Япония, пятидесятые годы прошлого века. Переехав в деревню, две маленькие сестры Сацуки (старшая) и Мэй (младшая) глубоко внутри дерева обнаружили необыкновенный, чудесный мир, населённый Тоторо, очаровательными пушистыми созданиями, с которыми у девочек сразу же завязалась дружба. Одни из них большие, другие совсем крохотные, но у всех у них огромное, доброе сердце и магические способности совершать необыкновенные вещи, наподобие полётов над горами или взращивания огромного дерева за одну ночь! Но увидеть этих существ могут лишь дети, которые им приглянутся... Подружившись с сёстрами, Тоторо не только устраивают им воздушную экскурсию по своим владениям, но и помогают Мэй повидаться с лежащей в больнице мамой.
«Тоторо» был выпущен одновременно с «Могилой светлячков» Исао Такахаты и вместе с ним продавался для показа в японских школах (как часть программы исторического и эстетического воспитания). Миядзаки использовал в «Тоторо» некоторые автобиографические мотивы (например, долгая болезнь матери героинь туберкулезом), а также привлёк с его помощью внимание к надвигающейся урбанизации и уничтожению традиционного японского сельского ландшафта - полей и лесов. Он пожертвовал три миллиона долларов и права на изображение Тоторо обществу защиты природы своего родного города Токородзава (в настоящее время - пригород Токио).
Да, похоже рассказ японца с незатейливым именем Ю многих взбудоражил.
[Спойлер] "Сегодня ужинали с чудесным молодым японцем с Окинавы. Парня зовут Ю, он путешествует по Европе и фотографирует все, что ест. (Mystery train, типа того.) Слово за слово - конечно, все свелось к Миядзаки, у нас по-другому не бывает. - Знаете, я думаю, что мультики Миядзаки очень страшные. Ну вот "Кики" или "Лапута" это очень простые истории. А "Тоторо" - это по-настоящему страшно (и ёжится весь такой). Ну, во-первых, обеих сестёр зовут Мей. Ну то есть маленькую зовут May - пятый месяц по-английски, а старшую - Сацуки, пятый месяц по-японски. А самое страшное знаете что? Последние 10 минут фильма девочки не отбрасывают тень. Понимаете, в студии Миядзаки очень аккуратные люди, они рисуют тень даже от одного листочка... Они не могли забыть нарисовать тени двух главных персонажей. В той местности, про которую мультик, задолго до съёмок фильма произошла ужасная история - маньяк убивал в лесу детей. Помните, когда бабушка с Сацуки нашли в пруду сандалик? Мей умерла, понимаете? А Сацуки пошла её искать, и умерла сама. Туннель в дереве, через который бежит Сацуки - ну это то самое, свет в конце туннеля, у вас же тоже так говорят? Потом котобус этот.. когда Сацуки садится в котобус, у него на лбу меняется надпись. Там все очень быстро происходит, и в конце получается destination: May, а до этого пункт назначения был кладбище. Если вы остановите кадр в этот момент, вы увидите. И ещё, когда Мей находят, она сидит в таком святом месте, где Будды каменные стоят. Религиозные японцы верят, что человек, когда умирает, становится Буддой. И Будд в святом месте должно быть семь. А там шесть, и Мей сидит. She's already Buddah, you see. Ну и потом.. мультик же называется "Мой сосед Тоторо". Не просто Тоторо - тролль, или что-то типа того. Я думаю, это значит "Мой сосед - смерть"."
Помните, Тоторо шёл в паре с "Могилой светлячков"?. Исао Такахата снял фильм о детях на войне, а Миядзаки?..
+32
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
В детстве трава была зеленее, игрушки разговаривали, а животные были лучшими друзьями. В детстве я была наивным и добрым существом, верившим в чудеса. Но это время прошло и я искренне верила, что его не вернуть уже никогда. Верила до той поры, пока не посмотрела Тоторо. Что меня дернуло тогда качать его с того фтп? Ведь он же качался так медленно - аж двое суток! Но восхищенные отзывы знакомых анимешников и анимешниц все же подействовали на меня и я решила во что бы то ни стало закачать эту анимешку. И вот, наконец, я начала просмотр - после двух суток ожидания и нескольких недель поиска! Я чувствовала себя чуть ли не первооткрывателем. Однако отнеслась я все же к восторженным воскликам о Тоторо настороженно. Ну еще бы - мне и о Хеллсинге, и о Грин Грин, и о Голден бой, друзья рассказывали едва не поливая слюной окружающих. "Популярное, хм..."-думала я. Да, я опасаюсь всего популярного, надо заметить. Чаще всего эта популярность оказывается лишь глупой попсовостью. Но уже после начала заставки я поняла - такая известность Тоторо даже не в анимешных кругах не случайна. Миядзаки создал потрясающую сказку, которая уносит в детство и заставляет, всего-то на 88 минут, но все же - поверить в то, во что наивно верила в детстве. И вот снова чьи-то шаги в соседней комнате - может это фея прилетела для того, чтобы исполнить три моих желания? А может быть в лесу, что возле моего дома можно тоже встретить Тоторо? А может и на чердаке соседского заброшенного дома живут черные чернушки? Я залпом посмотрела этот мувик и поняла - машина времени есть. Ее можно записать на видеокассету или запустить с диска - но она всенепременно перенесет в детство и заставит поверить в то, что взрослому кажется бредом, а ребенку - истиной...
+21
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Xirurg | отзывов: 312, их сочли полезными 2677 раз
2007.09.29
Эх, господа очередной раз товарищ Джонс, бессовестно читает мысли сотен тысяч людей, мало того - он так их описывает, что остается только опускать руки в бессилии написать что-то более точное! Пользуясь, случаем хотелось бы выразить огромную благодарность господину Фадееву! Он так пишет рецензии, что после них еще много чего написать можно, не то - что Джонс! Полноценного отзыва вряд ли напишу, просто поделюсь своими мыслями, со всеми кому это будет интересно.
Тоторо это самый детский и реалистичный фильм Миядзаки? (кто бы спорил! ) Даже чудесное волшебство в нем не удивительнее обычного солнечного дня на берегу речки глазами ребенка. Детство это все, что остается у тебя и в зрелости и в старости от мира доброй магии, когда уходит все кроме груза прожитых лет! По окончанию фильма грусти не ощутил, скорее, была такая теплота и свет в душе, что я понял - это тот фильм, который не надо ни хвалить, ни ругать, он в этом совершенно не нуждается. Как не нужна критика молодому ростку, только-только пробившемуся, из-под земли или скажем весеннему дождику! Он прост, совершенен, и корректировать, или что-то в нем менять это вредное невежество! Очень жаль, что я не видел его в детстве, с другой стороны как знать может, статься сейчас я вижу в нем совсем другое, чем увидел бы тогда!
В раннем детстве ты живешь в мире, где все не так как у взрослых, и это так хорошо. Веришь только в хорошие! Без боязни можешь лезть в пасть зверя, и он, вопреки человеческой логике - тебя не укусит. Ты наполнен такой истинно жизненной силой, что единение с природой это самый очевидный и естественный факт. Экстрассенсорики, эзотерики и проч. могут потвердеть - дети ближе всех к миру духов, магии и т. д. Прямо на расстоянии протянутой руки. От того то Мей и Сацуко видят чернушек, Тоторо, Котобус, а взрослые могут лишь мимолетно почувствовать их присутствие рядом. А Мей может без тени страха подергать за хвост огромного и зубатого (страшный сон стоматолога) волшебного хозяина леса! Сацуко обращается за помощью к чудесному соседу, и он конечно поможет.
Ведь только так бывает в добрых сказках, так необходимых всем и всегда. Они дарят надежду на лучшее и говорить, что этого не нужно в наше и любое другое время недальновидная глупость! С другой стороны был приятно удивлен еще одной новой гранью творчества маэстро – способностью сделать не только тонкий символизм, отнюдь - показать столь глубокое и в тоже время понятное каждому, что непонятно, чего здесь все же больше мастерства или интуиции!
Фильм таков, что все хвалебные эпитеты пустые слова. Столь всего нового я смог открыть в этом фильме Миядзаки, перечислять слишком долго и занудно! Тоторо не похож на другие работы мэтра тем, что он не учит тебя, как надо жить! Он просто делает тебя немного, чуточку лучше! А такая редкость! Тоторо не уносит с неистовостью урагана в великолепный мир чудес как в других работах Хайао, он дает ощущение прикосновения к столь личному и великому как Детство для взрослых, что много стоит!
Насчет совместного принятия ванны дочек с их отцом - не буду говорить об особенностях национальных традициях в Японии, об экономии воды, скажу доступнее. Что интересно могут подумать японцы о таком обычае как русская баня. Когда ватага голых мужиков при предельно высоких цифрах температур с большим азартом хлещут себя и друг друга по спине, ягодицам и проч. ветками деревьев и после с криком и ором голыми вываливаются наружу, чтобы там начинать растираться снегом с солью? Скорее всего японцы бы решили - эти русские не понаслышке знают о садомазохизме:-)!
Говорить про графические и анимационные достоинства вряд ли стоит. «Гибли» всегда столь качественно и скрупулезно подходит к своей работе, что еще многие поколения зрителей будут в восхищении! Отмечу, однако же, одно - музыка мне запомнилась. А это вещь редкая, обычно музыка в «Гибли» становиться, столь близка сюжету, так сливается с происходящим, так завораживает, что вспомнить ее бывает очень не просто! Музыка в Тоторо национальна и ярка не сколько благодаря использованию пресловутой пентатоники, точнее она мастерски просто и точно отражает Японию, любые другие более сложные мелодии и гармонии для этого фильма не уместны! Смею рекомендовать как опытным отаку, так и лицам совершенно не знакомых с японской анимацией.
Р.S. наконец-то в рейтинге одно достойное аниме наконец-то получило адекватную оценку от довлеющего большинства!
+12
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше. Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура