Собственно, здесь могла бы быть даже просто она одна. Да, первая серия. И это было бы уже здорово. Другое дело: от того, что есть здесь и кое-что ещё, не менее здорово, а такое отнюдь не всегда бывает. Но именно самое начало, серия про Эль Фасиль... она настолько долгоиграющая, настолько определяет Яна и его дальнейшую... впрочем, это уже чушь — скорее Ян серию определяет, а вот его ничто не может полностью определить и втиснуть в удобно заготовленную для него рамку, всё равно, траурную ли, сияющую ли. Как не может и искусно сконструированный дражайшим правительством прилизанный миф о герое вместить в себя хоть отчасти этого живого юношу.
И аниме само по себе вместить его тоже не может, это при том, что вроде и не делает Ян попыток вырваться ни за какую черту, а способен тихо и выжидающе стоять в сторонке, пока не подойдёт срок. Он просто перерастает все ограничения, незаметно и непринуждённо — со всей своей неумелостью и неловкостью в быту, с растерянно-смущённой улыбкой и этой вечной привычкой теребить затылок. И не он ли в первую очередь заставил меня заливаться стыдливым румянцем при воспоминании о том времени, когда от просмотра Героев Галактики меня удерживало цветистое название и финтифлюшки на форме имперцев?
Но что касается первой серии, то она как минимум даёт ответ на то, о чём Ян будет волноваться намного позже. А именно, что ему нужно будет держать на том свете ответ за многие жизни, потерянные в этой кошмарной войне. Тут следует заметить, что Ян, пожалуй, меньше других виноват в гибели солдат, что своих, что чужих. А если бы его доблестное командование не ставило ему то и дело, даже когда он свой талант доказал уже многократно, таких палок в колёса, то насколько бы вообще могло уменьшится число жертв с обеих сторон! Но даже если его и призовут к ответу в мире ином, найдётся, что сказать в его защиту. Сам-то он ничего не скажет, конечно. Зато уже есть что упомянуть всем гражданским, обязанным ему если не жизнью, то избавлением от угрозы тяжёлого, унизительного рабства.
Но больше всего по душе мне начало тем, что умелое предотвращение тут неразберихи, отчаяния, хаоса роднит происходящее с неподражаемым «Их было одиннадцать», где почти всё завязано на том, чтобы самому не поддаться панике и не дать панике овладеть сознанием окружающих. Но не только благородство Яна и его выдержка, недюжинное самообладание в действительно критической ситуации так пленительны — это-то было по-любому ожидаемо. Его находчивость, даже дерзость, умение рискнуть всем, сделать ставку на то, что сначала выглядит форменным безумием, и при этом победить — вот это ещё заманчивее. Часто кажущаяся безнадёжность какой-нибудь затеи сама по себе может служить пеленой, застилающей глаза неприятелю, но надо уметь этим толково воспользоваться. В этом плане Ян провёл блестящую психологическую игру.
Ну вот, а затем ему предстоит примерить на себя и роль детектива. Это закономерно, если учесть, что в предыдущем сериале в таком качестве выступали Райнхард и Кирхайс. Только там детективная составляющая естественным образом приобретала оттенок некой сёдзевости: ещё бы, два молоденьких красавчика, пышные интерьеры, полированный камень и резное дерево... В случае с Яном всё куда сдержаннее, рассчитано не на внешний эффект, но и серьёзнее.
И не в том фокус, что аниме это довольно позитивное, даже несмотря на тематику. Фокус в том, что и позитивно оно подчас довольно неочевидными вещами. Очевидными, конечно, тоже — свадьбы, дружба и всё такое. Но есть же история Кефенхиллера, например: жизнь даже не прервавшаяся, а просто логически завершённая, достигшая своей полноты. Не каждый раз средствами анимации удаётся передать, что старик может быть не просто красив, а даже притягательнее, чем когда был моложе; что пленник может быть действительно свободнее любого политика. Удалось, ну а Ян опять-таки и в этой истории не подкачал. А как же, он историком хотел быть, так что ему в истории и впутываться.
Да, и точно так же, как и остальные части сей масштабной саги, эта часть неопровержимо свидетельствует: у того общества, в котором студенты мирных, нужных специальностей подвергаются призыву в армию, будут крайне серьёзные проблемы.
Те несколько штрихов, которые здесь добавлены к портрету Райнхарда, также весьма уместны. Показать, что он, умея проворачивать самые хитроумные комбинации, в то же время не может сколь либо убедительно обманывать Кирхайса, а оправдывается крайне забавно — значит показать гораздо более живой и достоверный характер, чем тот образ, на который златовласый красавец долго ещё будет работать перед публикой.
И наконец, есть моменты просто откровенно умилительные. История Яна Вэньли, Жан-Робера и Джессики, невесомая, мимолётная. То, как застенчиво рдеет Райнхард, отказываясь от алкоголя — несовершеннолетние они с Кирхайсом ведь ещё. И если мангаки и аниматоры способны создать Галактику, в которой такое встречается, то флаг им в руки и самый быстрый флагман в придачу.
|