Знаток археологических наук, Тайчи Китон - герой одноименного сериала от «Mad House», мало похож на Индиану Джонса, и еще меньше на Шерлока Холмса, и его, уж точно, трудно сравнить с каким-нибудь грозным бойцом спецназа.
Внешность, как известно обманчива, под деловым костюмом вполне может скрываться специалист по выживанию, а в голове страхового агента, японо-английского происхождения, может быть гораздо больше знаний, навыков и умений, чем кажется на первый, подозрительный взгляд.
Так и анимационный сериал, повествующий о ситуациях, в которых приходится быть впутанным сотруднику компании Ллойда, по-другому тут и не скажешь, не собирается вмещаться в узкие рамки жанров и стесняющие границы направлений.
В отношении сериала следует также напомнить о тех, кто стоял у его истоков и кто непосредственно воплотил в анимационную жизнь. Т.е автор манги-источника Урасава Наоки и режиссер Кодзима Масаюки. Те самые люди, кстати, благодаря творческому усердию которых в дальнейшем, в 2004 году «Mad House» выпустил, пожалуй, самый свой масштабный и разноплановый проект под названием «Монстр».
Широтой ретроспективы, разнообразием и глубиной представленных в нем тем, своей, не побоюсь этого эпитета, эпохальностью этот 74 серийный левиафан, с множеством запоминающихся и неповторимых героев, и самобытным стилем рисунка - уже стал вехой, как минимум, в истории развития студии. Он, фактом своего существования, опроверг расхожее мнение о том, что сериалы свыше 52 серий снимают исключительно для безыскусной аудитории подростков, готовых до бесконечности жевать одну и ту же жвачку для мозга.
Так что и на сей раз, характерные бабули и энергичные старички, колоритные физиономии, и далекие от конкурсов грации фигуры персонажей сериала, зрителя искушенного вряд ли отпугнут, а скорее даже наоборот. Спутать с другими дизайнерские решения, носы туфлей и пышные подбородки в исполнении Наоки-сана, явно не придется. Порой эти лица становятся до боли знакомы тем, кто до этого посмотрел «самое христианское аниме.
Однако, следует предупредить - «Mad House» в 1998 году однозначно далек до высокого бюджета и технических возможностей «Монстра». И посему рисунок «Мастера Китона» довольно груб и резок, лишен изысков и визуальных красот. Впрочем, вместе с этим, в нем напрочь отсутствует однотипность и обтесанная нивелированность сериалов современности, где типажи кочуют из сериала в сериал, и цвет волос определяет особенности темперамента.
Если зритель ожидает увидеть хитроумные преступления и ловкие операции по выведению преступников на «чистую воду» классических детективов, то вероятно - его ожидания не будут оправданы. И это несмотря на то, что периодически, хотя и далеко не в каждой второй серии, Китон участвует в различных расследованиях и доискивается до истины, помогает задержать преступников и предотвращает трагедии.
Тайчи не похож на картинного героя с апломбов спасителя, он действует продуманно, а не эксцентрично или наобум, не рискует понапрасну, не кидается на каждую встречную амбразуру, но если уж что-то решил, и точно задумал – его танком не остановишь и со следа увертками и фальсификациями не собьешь.
Другое дело – в обыденной жизни обычных людей, а не маститых криминалистов, порой важнее узнать, откуда же он - привкус из детства, и куда, в какие долы и дали может привести изучение фамильных гербов. Так что, на остросюжетном противостоянии «преступник-сыщик», можно ставить если не точку, то, как минимум, многоточие.
Зубодробительных приключений на долю героям сериала будет выпадать не так уж и много, и порой вместо повсеместных погонь, схваток и кровопролитных инцидентов, зритель увидит самую, что ни на есть психологию характеров, и драму отношений. Так пусть же не сбивает с пути познания сути сериала, истории о заложниках, бывших террористах и ныне действующих жуликах и мошенниках.
Запала окрыляющей легкости и пороха драйва, помогающей изящно обходить препоны физики, броской фееричности приключений, духа авантюризма – также не было, и нет в этом аниме. Серии не уводят публику куда-то в terra incognita, только ради прелестей ориентальной экзотики и лихих странствий, несмотря на широкую географию деловых командировок Китона по Восточной и Западной Европе или Азии.
Они возвращают на грешную, и такую любимую землю, где есть место многолетним виноградникам, тысячелетним остаткам погребенных культур и неумирающим традициям народов и наций. Если есть повод уходить для Тайчи Китона далеко от родного дома, всегда найдется причина, чтобы вернутся к тем, кто ему близок и любим.
Посмотревший сериал будет, несомненно, прав, увидев все что угодно, кроме проделок бравого молодчика. И все потому, что «Мастер Китон» увлекает в область душевных переживаний через перекрестки событий и пересечения судеб, где нет места сплошной увлекательности, но хватает места для грусти вкуса лазаньи, и тоски по срубленному семейному древу.
При всем, при этом, назвать сериал мелодраматичным было бы поспешным решением, лирика в нем далеко не Госпожа и королева. Она присутствует в ряде эпизодов, но ограничена теплой, почти семейной сентиментальностью, которой не нужна экзальтация, аффектация и прочая профанация здравого ума и взрослого рассудка, знакомая по подростковым метаниям и слезоточивым фетишам домохозяек.
Иная серия может усыпить школьника, привыкшего «галопом по европам» прыгать от твердокаменного пафоса в картофельное пюре фрустрации. «Мастер Китон» ни куда не спешит, не навязчиво очаровать, не скоротечно обольстить. Сериал начинаешь лучше воспринимать, когда осознаешь – что искусство в нем не причудливое искажение согласно воле творца, с целью донести свою идею, а прямое отражение действительности, рассчитанное на отклик смотрящего, а не на хитроумный расчет постановщика.
Кроме, непосредственно, Китона в главной роли, на авансцене, сухая, но искренняя цена и правда каждодневного труда: очищать от песка стоянки древних культур, правду от лжи, злоумышленника от невинного, теплоту семейного очага от мерзлоты недопонимания.
Иногда «Мастер Китон» может открыть некоторые примечательные факты и рассказать о людях занимательных и интересных. И все же не ждите откровений и сенсаций, ибо человеческое сердце вмещает больше оттенков чувств, чем мозг, обрывочных фактов. В жизни Тайчи Китона нет фантастики, в нашем дне сегодняшнем, измотанном буднями, ее тоже не встретишь, и это далеко не всегда только плохо.
P.S Своей недоговоренностью сериал, требует логичного продолжения после окончания 24-той серии. Для этого, наверное, и существуют OVA – чтобы возвращаться и искать встречи с теми героями, которые стали, по тем или иным причинам, стали близки и понятны.
|