Япония, пятидесятые годы прошлого столетия. После смерти матери двенадцатилетняя Мидори остаётся круглой сиротой и оказывается в составе бродячей цирковой труппы, все члены которой имеют какие-либо физические уродства или отклонения. Бедной девочке пришлось перетерпеть там множество издевательств и унижений, пока к труппе не присоединился карлик доктор Масаницу, обладающий редким даром гипноза. Масаницу берёт Мидори под своё покровительство, но его чувства к ней не просто отеческие...
Конечно, авторскому фильму Харады Хироси «Мидори» далеко до радикального авангарда бруталистов и ситуационалистов в кинематографе. Все познается в сравнении, если вспомнить «Зеленого Слоника», не случайно претендующего на титул «самого грязного фильма тысячелетия», то и «Мидори» может показаться незатейливым времяпровождением.
Однако, в связи с тем, что многим повезло не увидеть скандальный фильм Светланы Басковой, то рассматривать это аниме следует без изначально завышенного порога восприятия насилия, хотя крепкий желудок все-таки зрителю, как минимум, необходим. Также лучше оставить в стороне сравнения данного произведения с эрогуро, и прочим неформальным, но чрезвычайно коммерческим, в своем садистском эпатаже, продуктом потребления. А назвать «Мидори» финансово успешным проектом уж точно никак нельзя, вспомнив, хотя бы, как и кем, оно создавалось.
При описании «Shoujo Tsubaki» лучше ограничиться максимально сухим, прозаичным и почти медицинским беспристрастным стилем, ведь распаляться на смачные эпитеты и животрепещущие сравнения в отношении этого произведения – уже первый шаг к патологическому влечению.
«Мидори» вызывает бурю эмоций, что неудивительно, учитывая смесь кошмара реальной жизни главной героини, ее страшные сны и мясницкую фантасмагорию наведенных галлюцинаций. Иное дело, что после завершения сеанса, кроме будоражащего эмоционального осадка, негативной реакции на беспросветную безнадегу, раздумья о художественной ценности также возникают. Что далеко неожиданно, и не типично для трэша.
И, прежде всего потому, что эрогуро характеризуется и красуется отсутствием сюжета как такового, рваным и малообоснованным ритмом смены сцен садизма, некро и капрофилии. Оно давно и прочно дистанциолизировалось от традиционных постулатов художественной мысли, и представляет по большей части рисованное порно, не ограниченное физиологическими рамками и уголовным кодексом.
Действительно, поначалу кажется, что и «Мидори» только нарезка шокирующих ситуаций, откровенно жестоких сцен, рисующих нравственно падших уродцев и их издевательства над двенадцатилетней Мидори, волею случая оказавшейся «своей среди чужих».
Но, с течением времени, стержень сюжета все-таки проявляется в полном объеме, и обретает стройность и последовательность. И, прежде всего, с момента появления в истории карлика – гипнотизера Удивительного Масамитсу, и вплоть до неожиданного, хоть и предсказуемого, как удар ножа, окончания фильма. Его так и хочется назвать эпитафией над мечтой Мидори убежать от ужасов в малознакомый ей мир счастья. Да жизнь скоротечна и недолговечна, гораздо хуже, когда это даже не жизнь, а выживание.
Понятие нормальности в среде моральных уродов, и физических калек в мире «Shoujo Tsubaki» весьма зыбко и почти не имеет точки приложения. Фильм скорее доходчивая иллюстрация к весьма горькому высказыванию: «Человек - это такая сволочь, что с течением времени ко всему привыкает и приспосабливается».
Судить о какой–либо эстетизации секса и насилия однозначно затруднительно, несмотря на несомненный талант мастера на все руки, господина Хироси, все творящееся в фильме настолько анатомично, что скорее подходит криминальной хронике, нежели трудам почитателей маркиза Де Сада.
Зрители в фильме, приходящие полюбоваться на телесные изъяны, как любая любопытствующая аномалиями толпа, лишена и этики, и нравственности. Уродливые тела влекут уродливых душой. И назвать зевак хранителями положительных черт человеческого характера, вряд ли осмелится самый наивный посмотревший этот фильм.
Нет в «Мидори» постмодернистского разочарования цивилизацией, ибо нет в ней никакой цивилизации, и ее шатких постулатов, печальная история эта могла произойти в любые эпохи и в любых странах. Есть нескрываемый крик тоски, вопль в спешащей толпе, которой все равно, что кто-то где-то страдает и умирает.
И в итоге может закрасться мысль, что творению Харады Хироси применима меткая фраза Константина Райкина: «Что такое страшный сон артиста? Это когда тебя не надо, а ты есть! »
+10
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
LuckyScribble | отзывов: 34, их сочли полезными 185 раз
2009.07.07
Осиротевшая девочка, продававшая цветы, по совету пожалевшего ее прохожего попадает в цирк. Ее мечты о счастливой и нормальной жизни, мягко говоря, накрываются неподъемным медным тазом, и ей остается терпеть непрекращающиеся издевательства уродцев, окружающих ее. Но на горизонте появляется "спаситель" - странный карлик, выручивший цирк своим диковинными способностями и взявший под опеку измученную девочку. Все происходящее на экране омерзительно, так что о наслаждении от просмотра можно позабыть. В течение 47 минут зрителям демонстрируют разнообразные физические и моральные уродства, сдобренные эротическими (хотя, эротика - слишком красивое слово) и садо-мазохистскими зарисовками. В цирке все действует по принципу методичного уничтожения надежд и ожиданий в самых извращенных формах, и название манги, по которой аниме снято и было, идеально отображает содержание - Шоу уродов. Это живой пример арт-хаузного трэша начала девяностых годов, снятого на скорую руку, так как многие кадры являются раскрашенными страницами манги, периодически картинки анимируют, но со статичными кадрами, занимающими не меньше половины экранного времени, стоит смириться.
Страсть автора к анатомическим подробностям и расчлененке налицо, и можно даже поставить "плюсик" за тщательный рисунок и нестандартный дизайн, перекликающийся со стилистикой укиё-э, но с сюжетом творится что-то неладное. Несмотря на все гадости первой части фильма, во второй наша жертва не только не держит зла на мучителей, но еще и лелеет надежды, что все у них будет хорошо, и пути их снова пересекутся (самая милая сцена, коей место в выжимающем слезу седзе-аниме). Самым непонятным в итоге оказался финал. Идею того, что автор своим персонажам счастья никогда не желал, а на лицо ужасные и жуткие внутри герои не оставят равнодушными, ясна, да только прорисовка отняла все силы, не оставив надежды на проработку образов персонажей и вменяемый финал. То, что произошло с девочкой на последних минутах просмотра, осталось за пределами моего понимания.
Но больше всего меня удивил факт лицензирования в России манги про это фрик-шоу, и как она попала в список, где красуется ширпотреб, тоже неизвестно. Возможно, нужно было разнообразить ассортиментную матрицу чем-то неприглядным и провокационным, и эта задача выполнена на все сто. Но бумага стерпела подобную историю, а вот пленка только пострадала, и если есть доступ к печатному первоисточнику, то мимо экранизации можно пройти без содрогания сердца.
+3
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
«Мидори» мне в свое время посоветовали как ужасы. Но вот отнести его к ужасам как таковым у меня после просмотра язык не поворачивается. Поставить его рядом с «Эльфийской песней», у которой почему-то в жанрах указано – ужасы, или даже со столь любимыми мной «Аякаси. Классикой японского ужаса» - невозможно.
Невозможно-то невозможно, но это не отменяет того факта, что «Мидори» очень страшная и жестокая история. Но это страх фон Триера, а не Ромеро. В нем нет литров крови, нет ужасных монстров и мстительных духов. Хотя… девочка-то попадает в цирк уродов. И пусть там люди, но менее монстрами в ее глазах они не становятся. И даже «любовь» не становится спасением из этого мира.
Смотря на все, что ее окружает по воле судьбы, Мидори сначала с ужасом дергается в разные стороны, без возможности вырваться из круга кошмаров, а потом вдруг почти что смиряется. Моральное и психологическое насилие, замешанное на насилии физическом, сводящая с ума действительность, замкнутость пространства, невозможность вырваться за границы своей клетки… Вот где скрывается настоящий ужас.
Графика и стиль изложения тоже добавляют своей капли безумия во все это действо. Практически застывшие кадры, которые сменяются неспешно, замирающие на пике движения или эмоций.
Рисунок очень и очень далекий от привычного нам стиля аниме, но при этом наполненный характерными чертами практически любого аниме. Музыка, которая еще больше нагнетает обстановку. Она странная, обрывочная, угнетающая. На все это уже через 20 минут перестаешь обращать внимание и неотрывно следишь за судьбой Мидори.
Бывают случаи, когда перед началом фильма зрителя честно предупреждают – слабонервным, беременным, психически неуравновешенным и детям до … от просмотра воздержаться.
Можно такое предупреждение выдать в случае с «Мидори»? ДА! Лично у меня комок в горле стоял в ряде эпизодов и первую половину смотрела с изрядной долей отвращения. Но раз уж начала смотреть, надо было заканчивать. Так же я пробивалась через вонь и грязь первых страниц «Парфюмера».
Так стоит ли вообще смотреть «Мидори»? Несомненно, что ДА! Этот редкий случай, когда аниме вырывается за жесткие рамки и становится чем-то большим.
Все время пока смотришь «Мидори», в голове крутится – неужели не вырвется, неужели не справится, неужели сломается, хочется, что бы у неё все было хорошо, но… что значит хорошо? Жить и помнить, умереть и забыть или кануть в бездну сумасшествия…
Белая фигурка на белом фоне, рыдающая то ли от собственных страхов, то ли от счастья, что сумела их побороть, то ли это плач о странной её погибшей любви - не оставляет шансов, а может быть и наоборот. А может все это иллюзия и ничего более?
+3
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше. Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура