Всё больше и больше у меня крепнет странное подозрение, что если «Тайна третьей планеты» — это наши «Звёздные войны», то мацумотовская фантастика — своего рода «Звёздные войны» японские. От «Космической симфонии Мэйтел» было бы естественно при этом ожидать, чтобы она занимала положение чего-то вроде «Мести ситхов». Ну, в результате сия часть обширной и запутанной космической саги оказалась всё-таки не настолько трагичной. Зато необходимую долю (со)переживания, ностальгичного любования и неопасного азарта способна предоставить исправно. Для каждого зрителя будет индивидуальным, на сколько парсеков ему это поможет продвинуться по Вселенной человеческой фантазии. Но вот в духовном вакууме никто уж точно не останется, если только сам не пожелает создать его вокруг себя.
Созвездие созданного по мотивам Мацумото имеет очень хитрый и прихотливый рисунок, и какой отправной пункт выбрать для путешествия по означенному миру, решать нужно в порядке сугубо индивидуальном. Но я всё же возьму на себя дерзость посоветовать сначала посмотреть полнометражку 1979 года по Галактическому Экспрессу. Ну, ту самую, которую Ринтаро режиссировал. Так есть шанс не заспойлерить себе некоторые сюжетные ходы и возможно словить даже некий эффект неожиданности — уж слишком печальная там роль у Мэйтел, уж очень пробирает, как увязаны воедино все сюжетные загадки. Потом неплохо глянуть «Легенду Мэйтел», ну, это немного обрисовывает предысторию образов и Мэйтел и Эмиральды, да и кое-что ещё ясненько станет. А «Космическая симфония Мэйтел» для сего уже является естественным продолжением. И потом можно вернуться к полнометражке Ginga Tetsudou 999, уже на основе новых впечатлений пересмотреть.
...Темы, проблемы, вопросы, самое эхо которых долго наверное ещё не умолкнет, какие бы исчерпывающие ответы и решения ни были получены. Что делает человека человеком? Как быть, если почти все твои воспоминания, практически весь твой опыт — скопированы и размножены, удобно помещены в машинную оболочку, может даже и не одну? Что делать, если технологии развились настолько, что человечество, как это модно говорить, уже вполне может обойтись без самого себя? Балансирование на грани пугающе-непознанного. Неожиданная интимность самых обыденных деталей. Вырывание из души с корнем самого сокровенного. Своего рода «Призрак в доспехах», только в профиль... в другой профиль... очень даже, надо сказать, златовласый и прельстительный профиль. Виртуальные симуляции — куда там всевозможным Матрицам. Ибо тут отработать и предъявить зрителю нужно в первую очередь не эффектные и хитрые приёмчики, удары, уколы, выпады. Симулировать нужно выбор, по своей бескомпромиссности, болезненности и драматичности мало с чем сравнимый. И если даже удалось придерживаться этого выбора в виртуальности, нет гарантии, что и в реальности его удастся повторить.
Но всё же не будет лишним попутно убедиться, что фехтовать Мэйтел тоже ой как умеет!
Хорошо, когда к тому же выдерживается баланс. А в мацумотовской физике (и, наверное, лирике, и психологии, и кто знает в чём ещё) сбалансированность выражается не в последнюю очередь в том, чтобы на каждую высокую, загадочную и утончённую красавицу приходилось хотя бы по одному забавному, но мужественному коротышке. Что ж, дам не обделили, у Мэйтел здесь товарищ — неугомонный, никогда не падающий духом и не перед чем не пасующий Наска. В своей меховой шапке он великолепен, да и удачно рушит клише «вот мальчик, и сейчас будет его первая любовь, так что всем приготовиться и соответствующим образом настроиться». Ибо у этого мальчонки за плечами, оказывается, кое-что уже имеется, и затеплившиеся чувства к обворожительной и безупречно грустной красавице — не первое его сердечное испытание. И это, однако, расцвечивает повествование дополнительными нюансами.
Нечестно было бы, если бы при этом забыли про Эмиральду — вот и не забыли. Ну что я могу сказать, как же приятно, что Тотиро времени здесь выделили более-менее прилично! Тем более, что на него приходится изрядная доля местного юмора, а без юмора никуда. Во всяком случае, в любой уважающей себя Галактике.
Конечно, в первую очередь от зрителя зависит, проникнуться или же нет здешней атмосферой. Загородиться от этого всегда просто, а здесь наберётся притом целый ворох уважительных отмазок: несовременная обёртка, оптимистичный пафос, отсутствие психодельности, да и кто знает что ещё. Но если проникнуться, если пропустить это через себя, то в конце концов с помощью нехитрых, но ёмких и зримых символов до нас того и гляди донесут какую-нибудь мысль. Допустим, что даже если ты винтик, болтик, гайка или какая-нибудь другая деталь бездушной, хоть и сложной системы, это ещё не означает, что ты не сможешь эффективно разрушать систему изнутри. И что те, кому нужно встретиться, может когда-нибудь и встретятся снова. Однажды, в далёкой-далёкой Галактике...
|