Единственный некукольный анимационный фильм Кихачиро Кавамото, получивший премию Нобуро Офудзи. Этот короткометражный анимационный фильм представляет собой адаптацию одноименного рассказа великого писателя-модерниста Кобо Абэ (1924–1993), известного своими сюрреалистическими рассказами, в которых исследуются современные тревоги отдельных людей в обществе. В отличие от красочного мира кукольных фильмов Кавамото, "Жизнь поэта" нарисована в угрюмых оттенках серого и коричневого. Плоская эстетика вырезов отражает одномерность тоскливой жизни фабричных рабочих в этой современной истории о неравенстве.
Главный герой-мужчина теряет работу, когда осмеливается жаловаться своему боссу на ужасные условия, в которых ему и его коллегам по фабрике приходится терпеть. Мужчина лежит без сознания на полу своего дома, в то время как его престарелая мать усердно работает на своей скрипучей прялке. Диалог связан с использованием титульных карточек, и мы узнаем, что старуха чувствует себя измученной и вялой, как хлопковая нить. Вата вылетает из ее рук, и когда она тянется к ней, она обнаруживает, что тоже ужасающе превращается в нить. Сын просыпается и обнаруживает, что его мать исчезла. Все, что от нее осталось, — это одежда, которая была на ее, но он слишком измотан, чтобы что-то с этим поделать. Приходит сосед, берет только что скрученную пряжу и вяжет из нее свитер. Но свитер никто не купит не только потому, что он слишком беден, но и потому, что он вскрикивает, как в агонии. У молодого человека, продолжающего протестовать против фабрики, возникает ощущение, что свитер продавать нельзя. В конце концов свитер попадает в ломбард.
Высоко на холме с видом на город живет владелец фабрики со своей семьей. Богатый мужчина полирует свою винтовку, а его жена носит шубу дома. Зима приходит в виде красивой последовательности падающих снежинок, "состоящих из кристаллизованных мечтаний, духов и желаний". Снег продолжает падать, и температура резко падает. Только семьи со свитерами иностранного производства поначалу умудряются выжить, говорят нам заставки, похожие на сборник рассказов, но полки магазинов пустеют. Когда ситуация становится критической, богатый человек заказывает еще 5000 иностранных свитеров. Кризис предотвращается, когда молодой человек надевает свитер, связанный его матерью, теперь красный от ее крови. Он смотрит на снег и приходит к выводу, что он поэт: "Смотри! Не являются ли эти красивые снежинки забытыми словами бедняков?...их мечты, дух, желания...". Пока он записывает эти слова, снег тает, и выходит солнце. Открываются бесхозяйные кладовые, и все люди получают свитера.
Визуально фильм передает обстановку и персонажей истории Абэ. Однако по сравнению с более поздней кукольной анимацией Кавамото эта анимация менее выразительна и слишком сильно полагается на текст, чем на визуальные эффекты. Хотя текст написан поэтично, фильм был бы намного сильнее, если бы в нем рассказывалась история с помощью анимации. Красный свитер — особенно привлекательный визуальный мотив, поскольку это единственный ярко окрашенный объект в монотонном фильме. Два десятилетия спустя Стивен Спилберг использовал тот же прием в своем оскароносном фильме "Список Шиндлера" (1993) с запоминающимся образом девушки в красном пальто.
В 1974 году работа получила приз имени Нобуро Офудзи.
|