Десятилетиями Тиёко Фудзивара была выдающейся актрисой, снимавшейся в фильмах различных жанров. Однажды ее высокогорную виллу посетили продюсер и хроникер, работающие над историей жизни и карьеры Тиёко. Они принесли с собой маленький старый ключик, открывший многие тайны ее воспоминаний...
Итак, всё не так. Совсем не романтику про первое чувство, вроде "Шепота сердца", сделал Сатоси Кон. Всё его творчество - психологические драмы о соотношении реальности и иллюзий. В Perfect Blue и Paranoja Agent самообман разрушителен. "Актриса" и "Паприка" доказывают, что влияние масок и лицедейства на жизнь человека может быть позитивно ... если относиться к ним трезво (Мне кажется, его бы понял Г.Х.Андерсен).
Фудзивара Чиёко - пока что сильнейшее достижение анимации в воплощении женских образов. 3-D, кавай, деформинг, clamp-красотки хороши в статике. В динамике царит условность приемов манги. Согласитесь, живинка рисованных героинь больше обеспечивается голосом сейю. В "Актрисе" - грацией движений и мимикой. Отсюда стойкие ассоциации с киноискусством вместо аниме.
Меня необычайно удивил "девичий" дух комментариев. "Опасность погони за одним мужчиной" (Kritikessa), "Она не актриса, на сцене не играет, а живет" (Demoness), "мечта о великой любви"(Yana).
Она потому и "актриса тысячелетия", что устроила из своей жизни гениальный спектакль, отдавая отчет в каждом действии. Хороший актер входит в образ по Станиславскому вплоть до физиологических проявлений, до самозабвения - в удобном зрителю ракурсе в отведенный режиссером момент. В поиске Чиёко, точно собиратель марок-открыток, черпала силы. В нем она боялась разочароваться, а не в любви. Об этом говорится прямым текстом. Спектакль удался, и она, так как родилась актрисой, не жалела о своей жизни.
Не такой трагической, кстати, homa1987. Что она, в одиночестве засохла, поклонников не имела, мало снималась, умерла в нищете? Даже связь с государственным преступником ей не повредила. Как же шикарно её выкупили из жандармерии ("зовите меня просто босоногий Ген" - вот это сцена! ). "Не была примой" - заставьте-ка, не будучи примой, искать свой амулетик съемочную бригаду, остановив съемки. Да она лепила, что хочет, из себя самой и окружающих с самой юности, держась при этом, в отличие от современных звезд, скромно, сдержанно и элегантно.
Такую же перверсию допустил в "Мемуарах гейши" Голден, "забывший" число детей и мужей своей "лишенной любви" героини. Но он-то maid in USA! Не ожидал от наших. Совсем одичали.
А романтическая любовь в этом аниме есть. Влюблен по уши толстяк журналист, над которым ухихикивалась Nassie. Похожие на него правильные, суровые мужики, что ностальгируют по потеряным возможностям, но верны своему служебному долгу, появлялись затем в каждой последующей работе Кона Сатоси.
Феерический визуальный ряд оставил сильное впечатление. Настолько, что многие всерьез остались недовольны картинами, в которых снималась героиня, увидев в них дешевые мелодрамы, отличающиеся лишь костюмами и декорациями, недостойные великой актрисы. Словно они их смотрели от начальных до финальных титров. Значит, 30-60 секунд "Актрисы" обеспечивают ощущение просмотра целых фильмов! Шедевр, однозначно.
Жаль, шедевр остался, похоже, непрочувствованым аудиторией. Смотрите по-новой.
+47
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Xirurg | отзывов: 312, их сочли полезными 2674 раз
2011.03.04
«Умение режиссера определяется способностью в своих фильмах польстить в равной степени, и своим актерам и своим зрителям, и что самое главное – не забыть о себе, любимом, тоже».
(цитата из несостоявшегося интервью, посвященному нелинейному хроносу, запечатленному в миллионе выразительных кадров «Millennium Actress»)
«Актриса тысячелетия» - едва ли не лучший анимационный фильм о любви в кинематографе, он снискал признание далеко за пределами Японии, и подтвердил статус Сатоси, как искреннего поэта психоделии и увлеченного певца паранойи.
И дело тут не только в титульной мемуарной (воспоминания - ключ, а они, у каждого, как и чувства, свои) первооснове сценария. Не зря Владимир Ильич неоднократно подчеркивал: «Важнейшим из искусств, среди масс, на данном историческом этапе по прежнему остается кино и цирк».
И то, и другое можно лицезреть в «Sennen Joyu», где порой смех сквозит сквозь слезы, грустная усмешка озаряет лицо разочаровавшегося идеалиста, и местами и вовсе - всхлипы сливаются с ядовитым смешком буффонады постмодернизма, перемешивается с вехами развития национального кино и сливаются с гольфстримом индустрии развлечений.
В одном лице и байопик некогда не существовавшей звезды, и драматичная судьба одиноких людей, вечно окруженных многочисленной массовкой, добившихся коллективного признания, но так и сделавших признания своего, личного и персонального.
Удалившаяся от мира, обласканная славой, дива, поиски несбыточного возлюбленного, стирающаяся прямо на глазах грань между фактами творческой биографии и иллюзией любовного бреда преследования, построение параноидальной вселенной и навязчивое желание поглотить, перевоплотить чужие мечты в омутах своих желаний – вот она, «Магнетическая Роза» без фантастики или вновь ожившие «Воспоминания» в руках концептуала-авангардиста.
Не списать ощущения «live in action» на кинематографический подход к съемкам фильма о жизни примы ретро-мелодрам, ее первом дебюте и последней роли, не определяется это зыбкое, как следы на снегу, меланхоличное послевкусие, спецификой актерского перевоплощения Тиёко Фудзивары или «режиссерской редакции» Геньи Татибаны.
Человек с ключом – как стимул, Человек со шрамом – преграда, и Человек с камерой – как свидетель, участник и соавтор разворачивающейся драмы. Словно верный вассал неразделенной любви, он всегда в фокусе объектива, и готов помочь при любой гиблой расстановке ведущих трагических ролей – непредвзятая, но заинтересованная сторона по ту сторону экрана и успешной артистической карьеры.
Реплики со стороны, от слишком зорких статистов чужих пьес, вклинивающиеся в сцены динамичного экшна, военной лирики и средневекового эпоса – не просто экстравагантный трюк. Способ, вплотную приближающий смотрящего к самой кромке экрана, еще чуть-чуть и - зрительские ложи будут готовы стать филиалом кинопроизводства, но, пожалуй, самый верный метод нейтрализации искусственной экзальтации, чем обычно грешит лирико-романтический жанр, в целом.
Он выхватывает самые важные хронологические и психологические детали на фоне развертывающейся чехарды, таких разных, как смена эпох, и таких схожих, как настоящая Любовь костюмированных мелодрам.
Введение личного интерактивного действа в поиске чужой любви – на сей раз, Кон Сатоси, выступает отнюдь с не генеральной программой по развенчанию иллюзий (тут уместнее вспомнить «Perfect Blue»), скороспелых прелестей «сладких грез» проката, временной успешности и шаткости триумфа, застывшем на самом пике славы. Тиёка, может забыть лицо Художника, но, никак того, что это она во всех своих великих и проходных амплуа - Актриса, «бегущей за мечтой без оглядки».
Фикция и реальность «Millennium Actress» - мощный поток сознания, разбегается он лейтмотивами одиночества и мотивами поисков недостижимого, десятками ручейков в различных направлениях повествования, прокладывая себе русло среди потаенных тропок приключенческих фильмов о синоби, отстроенных на руинах антивоенных драм и светлого «фантастического» будущего.
К финалу «Актриса тысячелетия» прорывает все плотины аффектации, бутафории многочисленных дублей «индустрии грез», как называют кино, пока бегут кадры и несутся non-stop десятки прожитых ролей, жизней и упущенных возможностей.
Когда уносится все красочно-показное, и смывает весь шлак пафоса и театральной условности, драйв уступает место «мертвому штилю», тогда выясняется (без гримас и пантомимных кривляний) - кто же был на главных ролях, кто мелькал на заднем фоне и мозолил глаза экспрессией безнадежно влюбленного шута/трубадура.
Рядом с кем, все это время, был сам зритель, петляя, и пытаясь вписаться в повороты в лабиринте авторских ремарок, реверансов и комментарий коллег «по цеху», вбегая в распахнутые двери иллюзорных миров и реальных обстоятельств устремлений, суммой всех сердечных желаний и пламенных порывов.
Первая любовь всегда только эскиз, набросок всех последующих чувств, именно благодаря ее недостижимости, она становиться неразделенной мечтой, теплым воспоминанием, благодаря которой можно на миг вернуться в то время, когда был молод и наивен.
Если миг продлится дольше положенного срока – сон разума поглотит реальность и будет казаться, что это не твое, а чья-то чужая жизнь, как на киносеансе, прошла без остановки, словно поезд-экспресс, и пробежала, словно запыхавшаяся девчонка мимо тебя на многочисленных перекрестках судьбы.
Это тонкая бечева, связующая мизансцены жизни и оживляющая затертые амплуа и профили. Нить, которую прядет жестокая старуха-судьба, заставляя героев, словно белок в колесе бежать сквозь года, прыгать от роли к роли, и не замечать – из средства достигнуть счастья - погоня превратилась в способ убежать от реальности.
Только так, без замедлений и передышек вживаясь в роли принцесс, гейш, покорителей космоса и усмирителей чудовищ, есть шанс, чтобы расстояния между любимыми и любящими, несмотря на все отчаянные попытки приблизиться, так и осталось не преодоленным.
Чужой ключик от своих воспоминаний, Художник вручил его Актрисе, его вернул ей Режиссер – неравнобедренный треугольник замкнулся, слишком узок вектор чувств, чтобы эти три геометрические фигуры «алгебры любви» стали параллельны, или хотя бы соразмерны в одной точке четырехмерных координат.
Если каждая фраза, каждый ракурс и новый поворот, вечного как жизнь, сюжета работает на своего Режиссера, но против своих Актеров, уже не разобрать – где начинается сон, галлюцинация, где заканчивается действительность и пришло время последней репризы, реплики-реквиема по неуловимой мечте. Если для людей - что играли, как жили, и жили как играли, эта разница - уже давно потеряла смысл, нужен ли он зрителю, необходим ли он автору и создателю?!
А значит смотреть и пересматривать под разными ракурсами и точками зрения «Millennium Actress» можно и нужно. Всякое начало – содержит семя финала, а ответ на почти риторический вопрос - уже содержался в эпиграфе.
+9
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Bagadur | отзывов: 701, их сочли полезными 906 раз
2008.11.03
Не понравилось. Не верю. Не надо этих новых композиционних подходов, мне Кино давайте. Вообще, если говорить серьёзно, то японский кинематограф в отличие от аниме отсасывает по полной программе. То что они делают, приводит к 3 результатам: 1 Дорама - дрянь, уступаюшее даже бразильским сериалам. С мексиканскими может ещё и поборется. Словно собрались друзья, купили камеру. А давайте ка снимем кино про что нибудь? 2 Копирование западной культуры и фильмов. 3 Ну если уж ничего не прокатило - тогда Кабуки. Не в смысле сам Кабуки, а кино, где мысли и эмоции снаружи. А фильмы белых людей как раз ценны внутренним миром. Впрочем чего ожидать от японцев. Мало кто из них умеет естественно от души улыбаться. А когда они улыбаются насильно (например на работе), получаются такие рожи, господи. Да и вруны и стукачи они порядочные, никак не могу привыкнуть. В обшем извините, такие вещи не едок теперь, не обманываюсь.
+6
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше. Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура