Пересказ знаменитой повести Туве Янссон «Муми-Тролль и комета» (Kometen kommer).
Говоря словами Ондатра, «в воздухе что-то есть, какие-то предвестья». На мирную Долину Муми обрушиваются то немыслимые ливни, то тучи вулканической пыли. Всё указывает на то, что к маленькой беззащитной Земле движется зловещая комета. Муми-Тролль и его друзья не могут ждать в бездействии и отправляются в обсерваторию в Одиноких горах. Возможно, там им удастся разузнать о комете побольше...
В неповторимой черно-белой графике Туве Яннсон, волнующих и загадочных силуэтах, смешавших тропики и скандинавских пейзажи, часть мировой славы "Муми-троллей". И даже прочие художники-иллюстраторы не смели отходить далеко от заданных ею обликов.
Но, подобно сопротивлению воздуха, придающего аэродинамическую форму капле воды, давление традиции необоримо приводит изображаемое в соответствие аниме стилистике. Например, разве может быть детское аниме без больших глаз? Несмотря на замечание фрёкен Снорк в "Шляпе волшебника" про "милые маленькие глазки Муми-тролля", вид у героев детский, хоть в ящик с плюшевыми игрушками отправляй. Что придает Муми-тролля кроссу со Сниффом на спине совершенно особый вкус. Хоть носы не маленькие.
Семья. У Яннсон папа романтик, заниматься чем-либо ему... на грани хобби. В советском мультфильме папа вообще походил на старого чеховского дачника, семьей правила мама. Здесь же слышны короткие, оперативно исполняемые команды. Рюмки не для украшения. И видели бы вы знаменитый мостик через речку. Бревна обхватом со строителя. В общем, серьезный мужчина, домовладелец, глава семейства (почти клана), проживающего в дикой местности. Муми-мама оптимистичная домохозяйка. Ондатр более мизантроп, чем философ, и никакой снисходительности к коллекционеру Хемулю. Чувствуется, что этот мир не только "Муми".
Это хорошо. У Яннсон есть трогательные моменты, но вот кавайной умилительности для нее не существует. Не зря же она придумала крошку Мю (появление которой на экране стало приятным сюрпризом. Глас рассудка редко бывает настолько пронзителен, и уж тем более чужд аэросерфингу).
Есть и другие различия. Эвакуация в грот и подготовка к удару у ГГ выглядят как отход на подготовленную позицию. Вместо бегства, игнорирующего точную информацию прочих жители Муми-дола. Страна землетруса и тайфунов не приемлет паники? Но порядком потеряли в поэтичности, глубине ощущения приближающейся катастрофы. Музыка, работа со светом (особенно на сухом дне моря), разработка темы знамений - наше лучше, и, как ни странно, эмоциональнее. Если, конечно, допустимо сравнивать кукольные 17 минут 1978 года с 69 аниме 1992. Некоторые сцены которого, к тому же, раскрашены в духе Э.Мунка.
Зато взгляды на ученых обсерватории, жадность и Снорков финской писательницы, советских мультипликаторов и японских аниматоров трогательно идентичны.
Добрая, гуманная вещь, твердая профессиональная работа. Жаль, что сериал, который завершает это кино, не шел на нашем ТВ. При случае посмотрите.
+6
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Chibigami | отзывов: 74, их сочли полезными 121 раз
2012.05.14
К сожалению, это не Янссон. А очень примитивная адаптация. Ну, или назовите - упрощённая (или "упопсённая"). Образы персонажей (или, говоря техническим языком, дизайн), несомненно соответствуют, тут не к чему придраться, но вот собственно атмосфера и характеры... скажем так, "не присутствуют". Именно, не "отсутствуют" и не "утрачены", а вот именно так. История, вроде бы, повторяет все основные, базовые события, но духа повести здесь нет. Это полностью отдельное самостоятельное произведение, и, на мой взгляд, классом пониже (а то и несколькими). "Ниочёмный" Снусмумрик, "озабоченный" Муми-тролль, запредельно доставучий Снифф, "детские хватательные рефлексы" ("Сокровища ! Сокровища ! ", и далеко не у одного Сниффа), туповатый и вредный Хемуль (обратите внимание, не рассеянный, "заточенный" и "замороченный", а конкретно и прямолинейно - туповатый и вредный), "стереотипные" (глуповатые и самовлюблённые) учёные, крошка Мю, отсутствующая в оригинале и добавленная тут, видимо, для олицетворения Вердикта Окончательной Справедливости и ради чисто японской "кавайности", куча мелких (да и не мелких) "событий", "фраз" и "деталек", всё дальше и дальше от него (оригинала) уводящих: совершенно, неведомо откуда взявшаяся, невообразимая плотность населения в Муми-Доле (наследие сериала, вероятно, какие-то Муми-полицейские и хемули женского пола, это, вообще, чего ?! )...
Где всеобщий дух Исследования, Тайны и Открытий, насквозь пронизывающий именно ЭТУ повесть ? Где настоящие тонкие оттенки чувств и эмоций, которые она источает ? Я уж не говорю о грамотно нагнетённом ощущении уровня опасности, одновременно, с почти полной неопределённостью, неуклонно, но постепенно возрастающем до самой развязки, где всё это ? И даже, вы будете смеяться, но ЭТО больше похоже на Сельму Лагерлёф или на Астрид Линдгрен, чем на Туве Янссон... :)
+1
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше. Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура