Музыку для сямисэна Нитаро исполняет Хиромицу Агацума, известный японский J-Pop музыкант, играющий на цугару-сямисэне.
Два года подряд он становился победителем Национального Конкурса Цугару (в 1995-1996 гг.), впоследствии начал сольную карьеру. На 16-й церемонии вручения «Золотых дисков» Японии его первый альбом Agatsuma победил в номинации «альбом года в жанре традиционной музыки». Ещё большую известность он получил после участия в рекламе Toyota Corolla Fielder. В 2003 году он был награждён как «великолепный музыкант» на 11-й церемонии вручения наград в области искусств и культуры в Сипонити.
СЯМИСЭН (кит. «саньсянь», 三味線 – буквально «три струны») – щипковый инструмент лютневого семейства. В Японию сямисэн попал из Китая, через острова Рюкю.
Корпус сямисэна деревянный, дека кожаная, струны из шелка, строй квартовый или кварто-квинтовый. Имеется ряд разновидностей сямисэна, каждая из которых обладает специфической тембральной палитрой. Звук извлекается с помощью плектра бати и специального приспособления в виде металлического крючка юбикакэ, зажимаемого между первым и вторым пальцами левой руки. При игре плектром звучание сямисэна может приближаться к звучанию ударного инструмента, т.к. при защипывании струны производится удар по кожаной деке.
Наибольшее распространение сямисэн получил во времена эпохи Эдо.
Сямисэн используется как аккомпанемент в двух типах вокальной музыки – мелодичном пении и сказительном пении. Первый тип имеет два отличных друг от друга направления – дзиута и нагаута. Дзиута давала удовольствие как чистая музыка, музыка сама по себе. Нагаута сформировалась как аккомпанемент для танца в традиционных драмах кабуки.
Цугару-дзямисэн ( 津軽三味線 ) – разновидность сямисена и жанр музыки, исполняемой на этом инструменте.
Цугару-дзямисэн получил распространение в местности Цугару префектуры Аомори на самом севере острова Хонсю. По сравнению с обычным сямисэном, у цугару-дзямисэна более толстый гриф, а струн касаются более крупным плектром. Цугару-дзямисены обычно обтянуты собачьей кожей.
Исполнители цугару-дзямисэн славятся вдохновенной импровизацией, а музыка отличается экспрессией и большей жёсткостью по сравнению со звучанием обычного сямисэна.
Сямисэны делятся на три типа: футодзао (большая дека), накадзао (средняя дека) и хосодзао (тонкая дека). Для хосодзао обычно используется кошачья кожа, а для футодзао - собачья. Эти и другие отличия определяют оттенки и громкость звучания. Как отмечает Дайдзё Кадзуо, автор романа, по которому был снят фильм, музыканты босама играли на хосодзао, в то время как Нитаро начал использовать более сильный по звучанию футодзао.
Годзэ (瞽女 – букв. «слепая женщина»).
Годзэ – слепые женщины-музыканты, которые ходят от деревни к деревне, зарабатывая себе на жизнь игрой на сямисэне и исполнением песен. Обычно годзэ путешествуют в компании из нескольких человек, состоящих из старшего – мастера – и нескольких учеников в сопровождении зрячих женщин-поводырей.
Годзэ проводят в дороге почти весь год, останавливаясь в Годзэ Ядо (瞽女宿 – «гостинице для годзэ») и давая представление «Кадодзукэ», а потом зачастую весь вечер выступая перед посетителями или по приглашению на приёме.
Годзэ входят в организацию слепых «Дза», в которой помогают друг другу, но только при условии выполнения строгих правил. Например, существует запрет на вступление в брак. Тех, кто нарушает правила, изгоняют. Их начинают называть «потерянные годзэ» или «посторонние годзэ» (по сюжету романа Дайдзё Кадзуо матерью главного героя была одна из «потерянных годзэ»).
Самые известные годзэ – это Годзэ Нагаока и Годзэ Такада (из префектуры Ниигата). Число годзэ разнилось, но в какие-то годы их число достигало одной тысячи во всей Японии. Это одна из немногих профессий, которые позволены слепым женщинам (наряду с массажем и «пострижением» в монастырь).
БОСАМА – слепой бродячий музыкант (мужчина), играющий на сямисэне.
КАДОДЗУКЭ – представление перед воротами дома, которое даёт босама. Слушатели одаривают музыканта деньгами или едой. Первоначально кадодзукэ был основан на представлении, что Бог стучится в каждую дверь и одаривает людей своей милостью.
ТОДОДЗА – организация слепых музыкантов, играющих на сямисэне. Была образованы в эпоху Муромати братством бродячих монахов, которые исполняли «Сказания о Хэйкэ» (средневековый воинский эпос) и играли на биве (хэйкэбиве). Тододза пользовались покровительством сёгуната, поэтому могли устраивать свои представления во время праздников. После падения сёгуната они сравнялись по положению с босама.
ИТАКО – духовная практика на острове Хонсю, и женщины, которые использовали её, могли общаться с мёртвыми, предсказывать будущее и т.п. По своему авторитету итако были близки к шаманам. Итако становились слепые девочки или девочки, у которых были особые способности – их брали в ученицы, и по прохождении духовной практики становились прорицательницами.
Познавательно, но очень и очень на любителя. Во-первых, на любителя музыки вообще, во-вторых, для интересующихся японской культурой/историей. Ну, а если вы вдруг интересуетесь игрой именно на сямисене... то наверняка уже и сами давно посмотрели =).
Основная сюжетная линия в общем-то классическая: как тяжелым трудом достигается большой успех. Основная интрига - это как простой, но очень талантливый слепой юноша выработал новый стиль игры на сямисене (каком-то особом сямисене... с толстыми стенками, или струнами ...), который изначально считался инструментом для аккомпанимирования из-за более грубого звучания.
Время повествования ~1830-ые годы, то есть, время, когда Япония приобщается к европейской культуре. Так что есть несколько эпизодов, посвященных конфликту между новыми и старыми порядками.
Рисунок мне лично показался странным. Четкая, красивая прорисовка, очень яркие и насыщенные краски... и местами такое впечатление, что в анимацию вставили кусочки фильма: к примеру огонь или текущая вода, развевающиеся на ветру флаги выглядят настолько реалистично и детально, что уже на рисунок не похожи.
Что касается музыки, не сопровождения, а именно той, ради которой все и затевалось, то тут мне на ум приходит только: "кто хипует, тот поймет" =). Если бы не сопровождающие пояснения, я лично с большим трудом отличила бы классический стиль игры от неклассического и звучание простого сямисена от бас-сямисена =). Единственное, что я отметила, так это то, что бас-сямисен местами звучит чуть-чуть похоже на электрогитару.
В общем сделано хорошо, но очень на любителя. Я даже оценивать не буду, т.к. ни музыкой, ни сямисенами не интересуюсь.
+6
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Большое спасибо за анонс и внятный развернутый комментарий. Фильм обязательно посмотрю. Несколько неточностей, однако, в комментарий вкралось. Футодзао, хосодзао и тюдзао - это сямисэны, различающиеся толщиной шейки (грифа), которая называется сао. Соответственно это инструменты с толстой, тонкой и средней толщины шейкой, каждый из которых используется в строго определенных жанрах музыки для сямисэна, так как толщина шейки влияет на качество звука. У классического сямисэна верхняя дека делается из кошачьей кожи, а нижняя - из собачьей, которые натягиваются на деревянный корпус. Образно говоря, сямисэн - это барабан с грифом. Поэтому у него такой своеобразный звук с перкуссивными призвуками, которые создаются ударами плектра бати по корпусу во время игры (защипывая струну, особенно нижнюю, самую тонкую, плектр задевает корпус). Юбикакэ - это всего-навсего "подвешиватель пальца", трикотажная перчаточка, которая надевается на большой и указательный пальцы левой руки, чтобы облегчить кисти скольжение по грифу во время игры. Гриф длинный, и кисти приходится ездить по грифу туда-сюда, чтобы сыграть виртуозные пассажи, которыми изобилует цугару сямисэн (и все прочие жанры музыки для сямисэна). Есть еще несколько неточностей, но больше придираться не буду!
+6
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Шикарное произведение, шикарная подача, шикарное музыкальное сопровождение. Если в начале фильма, мне казалось музыка сродни кантри, то уже в самом конце... Если бы у мужика была бы электро-гитара - это был был убойный металл! Серьезно! Впервые слышала этот инструмент (по крайне мере целенаправленно сидеть и вслушиваться), но это было круто. Я почему-то долго была убеждена, что это "балалайка" может выдавать скудные звуки (такие как в начале женщина под свое красивое пение играла). Но оказывается, три струны в грамотных руках - это сила! До мурашек, до аплодисментов!
Что касается непосредственно фильма, то рисовка красивая и детализированная. Глаз радуется! Сюжет с одной достаточно прост: преграда - мечта - путь по тернистой дороге к профессионализму и мастерству. А с другой, если учесть что это история реального человека - одно восхищение, такому упорству. Другой бы остановился, сказал: "Если мне нельзя быть тем-то, то и не стоит начинать", и на этом мечта умерла. Именно такие люди как главный герой и меняют кардинально под себя мир.
Хоть фильм и не для широкой публике и не все в нем европейскому современному человеку понятно и приемлемо, но он стоит того, чтобы быть одной из тех историй, которые попадают в разряд "История успеха или как достичь своей мечты"
Огромное спасибо музыканту за этот треш в моих чувствах, спасибо команде работающей над этой историей за новые впечатления, и сердечное спасибо команде переводчиков за то, что мне довелось узнать эту историю. 9/10
+3
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше. Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура