У музыкальной школы «Сэйсо» необыкновенная история: ее основал человек, спасший жизнь музыкальному эльфу! В благодарность эльф пообещал благословить школу и дать ее воспитанникам возможность по-настоящему наслаждаться музыкой.
Кахоко Хино учится в обычном, не-музыкальном крыле Сэйсо. Она не играет ни на каких инструментах и вообще никак с музыкой не связана... до тех пор, пока не встречает Лили, того самого эльфа. А Лили уверяет, что у Хино-сан бесспорный талант, и потому ей надо - ни много, ни мало! - участвовать в общешкольном конкурсе, где будут состязаться лучшие студенты. В конкурсе выступят все звезды Сэйсо – харизматичный трубач Хихара, надменный скрипач Цукимори, загадочный виолончелист Симидзу, нежная кларнетистка Фуюми и несравненный флейтист Юноки. Как Хино впишется в такое блистательное общество? Как совладает со скрипкой, подаренной эльфом?..
В описании к аниме «Золотая струна» значится – «седзе». Предметом обсуждения у большинства рецензентов становится, опять же, его жанровая принадлежность. Приступая к просмотру, я задалась вопросом, неужели кроме пресловутого «седзе» там больше ничего нет? Но посмотрев, в который раз убедилась, что чисто жанровый подход к любому произведению в корне не верен.
При соприкосновении с любым продуктом человеческого творчества, многие акцентируют внимание именно на жанре, что, несомненно, ошибочно. Ведь жанр – это только способ донесения автором своих мыслей, рама, в которую впоследствии будет вставлена картина, не более. Определяющие жанр признаки являются в таком случае средством: стандартные приемы используются для выражения оригинальных идей. Это утверждение справедливо не только для анимации, если взять любое произведение искусства, там мы будем наблюдать то же самое.
Что мы имеем в «Золотой струне»? Девочку, в описании которой акцентируется ее «обычность» (так ли это, еще вопрос), немного волшебства, полный набор обаятельных молодых людей, в голове каждого из которых время от времени пробегают стайки различного рода тараканов, присутствие неоднозначных сцен и постоянный намек на романтику. Все вышеперечисленное – дань жанру, внутри которого развивается совсем другая история.
Ситуация, можно сказать, архетипическая: в руки героине попадает волшебная скрипка, и чтобы блестяще играть, героине делать, по сути, ничего не нужно. Эдакая современная вариация на тему сказки про Емелю и щуку, или про Иванушку-дурачка. И что делает героиня? Играет. Жадно, самозабвенно, получая непомерное удовольствие от игры. Но не все так просто. Сказка в XX веке претерпела существенные изменения и такой вошла в век XXI: волшебная сила сама по себе удовольствия уже не доставляет. Гораздо приятнее сделать что-то своими руками, каждая ступень становится особенно важной, если ты вскарабкался на нее сам, без посторонней помощи. Именно так реагирует на происходящее с ней героиня.
Искусство облагораживает. Прикоснувшись к нему, погрузив в него свои ладони, уже невозможно остаться таким, как был. Когда красота вторгается в жизнь, та меняется безвозвратно, будто темные солнцезащитные очки сменяются розовыми, или зелеными, или желтыми – кому какой цвет по душе. Муки Кахо по поводу ее лжи не просто дань жанру, они – свидетельство того, насколько глубоко проникла вглубь ее музыка и красота, свидетельство того, как стремительно она меняется. И эту истину озвучивает одна из ее подруг: невозможно войти в одну реку дважды. Невозможно остаться таким, как был. Все это, так или иначе, относится и к другим персонажам: музыка меняет жизнь трубача, прекрасное скрипичное выступление толкает пианиста на первый конкурс, виолончелист приобретает способность играть по «своим нотам», соприкоснувшись с искренней игрой Канако, кларнетистка приобретает уверенность, скрипач открывает свое запечатанное сердце. И, может быть, именно благодаря своей флейте, красавец Юноки способен еще воспринимать окружающих его людей, пусть коряво, с печатью своих семейных проблем, но все же ощущать чистоту и искренность находящегося рядом человека.
Идея отказа от волшебства в пользу своих собственных усилий не нова. Наиболее удачным образцом, на мой взгляд, здесь служит «Хикару и Го», где эта тема раскрыта гораздо полнее и глубже, без жесткой привязки к какому-то одному жанру. Безусловно, «Золотая струна» не дотягивает до него по всем параметрам, в основном из-за жесткой ориентации на определенную аудиторию. «Седзе» оставило на воплощении достойной идеи глубокий след. Однако однозначное определение по жанру в данном случае ограничит спектр зрительского восприятия. В частности, заявленная «романтика» заглавной темой здесь не является, а, скорее, служит стимулятором духовной жизни героев.
Итак, что мы имеем? Перед нами умная, глубокая героиня, окруженная людьми, каждый из которых имеет свои собственные проблемы и тайны. Эти тайны, к слову, и обуславливают их поведение. Здесь много красивой музыки в весьма недурном исполнении, и несколько пусть не новых, но по-прежнему актуальных идей. По своим основным характеристикам, «Золотая струна» - аниме качественное, в меру оригинальное, обладающее несомненными преимуществами в ряду близких по жанру продуктов. А станет ли оно жемчужиной коллекции, скорее всего, дело личного вкуса.
+21
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ Что ни говори и как ни спорь, а аниме бывает двух видов: в котором стоит искать глубокую проблематику и неожиданные ходы, и то, которое очевидно от начала и до конца. Тот факт, что "Золотая Струна" относится ко второй категории очевиден. Посудите сами: перед нами гремучий коктейль из "Хикару и Го", "Нодаме Кантабиле" и "Хостклуба Орансккой школы".
Магия? Есть. Причем, в отличии от того же "Хикару", в количестве, мало того что сказывающемся на качестве, так еще и весьма неравномерно распределенном. В самом начале тут и эльфы, и скрипка, и магически появляющиеся платьица, и прочие радости жизни простой японской школьницы. Потом, где-то начиная с шестой серии, авторы резко одумались и решили, что это все-таки не просто седзе, а еще и тонкая философская вещь про проблемы подростков. Все бисенены, да и сама героиня, тут же оказались глубоко переживающими/ страдающими/ травмированными (нужное подчеркнуть) и кинулись в дебри самоанализа. Зрителю бы сидеть и радоваться, вот только проблемы у героев уж больно типичные и даже ко внешности подходящие.
Главный школьный красавчик оказался с гнильцой, да еще и проблемами в семье (какая неожиданность! мне почудилось, или мелькнула тень Кёи?). Весельчак-трубач, естественно, влюбился в героиню, но когда какая аниме-двица выбирала положительного и дружелюбного парня? Прости, парень, ты слишком мил, чтобы выбрали тебя, нельзя же пренебречь страданиями! Тихоня-виолончелист, помешанный на изучении истории и теории музыки, оказывается (нужели?! ) недоволен тем, что все уже написано и сыграно до него. Спортсмен с загубленной в детстве карьерой пианиста неожиданно решает что пора бы тряхнуть стариной. Хмурый скрипач и потомственный музыкант, оказывается (кто бы мог подумать?! ), страдает из-за собственного несовершенства по сравнению с гениальными родителями.
Героиня, как водится, мечется от одного к другому, попутно ругая себя за использование магии и обман (кстати, как-то неубедительно она это делает). И ведь все это выясняется чуть ли не в самом начале! Да, всех жалко. Все милые, симпатичные, играют на музыкальных инструментах и вообще это не школа, а цветник какой-то. Вот только новые проблемы? Глубокое и неожиданное раскрытие образов? Возможность удивиться? Искренне сопереживать, затаив дыхание? Не смешите! Только если это ваше первое седзе.
Даже музыка не спасает, ведь, в отличие от того же "Нодаме", она здесь как будто из "джентельменского набора" детских филармонических концертов: только самые известные и простые произведения, которые знакомы каждому мало-мальски культурному человеку и абсолютно не заставляют взглянуть на классический репертуар по-новому. Если после "Нодаме" хотелось послушать всего Дворжека или Дебюсси, то простенькие гавотты из "Струны" на такие желания не наводят.
На самом деле я не ругаюсь, "Золотая струна" - крепкий середнячок, за просмотром которого можно убить пару вечеров, а потом и не вспомнить о таком аниме, но и не пожалеть, пожалуй. Просто не нужно искать в нем того, чего нет: глубины и проблематики. Расслабьтесь и получайте удовольствие.
+12
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
LuckyScribble | отзывов: 34, их сочли полезными 185 раз
2009.06.17
Одна красноволосая девочка училась в школе с музыкальным корпусом, только к самой музыке не тяготела и даже не думала, что ей придется этим заниматься. Но однажды ей показался на глаза маленький крылатый покемон с волшебной палочкой в руках и решил исполнить не ее, а свое собственное желание, наградив недоумевающего подростка скрипкой и завещав играть по велению сердца. Завязка с внутренним органом построена следующим образом: скрипка оказалась не простой, а волшебной (хотя, если бы это существо подарило нечто обычное, это вызвало бы большее недоумение) и играла соответственно душевному состоянию владельца. И в это же самое время начинается конкурс среди самых выдающихся музыкантов школы, и новоявленная скрипачка, естественно, попадает туда и знакомится с кучей разноцветных мальчиков.
На первых сериях было трудно сдерживать смех на "романтичных" моментах, ведь уже по заставке понятно, что ее будут заводить в самые романтичные места, сама она будет вечно падать, спотыкаться и сталкиваться с другими героями. Но как-то трудно воспринимать серьезно кадры, где мир вокруг нее начинает покрываться блестками или пузырями странного происхождения, а откуда-то из-за угла ветер приносит красные, розовые или белые лепестки, да и ангелочек в кадре тоже особого восторга и прилива романтики не вызывает. В красноголового дилетанта влюбляются все, более того, она умудряется еще и учить настоящих профи, взывать к чужой совести и ни с кем не поцеловаться. Конечно, все не так просто, и даже среди этого бисенистого цветника затесался куст крапивы, а остальным школьникам делать нечего, кроме как шептаться за плечами, но как-то не трогает. Конечно, она не единственный персонаж с выпуклой грудью среди конкурсантов, но ее соперницу настолько замяли (вернее, она сама по себе замятая и страдает гипертрофированной скромностью), что в итоге смотреть становится не на что. Мужская часть шибко не радует, а местами и элементарно раздражает (например белокурый виолончелист в состоянии пожизненной дремоты). В качестве седзе это выдержано слишком посредственно и не заставляет задерживать дыхание на волнующих моментах.
Единственное, что спасает это безобразие - это музыкальное сопровождение. Тематические сноски в конце каждой серии, игра шести инструментов, обилие классической музыки в каждом эпизоде служат единственным поводом не заснуть от скуки. Несмотря на высокопарные выпады о том, что нам песня строить и жить помогает, чего-то явно во всем этом не хватает. Все-таки, Nodame Cantabile на несколько голов выше и видит дальше, да и любовь к классике прививает сильнее, а это представляет из себя более опосредованный вариант, который и в памяти надолго не задержится, как в моей, так и моего компьютера.
+7
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше. Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура