Знаменитый аферист века Люпен Третий лихо проворачивает грандиозную кражу на миллионы долларов, после чего узнаёт, что оказавшаяся в его руках добыча - так называемые "козьи деньги", искуснейшая подделка, сфабрикованная в карликовом европейском княжестве Калиостро, правители которого многие века промышляли производством разнообразных фальшивых купюр. Не привыкший проигрывать Люпен направляется в замок князей Калиостро, но поиск денег отходит на второй план, когда он встречает очаровательную княжну Клариссу, принуждаемую жестоким графом Калиостро выйти за него замуж. С верными друзьями метким стрелком Дзигэном и отважным самураем Гоэмоном (а также неотразимой и неприступной красоткой Фудзико на хвосте) Люпену Третьему предстоит раскрыть тайну плутовского княжества и спасти девушку. К несчастью граф Калиостро со своей армией убийц и неугомонный инспектор Интерпола Дзэнигата с отборным отрядом японской полиции имеют на Люпена свои планы...
Zurzmansor | отзывов: 14, их сочли полезными 57 раз
2007.04.29
В общем так. Есть на Горбушке один пожилой дяденька, он торгует аниме, и я часто треплюсь с ним чисто за жизнь. И он приберегает для мну разные интересные вещи. В основном старые. В этот раз посоветовал если не первую, то одну из самых ранних работ Миядзаки. Я в общем-то многого не ждал, но так как являюсь поклонником французской детективной прозы и скупаю на барахолках Сименона, Сувестра с Алленом и Леблана (о последнем и речь), решил, что в пользу такого произведения можно пожертвовать обычной порцией суси - жалко не будет.
Твёрдо решив посмотреть данную вещь как следует, я решительной рукой обрубил инет, заварил чай и устроил на диване гнездо из подушек для моих девочек. Затем дал им по тарелке с куском оставшегося от Пасхи кулича, и мы запустили фильму (сначала повозившись - не сразу удалось выкрутить русскоязычную озвучку, ведь девочки-то мои японки, а я нет).
И получили огромнейшее удовольствие! Великолепно отрисованные панорамы старой Европы, пруды с лилиями в старом парке дворца герцога, городок с тесными улочками и трактиром с низкими сводчатыми потолками, в котором над стойкой помещён портрет горячо любимой народом принцессы. Принцесса - отдельная статья. Вообще Миядзаки любит принцесс. По этому аниме можно судить, как давно он их любит и какими себе представляет. То есть в виде Наусики, Ситы, а также простой итальянской девушки Фьё. Так вот - все они похожи на принцессу Клариссу, поскольку она увидела свет куда раньше их - вещица, по-моему, датирована 1979 годом.
Далее. Кто такой главный герой. Это внук знаменитого "вора-джентльмена", "благородного разбойника" Арсена Люпена, хорошо известного широким массам российских читателей ещё до Октября 1917 года. Наряду, между прочим, с не менее знаменитым злодеем, известным под зловещей кличкой Фантомас, но ещё не блестевшим тогда своей знаменитой лысиной, а скрывавшим свой облик под островерхим капюшоном. Кста, наёмные убийцы графа очень напоминают Фантомаса в его первородном обличье.
Потрёпанные томики с ять и твёрдым знаком хранились на полках советских школьников, переживая трудную эпоху материализма. В советской прозе детективный жанр приживался с трудом, и к тому моменту, как набрали обороты романы Вайнеров, Ардаматского, Адамова, на волне популярности пошедших в широком прокате французских авантюрных комедий издательства "Молодая Гвардия" и "Советская Россия" инициировали выпуск заново изданных литературных первоисточников. Я приобретаю на развалах именно эти издания - в оклеенных синим или серым коленкором обложках и с призывом сдать 20 кило макулатуры в обмен на книжный талон на последних страницах.
Первые изданные в постсоветский период покетбуки также нередко содержали в себе антикварную французскую прозу. Народ хотел читать прежде всего детективы, и этот голод удовлетворяли любой доступной пищей.
Бой часов на башне - явный отсыл к роману Мориса Леблана "Восемь ударов стенных часов". В этом романе также Арсен Люпен разыскивает кольцо, в котором была зашифрована страшная тайна, которую скрывал от девушки опекун. Этот опекун хотел на ней жениться и прибрать к рукам наследство её родителей. Так же, как и коварный граф. Кольцо уравновешивало стауэтку святого, стоявшую в нише на фронтоне дома опекуна, служа грузиком в её основании.
Граф Калиостро - вымышленный титул знаменитого авантюриста Джузеппе Бальзамо. Он очень подходит дворянину из глухого уголка старой Европы, протянувшему нити своей паутины в самые отдалённые страны света и во все крупнейшие мировые столицы.
Миядзаки любит технику, причём отнюдь не прозаические современные электродуховки, троллейбусы и световые табло. Он стремится показать, что механизмы давно забытой конструкции хоть и не могут заменить технику, к которой мы привыкли в повседневном быту, однако способны на нечто большее, что современной технике недоступно - они и сейчас, как десятителия и века назад, поражают наше воображение. Система подачи воды, работающая от ветряного двигателя, огромный механизм курантов, несущий в себе программу, цель которой - в назначенный день разрушить башню и дать ход воде, доселе сдерживаемой древнеримской плотиной...
Фиат 500, на котором ездит главный герой, по-видимому, непростой. Во всяком случае, крышка моторного отсека во время погонь у него открывается совсем как у Фиатов с тюнингом легендарного Карло Абарта. Такие машины успешно выступали в гонках, стартовали даже в ЛеМане. Откинутая для предохранения мотора от перегрева крышка служила также подобием антикрыла. Сопровождающие Дзэнигато спецназовцы приезжают в Калиостро на грузовиках Шевроле канадского производства. Эти машины использовались во время 2-й Мировой в основном австралийцами, но ездили на них и солдаты самой Канады, англичане, поставлялись они и в СССР – по ленд-лизу. Некоторое это количество досталось японцам после ухода американцев с Филиппин, впоследствии они служили в японских силах самообороны вплоть до конца 60-х.
Миядзаки также известен своей любовью к самым невообразимым пепелацам, на которых любой мальчишка мечтал бы полетать и не променял бы их на самый современный авиалайнер или реактивный истребитель. Вот пожалуйста - в небе над старым замком показался автожир - тупиковая ветвь развития авиации, от которой ещё до войны отказались в пользу вертолётов. Его свободно вращающийся ротор - своего рода вращающееся крыло, приводимый в движение встречным потоком, он сокращает до минимума разбег при взлёте и посадке. Не сомневаюсь, Миядзаки хорошо знаком с конструктивными принципами подобных аппаратов и хочет, чтобы мы попробовали оценить особенности их конструкции с чисто созерцательной точки зрения - ведь это так увлекательно! ..
+7
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Xirurg | отзывов: 312, их сочли полезными 2676 раз
2009.06.18
«Отчего у этого Люпена III, такое неблагородное, прямо таки не джентльменское лицо?! -Вероятно, всему виной обезьяний удар, нанесенный ему в глубоком детстве! »
(из неопубликованного интервью Манки Панча)
История Люпена вышедшая в 1979 году при непосредственном, и надо сказать, активном участии Миядзаки, он тут выступил и как режиссер, и автор сценария, и дизайнер ряда персонажей, получилась во многом отличной от Люпена классического, воссозданного до «Замка Калиостро» и после него, вплоть до наших дней.
Наверно все дело в том, что не мог Хайяо на то время, равно как и поныне делать главным героем своего фильма, пусть обаятельного, но прохвоста, без того, чтоб не облагородить сей образ шармом и галантностью присущей оригинальному французскому Люпену, вору и джентльмену.
Уже к моменту выхода «Замка Калиостро» Люпен был своего рода брендом, торговой маркой трюковой авантюрной комедии. В которой много чего было по намешено и в сериальной и полнометражной версиях: и гротеска и карикатуры на те же самые приключенческие боевики и западные детективы. Абсурдность и сознательная ирония над этими жанрами стала визитной карточной произведений о японском внуке знаменитого Арсена Люпена.
А не только скажем, фирменные приборчики, обезьянья ловкость и стрижка под мартышку главного героя. А так пародия не нуждается ни в точном исполнении, ни внимании к деталям, т.к шарж вовсе не фоторобот, то персонажи и окружающий их мир новизной и качеством проработки до этого не блистали.
Люпен с мимикой Джима Кэрри, как бритый орангутанг прежде был проворен, похотлив и периодически смешон., т.е комичный образ если не сверхгероя, то уж точно выдающегося вора получился популярным и изрядно растиражирован в дальнейшем.
Его знали и любили именно за то, что он был гораздо смешнее Джеймса Бонда и куда ближе и понятнее Супермена. Гоэмон по-самурайски выдержан, сосредоточен, с катаной в опытной руке. Дзигэн вечно в шляпе и постоянно при оружии, а Дзенигата неизменно весь в раскоряку и маниакально одержим поимкой Люпена в любой точке Земли.
Отражая склонности режиссера и подчас впадая в противоречие со своим привычным образом не особо щепетильного жулика, Люпен в исполнении Миядзаки вернулся к благородству деда. И не только в способности вовремя ввернуть в разговор розу, но и в потенциале помочь без всякой задней скабрезной мысли и меркантильного камня за пазухой.
Внешность Люпена, его физиономия, ужимки и гримасы были предопределены мангой, зато Кларисса и главный злодей-фальшивомонетчик граф Калиостро, - уже, несомненно, герои Миядзаки и по внешности по складу характера. Не растеряв всего ранее отработочного и ценного в Люпене, главный герой Хайяо стал человечнее и как-то глубже, впрочем не утратив специфической энергичности и непробиваемого оптимизма.
Рука мастера чувствуется и в бешеном развитии сюжета, с многочисленными погонями, перестрелками, схватками в декорациях почти сказочного европейского замка с многочисленными тайными ходами, ловушками, башнями и бастионами, сокрытыми казематами и гигантскими башенными часами. Вместо примитивистского минимализма пародии, тщательно пририсованные детали мира героев авантюрных похождений пронырливого сорвиголовы и его верной братии.
Пожалуй, именно по «Замку Калиостро» можно понять, откуда же у Спайка Шпигеля потом взялись эти странные башмаки, сигаретка в зубах, руки в карманах и голова в бинтах. Если пристально, с лупой присмотреться, то можно увидеть в бородатом Дзигэне бибоповского Джэта Блэка, а в неотразимой красотке Фудзико саму Фэйн Валентайн.
«Замок Калиостро» - фильм классический не только оттого, что из него многое было взято, похищено и присвоено в других аниме, но и потому, как и спустя не один десяток лет после выхода он оставляет огромное число современных аниме далеко позади себя по драйву, напору и безбашенности происходящего.
Нечто похожие наблюдалось и до «Замка Калиостро», и вместе с тем не было такой доскональности в мелочах, красоты момента, экспрессивности в сочетании с убойным юмором и ядовитым сарказмом. У Миядзаки вышла не пародия, а один из достойнейших представителей жанра.
Не удивительно, после этой работы, об авторе впервые заговорила широкая публика. А в опросе, проведенном журналом «Анимэйдж», Кларисса была признана лучшей аниме героиней года. Конечно, в то время, еще не было Наусики, зато прекрасно чувствуется, что своих любимых принцесс маэстро отрабатывал не на кошках.
+7
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Alexey Fadeev | отзывов: 253, их сочли полезными 672 раз
2004.01.04
В августе 1967 года еженедельник «Futabasha Publishing's Manga Action» начал печатать новую мангу Кадзухико Като — автора, более известного в народе под псевдонимом «Monkey Punch». Именно с этих строк принято начинать статью, в которой речь пойдет о «Люпен III», об одном из самых культовых явлений в аниме.
«Люпен» невероятно огромен, он вмещает в себя чуть ли не тридцать разных историй: полнометражных фильмов, сериалов, спецвыпусков, OAV и даже художественных фильмов. Сравнивать хитрого афериста Люпена с кем-либо очень тяжело, наверное, только Микки Маус и агент 007 прожили на экране столько же лет и неплохо чувствуют себя и сегодня.
Когда Люпену стукнуло двенадцать, то руку к нему приложил будущий классик мультипликации перфекционист Миядзаки. Тогда у него за плечами еще не было теперешних шедевров, да и режиссером он был всего один раз, в знаменитом сериале «Конан - мальчик из будущего». До этого Миядзаки более десяти лет котировался как аниматор, дизайнер и раскадровщик. И только в 1979 году он, вместе со сценаристом Ямадзаки («Невероятные космические приключения Кобры») и вечным «люпенщиком» Цурутой Кэндзи, снял свой первый полнометражный фильм, пополнивший сокровищницу империи «Люпен» одним из лучших украшений.
Набитая машина с деньгами, в которых плавает Люпен, величайший аферист своего времени, — первое, что мы видим в «Замке Калиостро». Уже сейчас, с первых кадров, понимаешь, что весь фильм будет построен на разного рода аферах и приключениях, безупречно озвученных и прорисованных. Украв деньги из казино и набив ими машину, Люпен и его напарник в черной гангстерской шляпе чудом узнают, что деньги фальшивые, после чего опускают стекла в машине и выбрасывают тысячи купюр на дорогу. Ну а далее на зрителя, само собой, обрушивается целый каскад непрекращающихся событий, вроде: погонь на машинах, спасения принцессы, побега от убийц по крышам, гениальных приключений в замке Калиостро. И в каждом эпизоде, в каждом кадре аферист Люпен великолепен; его короткая стрижка под мартышку, вечные остроты и неунывающий характер дают почувствовать дух времени, те течения, что были главенствующими в аниме и кинематографе тридцать-сорок лет назад.
Фильм Миядзаки многими атрибутами напоминает французское кино того времени. Солнечное и яркое, наполненное экшном, который повторить сейчас уже невозможно. В таком кино враги не умирают, когда в них стреляют, герои не ломают шею, падая с крыши, а если кто-то и оказывается раненым, то он непременно встает на ноги уже через три дня. И только главного злодея по сценарию можно раздавить стрелками часов, что нам, конечно, в подробностях никогда не покажут, резко отодвинув камеру на километр от места происшествия. Сейчас этого нет, теперь все наоборот. Может быть, из-за этого миядзаковский «Люпен» в 2004 году смотрится как нечто марсианское, фильм не из мира сего. Может быть, поэтому его хочется пересматривать много раз, дивиться отсутствию огромных переливающихся глаз и тихо, но внушительно говорить: «Это же настоящая классика».
+3
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше. Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура