосферу в данном случае определяют мрачные и темные тона без шизофренического буйства красок «Мононокэ». Анимация стилизована под старую ручную рисовку с медленными расплывающимися движениями и нечеткими линиями. Дизайн персонажей возвращает нас в пятидесятые годы и практически полностью аутентичен персонажам манги. Особенно хочется отметить на редкость замечательный опенинг со слегка анимированными листами оригинальной манги и песней Mononoke dance в стиле диско, который возвращает зрителя в детство (отнимите лет тридцать у целевой аудитории проекта), когда они смотрели очередной ремейк GeGeGe no Kitaro.
Будем надеяться, что новая экранизация принесет Китаро заслуженную популярность не только в Японии, а также и за ее пределами.
Xirurg | отзывов: 312, их сочли полезными 2674 раз
2010.07.24
«Китаро» - раскрученный, и сугубо национальный, японский брэнд с многолетним стажем уже с полвека развлекал детскую публику, и теперь, наконец-то, обратил расчетливый взгляд в сторону взрослого поколения смотрящих. Нынешний вариант похождений последнего потомка призрачного народа, наиболее не традиционен для выработанных годами экранизаций схем и, несомненно, ближе всего к первоисточнику по дизайну, и для всего прочего специфичного для манги Сигэру Мэдзуки.
С чего бы ни начинать разбор и анализ произведения, а в случае «Китаро» - это наиболее тонко чувствуется – необходимо, прежде всего, определится с духом, и ориентиром направленности на определенные мотивы, и проистекающих, вследствие установленных постановщиками, выводов и итогов.
В сериале визуализован и эксплуатируется сельский фольклор квайданов, которому пришлось, образно выражаясь, переехать и выживать в условиях быстрорастущего и развивающегося мистицизма «городских легенд». Можно много говорить об эффектах: рисовке под старину на рисовой бумаге, о преобладании мрачных красок в палитре и особенностях облика персонажей, проще сказать - так бы выглядела анимация в 80-х, если бы ей пришла на помощь вся мощь современных цифровых технологий, вкрапления двух и трехмерной графики и прочие прелести CGI.
«Китаро» трудно поддается сравнению с классическими хоррорами в жанре брутального юмора, в стиле тех же «Баек из склепа», ведь никакой поучительности, даже завуалированной, к развязке каждой серии не обнаруживается, любая буря чувств оборачивается мертвым штилем, любой остросюжетный поворот, в конце концов, упирается в тупик саркастического юмора.
Непохож сериал и на многочисленные фильмы, иллюстрирующие столкновения людей с Иным миром, адом, и его обитателями как в азиатском, так и в западном кинематографе. Психологическое напряжение, за которым так гонятся создатели триллеров, в случаи Hakaba Kitaro разрешается не стандартными unhappy-end-ом, но очередным разломом папье-маше клише. На долю зрителя остаётся только недоумевать, напрасно ища так и несостоявшийся катарсис. В то время как Китаро, прыснув в ладошку и хитро подмигнув единственным глазом, уходит за кулисы. Уходить из серии в серию, оставив смущенного зрителя один на один со своими обманутыми надеждами и чаяниями.
К природе сериала, по степени едкого бытового юмора близки литературные труды, немного-немало, Александра Васильевича Гоголя, с его осмеянием черноты человеческой глупости, и убогости всяческой нечисти, и прочей злокозненной братии выходцев с того Света. Еще роднее к направленности сериала другой русский классик – Михаил Афанасьевич Булгаков. Это аниме, как и в случае с «Мастером и Маргаритой», являет собой пример сатиры на развитие стереотипов восприятия и поведения. И ловко играет на противоречивости постиндустриального социума и человека, ловко влившегося в новомодную струю прогресса, не растерявшего, впрочем, при этом крестьянских предрассудков и замашек умничающего невежды.
В «Китаро» применяется художественный ход со слиянием жуткого по облику, и смешного по методам своего нелепого проявления. Причем, настолько подчас насыщенное бытовыми деталями, обжитое и обмусоленное намеками на недвусмысленные ситуации и известных личностей, что по идее, страшное по форме - внезапно становится комичным по сути. Воплоти живыми буднями инфернальных персон, затерянных в толпе жуликов, пройдох, политиканов, дельцов, эстрадных звезд и серой массы покупателей соевых пирожков.
Если идти в поисках аналогий еще дальше, то непременно вспоминается работа отечественных мультипликаторов о приключениях домовенка Нафани. Проект для, и о коренных детях города, где чрезмерная практичность характеров перемешивается с пубертатной циничностью, оперяется крылатыми фразами и приживается в уме горожанина, так же легко, как мыши в многоэтажках, и мифы о таинственных чудовищах, обитающих в канализационной сети.
Кроме всего прочего, мальчишка в жилетке, негласно пиярищей «Beeline», доводит до логического финала показ всей абсурдности намерений измерить и подстроить сверхъестественное под себя, с помощью обывательской хитрости и квазинаучного мерила: «прочитал в газете - увидел в телеэфире - занес в справочники». Неспроста, у Сигэру Мэдзуки «светила» науки требуют предъявить пробы… песка из ада, для доказательства существования Преисподней, а обрезанные усы неряхи предстают панацеей от старости. А в облике загадочного обаяния вурдалака с гитарой, сквозит откровенная насмешка над теми, кто подозрительно косился в свое время на все модные веяния с запада, и в частности на Элвиса Пресли.
Немало зрителей могут упрекнуть первые серии в сумбурности и искусственной концентрации «времени-действия». Следует по этому поводу заметить – эти серии являются интродукцией, и вводят зрителя на скорую руку в курс дел, знакомят с историей появления Китаро и дают своеобразную точку отсчета. В дальнейшем эта похоронная скоропостижность сменяется четким и размеренным темпом повествования, ехидность мигом повзрослевшего Китаро, сопоставима со всё возрастающим диапазоном издевки над массой страшных рассказов и фильмов о мертвецах и чудовищах.
История о проросшем внутри человека дереве, о разрушительном нападении очередного монстра на Токио - на вершине своего развития, на пике цветения обрывается нарочито несерьезно и антипафосно. Апогей «мрачной гробовой прозаичности» наступает на территории серии, в которой Китаро непосредственно сталкивается лицом к лицу с самим мангакой, и даже некоторое время живет у него в доме. И автор произносит ключевую фразу, характеризующую всю степень самоиронии: «Не смотря на соседство с этой занимательной персоной, подобное никак не способствует творчеству и материальному благополучию семейства Мэдзуки».
«Китаро» следует признать антиназидательным, все авторские ходы и подвыверты рассчитаны на взрослого зрителя, изрядно накушавшегося детской логики «страшно интересных кошмариков». На зрителя пытливого и читающего между строк и замечающего там и сям разбросанные улыбки чеширского кота, и не столько произвольно бегающей руки, перекочевавшей из «Семейки Адамс», сколько смелость автора, осмеливающегося перечить ожиданиям современного публики. Потому вопрос «Кто же сильнее граф Дракула или Болотная Тварь?», занимательнее избитых «Кто виноват, и что делать?»
И такое происходит не раз, и не два, эта устойчивая тенденция. Вроде бы все происходящее в завязке верно, но незаметно вытекает в издевательство над тривиальностью сюжетных ходов о вампирах, оборотнях и прочих бакемонов, сталкивающихся с житейскими банальностями, упавшего маслом вниз бутерброда и нелепостями бюрократической машины. Квартирный, как, впрочем, и продовольственный вопрос во все времена портил кровь отнюдь не только москвичам и японцам. Мононоке тоже приходится подстраиваться и сосуществовать со всеми благами и неудобствами цивилизации новостроек.
Другое дело, «Китаро» - не вторичный стеб над «ужастиками», не пародийная комедия, допускающая сознательные искажения и шарж, плоский юмор и передергивание нелепостей оригинала, а вполне самостоятельное произведение, смотреть которое можно без знакомства с каким-либо конкретным произведением жанра. Ретро-стилистика сериала, прекрасный способ, взглянув на чудеса в решете, творящиеся в Hakaba Kitaro, и все же вслед за мальчишкой, в желто-черном жилете, повторить: «Все-таки странный народ - эти люди! »
Всем тем, мимо детства которых прошли байки «зеленого мяса» и «гробика на колесиках», можно только посочувствовать и пожелать чуть погодя пересмотреть это аниме. Напоследок хочется заметить: в том, что просмотр «Китаро с кладбища» вызывает далеко не ужас – нет ничего страшного!
+10
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Китаро с кладбища – это верх абсурдизма. И именно из-за того, что всё здесь абсурдно – это смешно. На вершине же абсурдической пирамиды стоит сам Китаро, нелепый и ухмыляющийся.
Смотреть это наквайданенное аниме стоит без присутствия разума и без желания найти смысл. Только так есть шанс насладиться своеобразной графикой и нехилыми гротескными персонажами. То бишь, смотря Китаро, не забудьте оставить свой мозг рядом, на полочке.
Строго говоря, у Китаро с Кладбища много недостатков, но он может нравиться. Просто нравиться без всяких причин. Этим всё и сказано.
+4
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Scientists | отзывов: 55, их сочли полезными 113 раз
2009.10.27
Абсолютно отвратительная мура с голливудоподобными главными уродо-персонажами. Трава росла и растет буйно, достигая высот того дерева, которое рубал топором один из персонажей в одной из довольно безликих серий. Причем произростает она уже довольно давно. Позор всей серии Noitamina.
Тошно смотреть 0/10 +1 за мангообразное решение задних планов, которые порой как бы поглощают персонажей переднего плана. Очень удачный прием для хоррора (хотя хоррором ЭТО и не назовешь) Итог: 1/10 не более, а менее, думаю, и не бывает.
+2
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше. Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура