«-И, что дорогая фея, с завтрашнего дня, я стану человеком?! «Ну, только, если уже к вечеру перестанешь быть таким бесчувственным чурбаном! »
(старые сказки на новый кибернетический лад).
«А это правда, что далеко не всегда электронная копия хуже аналога?! - Ну, это смотря, кто собирал и сколько он вложил души в свою работу! »
(рассуждение о сборке стереотипов).
Старый мастер Джиппето так хотел ребенка, что выстругал Пиноккио, решив одну проблему, и приумножил множество других. На тосканском диалекте «Пиноккио» означает «кедровый орех», тот еще крепкий орешек - весьма стойкий к попыткам педагогики со стороны престарелого прямокрылого рода Acheta domesticus.
Но Дэн Комёдзи решил переплюнуть итальянского мастера и сам стал феей и конструктором вместилища для сердобольного Джемини. Как следствие - профессора кибернетики неумолимо настигла школьная арифметика последствий. При умножении совершенных ошибок - сумма взаимопонимания никак не желает стать положительной.
Казалось бы все просто: робот – это прочное тело минус, естественно, душа. Стальному андроиду Дзиро так и говорят: всяк, даже сказочный сверчок – знай свой шесток! Ты просто машина, потому не забывай о своем механическом месте в мире живых людей, и будь послушной тенью… чужой душевной тьмы.
Или, что куда хуже – оставайся чужим среди своих исполнительных и покладистых собратьев-роботов. Ты свой среди людей, только до той поры - пока не начнешь напоминать им заклинившую электродрель. И тогда, они обязательно начнут штудировать руководство по эксплуатации, чтобы узнать – где там у тебя выключатель, или хотя предохранительные пробки…
С человеком немного сложнее! Хрупка оболочка для бессмертного, но страдающего от мук совести бессмертного духа. Неудобна она в применении и использовании и сбоев в ней не меньше, чем в самом расхристанном на Токийской башне моторизированном пауке. Родительские инстинкты, болезненная тяга к познанию, комплексы и ксенофобия – дефекты сознания и артефакты совести, бесконечные вопросы, обращенные в вечность и опыты над самим собой и своей восприимчивостью к иммунизации искусственным интеллектом.
Этакий призрак в доспехах, обремененный краткостью существования и бесконечным выбором между наполовину хорошим и довольно часто - оправданно плохим. Еще не дай Deus ex machine, не особо амбициозная мать окажется во всем достойной своего одержимого изобретателя-мужа...
Все перемешенно со времен спасения Ноя и только усугубилось с введением в строй Силиконовой Долины. Мировая паутина, где тонкие душевные нити ИИ оказались вплетены в схему алгоритма человеческих жизней, и приправлены изрядной долей сердечной окалины и слезоточивой ржавчиной заблуждений. Всюду пружины тайных влияний и провода, ведущие к динамитным связкам перегибов и утрирований. Что резать, и что вырывать с корнем – не боясь задеть взрывателя или обесточить природное электричество любви и привязанности?!
Сестра журит младшего брата за очеловечивание андроида и сама обречена, влюбиться в разумную машину без хентайного продолжения. «Жми на переключатели, Дзиро! » - незаметно переводит стрелки на искромётную: «Беги, Форест, беги! ».
А ведь человек тоже отчасти робот, только с запасными частями проблема и износ заметно выше среднего. Ребенка с детства, словно лабораторную мышь учат, наставляют на путь наименьшего сопротивления, программируют по давно отработанной плану: красное означает – опасность, горячее – сулит боль, кукла – оболочка без чувств, назвали машиной – лезь в кузов и молча исполняй приказ.
Неуемное желание понять и объяснить – превращается в конвейер по наклеиванию ярлыков: плохой, хороший, добрый и злой, человек или его подобие. Не такой как все – значит чужак, а все чужаки, даже с гитарой за спиной, потенциально опасны. Как говорила мама – беги! Как учил папа, в случаи гипотетической опасности – бей первым! Все мы в рамках матрицы, и братья Вачовски тут не причем. Вот вам, мадам, нужен миксер с комплексов душевных терзаний, а вы, сэр, так остро нуждаетесь в циркулярной пиле с обостренным чувством привязанности?!
Каждый в своей нише: ученый – изобретает, детектив – ищет пропавшего, человек без прошлого, у которого явно не будет будущего - умирает в луже, не дойдя до дома в котором его ждет любящая женщина. Детали в конструкторе человеческого общества - вот только этот атавизм - совесть, пятое колесо в диодной плате, левая резьба на пластиковой гайке, путает выигрышные карты памяти и крошит бонусные фишки власти в бесполезную пыль.
Просто добавь воды и творческого подхода, но почему-то вечно получаются боевые агрегаты и монстры недели. Jinzou Ningen Kikaider унаследовал от 43 серийного сериала слишком многое – чтобы отбросить заводную пружину юношеского сентая, но вопреки заложенной программе – в нем слишком много сметенных человеческих душ, чтобы андроид Дзиро окончательно превратился в стойкого оловянного солдатика.
Когда одно пытаются поместить в другое - обязательно и роботу не поздоровится и род людской в очередной раз убедится в слабости системы управления перед иксами сердечных уравнений. Кривое зеркало предрассудков обязательно даст трещину и в ней обязательно отразится настоящее лицо реального человека, и окажется рано ставить крест на стальном кулаке хорошо вооруженного добра.
Пуля точно расставит многоточие в слезной истории плохой матери и никуда не годного отца. Вот, только плохих родителей – обделённые дети любят сильнее, чем неблагодарные – преданных. Машины подчас благороднее рожденных естественных путем, а главный злой со своими диснеевскими претензиями бледнеет с синевой - перед ряженным в пафос обаятельным дракулой, или, хотя бы, очередным бед-гаем на мотоцикле с прищемленным на фабрике синтетическим моджо.
Все незапланированные встречи обязательно состоятся, а чужие мозги утекут во вражеский стан самым нелегальным экспортом. И финальный раунд затеряется на фоне гитарной меланхолии, плачущих небес и не давшего осечки пистолета в самый убийственный мелодраматический момент.
Вся анимационная истории искусственного гуманоида Кикайдера – сказка для взрослых. Как и полагается, басни - для родителей, нежели для их импульсивных детей, способных по чистоте душевной пнуть копа по лодыжке, она может научить только тому, что давно изучено и накрепко засело в проржавевших шестеренках сердца.
Монстр в человеке и робот, ищущий чувства – Чапек назвал всё своими именами, старик Азимов все давно придумал, Лем давно всё написал, Исиномори Сётаро даже в XXI веке продолжает гнуть золотую линию робототехники.
Официально Jinzou Ningen Kikaider the Animation – аниме-адаптация известного японского 43 серийного сериала, выпущенного студией Sony Animation в семидесятых, и еще менее известной за пределами Японии научно-приключенческой манги. Впрочем, любые факты происхождения весьма условны и даже всезнающая Википедия, как испорченный робот, утверждает о событиях анимационного сериала совсем не то, что есть на самом деле.
История Дзиро очень далека от того, каким был сентай в 70-х, хотя и пытается выглядеть как брат-близнец, который позволял себе свыше 40 серий преодолевать трудности и бороться с кознями фантастических, сколь и дремучих клише.
Пусть ныне термин Android потерял свое человеческое начало и теперь прочно ассоциируется с планшетниками, нетбуками и прочими цифровыми гаджетами. Зато Дзиро приобрел с разумом – осознание своего несовершенства и абсолютно человеческий стимул - меняться в лучшую сторону, несмотря на ухудшение окружающих условий.
«Кикайдер» - не очередная механическая пьеса для рояля в кустах, как бы наигранно не звучали финальные аккорды - ставшей необязательной последней серии-эпилога. Это скорее – меланхолическое рондо, сыгранное на печальных струнах человеческого сердца, и тут как в любом рондо - все сильно меняется по ходу импровизации.
|